Судья Минервина А.В. Дело № 33-4294/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Сидоркина И.Л.,
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,
при секретаре Савиных Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по заявлению прокурора г. ФИО5, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «РосТранс» о признании деятельности незаконной и ее прекращении,
поступившие по апелляционной жалобе директора ООО «РосТранс» ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. ФИО5 от 28 июня 2016 года, которым заявление прокурора г. ФИО5 удовлетворено, постановлено:
Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «РосТранс» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 119 «<данные изъяты>» на территории МО «Город Киров».
Обязать ООО «РосТранс» прекратить деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» на территории МО «Город Киров» с нарушением лицензионных требований, предъявляемых к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. ФИО5, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «РосТранс» о признании деятельности незаконной и ее прекращении. В обосновании требований указал, что прокуратурой города ФИО5 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в деятельности ООО «РосТранс». Проверкой установлено, что ответчик осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии № от <дата>. Видом услуг, оказываемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» являются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. ООО «РосТранс» осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту № «<данные изъяты>». Для осуществления перевозок по данному маршруту ООО «РосТранс» используются автобусы марки ГАЗЕЛЬ с регистрационными номерами №, №, №, №, №, марки ЛУИДОР с регистрационными номерами № №, №, №, №, №, №.
Факт осуществления ООО «РосТранс» перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» подтверждается копиями актов проверок межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и республике Марий Эл, постановлениями о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства в области пассажирских перевозок, копиями путевых листов, договором аренды автотранспортного средства, материалами проверок, проведенными администрацией г. ФИО5 и прокуратурой Октябрьского района г. ФИО5, информацией ОАО «КировПассажирАвтотранс» и объяснениями сотрудников Общества. Право на осуществление перевозок по маршрутам городского пассажирского транспорта может осуществляться только перевозчиками, заключившими договор с администрацией г. ФИО5. До <дата> реестр маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» утверждался постановлением администрации города ФИО5 от <дата>№-П (ред. от <дата>). В настоящее время реестр маршрутов регулярных перевозок транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» утвержден постановлением администрации города ФИО5 от <дата>№-п. Согласно данному постановлению маршрут № в реестре не значится, однако ООО «РосТранс» осуществляет перевозку пассажиров по неутвержденному маршруту №, договора об оказании услуг по перевозке пассажиров между администрацией города и ООО «РосТранс» не имеется. Наличие вышеуказанных фактов свидетельствует о нарушении ООО «РосТранс» лицензионных требований, к которым в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» помимо прочих относится соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Истец просил, с учетом измененных в ходе рассмотрения дела требований, признать незаконными действия ООО «РосТранс», в том числе в период с <дата> по февраль 2016 года, ООО <данные изъяты> по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» на территории МО «Город Киров», обязать ООО «РосТранс», ООО «Ространс 2» прекратить деятельность по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» на территории МО «Город Киров» с нарушением лицензионных требований, предъявляемых к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Определением суда от 28 июня 2016 года производство по делу в отношении ООО <данные изъяты> прекращено на основании абз. 7 ст. 220 ГПК РФ.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе директор ООО «РосТранс» ФИО1 просит отменить решение суда от <дата> и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает как на несоответствующее действительности и материалам дела отраженное в мотивировочной части решение его согласие с уточненным иском. В заявлении об отмене заочного решения сообщал, что последним днем осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» являлось <дата>. На момент вынесения решения, т.е. на <дата>, такие перевозки ООО «РосТранс» не осуществлялись, в связи с чем вынесено незаконное решение. Кроме того, судом первой инстанции в нарушение положений ч. 2 ст. 56 ГПК РФ не был определен предмет доказывания, в связи с чем ответчик не имел возможности собрать и представить дополнительные доказательства по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы о надзору в сфере транспорта врио начальника управления ФИО2 выражает не согласие с доводами жалобы, указывает на продолжение ООО «РосТранс» осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршруту № «<данные изъяты>».
Прокурор г. ФИО5 в возражениях на апелляционную жалобу ООО «РосТранс» приводит доводы о законности решения суда от <дата>, оспаривает доводы апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации МО «Город Киров» по доверенности ФИО3 и представитель Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл по доверенности ФИО4 привели доводы о законности и обоснованности оспариваемого судебного акта и просили оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, и, учитывая, что об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, а в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения в области лицензирования пассажирских перевозок регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", другими нормативными актами.
Исходя из требований п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280, деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.
Правоотношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов, соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателем, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, а также постановлением Правительства российской Федерации от 14.02.2009 № 112.
Требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять регулярные перевозки по маршруту и расписанию, которые утверждены уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральное законодательство фактически устанавливает необходимость прохождения перевозчиком определенной процедуры допуска к осуществлению регулярных перевозок - утверждению уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления для перевозчика маршрута и расписания, по которым он будет выполнять регулярные перевозки.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Положениями ст.ст. 11, 12, 25 Федерального закона от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.2,1.3, 1.4 Порядка утверждения маршрутов и графиков движения транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденного постановлением администрации города ФИО5 от 01.12.2014г. № 5120-П, открытие новых, изменение и закрытие утвержденных маршрутов транспорта общего пользования, а также утверждение графиков движения по маршрутам транспорта общего пользования производится на основании постановления администрации города ФИО5. Сведения об открытии, изменении и закрытии маршрутов транспорта общего пользования вносятся в реестр городских маршрутов и публикуются в средствах массовой информации. Основанием для осуществления перевозки пассажиров по определенному маршруту транспорта общего пользования является постановление администрации города ФИО5 об утверждении конкретному перевозчику графика движения по маршруту и договор об оказании услуг по перевозке пассажиров между администрацией города и перевозчиком в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, право на осуществление перевозок по маршрутам городского пассажирского транспорта может осуществляться только перевозчиками, заключившими договор с администрацией г. ФИО5.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с <дата> ООО «РосТранс», ИНН №, ОГРН № зарегистрировано в качестве юридического лица для осуществления регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении. Учредителем юридического лица является ФИО1
Проведенной прокуратурой города ФИО5 проверкой соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в деятельности ООО «РосТранс» установлено, что ООО «РосТранс» осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии № № от <дата>. ООО «РосТранс» осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршруту № «<данные изъяты>». Для осуществления перевозок по данному маршруту ООО «Ространс» используются автобусы марки ГАЗЕЛЬ с регистрационными номерами №, марки ЛУИДОР с регистрационными номерами № № Право на осуществление перевозок по маршрутам городского пассажирского транспорта может осуществляться только перевозчиками, заключившими договор с администрацией г. ФИО5. До <дата> реестр маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров», утверждался постановлением администрации города ФИО5 от 15.12.2014 № 5468-П (ред. от 07.10.2015). В настоящее время реестр маршрутов регулярных перевозок транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» утвержден постановлением администрации города ФИО5 от 09.12.2015 № 4450-п. При этом согласно данному постановлению маршрут № в реестре не значится, однако ООО «Ространс» осуществляет перевозку пассажиров по неутвержденному маршруту №, договора об оказании услуг по перевозке пассажиров между администрацией города и ООО «Ространс» не имеется.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела факт нарушения ООО «Ространс» лицензионных требований, к которым в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» помимо прочих относится соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом нашел свое подтверждение.
При этом судом сделан обоснованный вывод о том, что ООО «Ространс» своей деятельностью по перевозке людей ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пользующихся услугами перевозки по указанному маршруту, создают аварийные ситуации на дороге и данные нарушения носят неустранимый характер.
Факт осуществления ООО «Ространс» перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» подтверждается копиями актов проверок межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и республике Марий Эл, постановлениями о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства в области пассажирских перевозок, копиями путевых листов, договором аренды автотранспортного средства, материалами проверок, проведенными администрацией г. ФИО5 и прокуратурой Октябрьского района г. ФИО5, информацией ОАО «КировПассажирАвтотранс» и объяснениями сотрудников Общества (том 1, л.д. 14 - 62, 91-94, 96-123, 189-225).
Кроме того, все эти обстоятельства были установлены и проверялись Арбитражным судом Кировской области, согласно решению которого от 04.09.2015 ООО «РосТранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Указанное решение вступило в законную силу 21.09.2015 (том 1, л.д. 102 - 105).
На основании изложенного судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы о неосуществлении ООО «РосТранс» регулярных пассажирских перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» подлежащими отклонению, поскольку они опровергаются материалам дела.
Довод жалобы о несоответствии действительности и материалам дела отраженного в мотивировочной части решения согласия директора ООО «РосТранс» ФИО1 с уточненным иском также подлежит отклонению, поскольку как следует из протокола судебного заседания от <дата> директор ООО «РосТранс» ФИО1 в суде первой инстанции признавал заявленные исковые требования в полном объеме и давал пояснения о нарушении ООО «РосТранс» действующего законодательства при осуществлении пассажирских перевозок по маршруту № «<данные изъяты>» в 2014-2016 гг. (том 1, л.д. 144). При этом замечаний на протокол не принесено, других доказательств в подтверждение данного довода суду также не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика правового значения для рассматриваемого спора не имеют и также не влияют на законность принятого решения, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. ФИО5 от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: