Судья Смоленский В.В. дело № 33-4296/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2014 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Залесовского районного суда Алтайского края от 26 марта 2014 года по делу
по иску ФИО1 к Администрации Залесовского района Алтайского края об обязании включить в стаж муниципальной службы периоды работы, назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии как муниципальному служащему, произвести перерасчет с учетом включенного стажа муниципальной службы.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Залесовского района Алтайского края об обязании включить в стаж муниципальной службы периоды работы, назначить ежемесячную доплату к трудовой пенсии как муниципальному служащему, произвести перерасчет с учетом включенного стажа муниципальной службы.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что с 11 июля 2012 года истец является получателем трудовой пенсии по старости. Обратившись к ответчику с заявлением о назначении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как муниципальному служащему и произведении перерасчета по дату обращения, получил отказ по причине отсутствия необходимого стажа муниципальной службы, составляющего 15 лет. При этом, ответчиком не были засчитаны в стаж муниципальной службы, в том числе, спорные периоды работы и установлен стаж муниципальной службы в размере 13 лет 11 месяцев 6 дней, что является недостаточным для удовлетворения заявления. Полагает указанное решение незаконным, поскольку наличие спорных должностей в разделе «классификатор должностей служащих» «Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986, действовавшем в спорные периоды работы истца, предполагает возможность их зачета в стаж муниципальной службы.
С учетом уточнения просил обязать ответчика включить в стаж его муниципальной службы периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности агронома Заплывинского отделения, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности главного агронома совхоза «Правда», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности директора совхоза «Борисовский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности начальника Залесовской госсеминспекции, установить ему ежемесячную доплату к трудовой пенсии как муниципальному служащему с ДД.ММ.ГГ, произвести перерасчет с учетом включенного стажа муниципальной службы, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Решением Залесовского районного суда Алтайского края от 26 марта 2014 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит указанное решение отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу, администрация Залесовского района Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения.
Стороны, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
При этом суд исходил из того, что у истца отсутствует необходимый трудовой стаж для получения ежемесячной доплаты как муниципальному служащему, а занимаемые истцом должности не относятся к должностям государственной гражданской и муниципальной службы, дающим право на получение такой доплаты.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит соответствующим закону.
В силу положений ст.6 Федерального закона РФ от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон №25-ФЗ), должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Положениями ст. 7 Федерального Закона №25-ФЗ предусмотрено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
На основании ст.25 указанного Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Статья 10 Закона Алтайского края от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» устанавливает, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы; муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы; иных должностях, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».
Исчисление стажа муниципальной службы и зачет в него иных периодов трудовой деятельности осуществляются в порядке, установленном для государственных гражданских служащих Российской Федерации.
В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, пенсии за выслугу лет, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.
Подпунктом «з» п. 14 Указа Президента РФ от 20.09.2010 №1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных органах, образованных в соответствии с конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, в высших государственных органах автономных республик, местных государственных органах (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономной области, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах).
Пункт 2 Указа устанавливает, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу настоящего Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным служащим в указанный стаж.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что субъект Российской Федерации, наделен правом самостоятельно устанавливать порядок пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную или государственную гражданскую службу, предусматривая различные виды гарантий таким служащим, в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии. Орган местного самоуправления в соответствии с установленным субъектом порядком пенсионного обеспечения указанной категории граждан, также наделен правом на утверждение соответствующего реестра должностей муниципальной службы, а также на определение размера доплаты к пенсии лицу, проходившему муниципальную службу.
При этом судебная коллегия полагает, что поскольку Законом Алтайского края №134-ЗС предусмотрено включение в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы периодов в должностях, предусмотренных приведенными Указами Президента РФ и муниципальных должностях, то в стаж муниципальной или государственной гражданской службы, дающей право на ежемесячную надбавку к пенсии за выслугу лет, засчитываются периоды, предусмотренные реестрами соответствующих должностей, утвержденных данными Указами, реестрами должностей муниципальной службы, утвержденными органом местного самоуправления, реестрами муниципальной и государственной гражданской службы субъекта РФ, а также периоды, которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора являются обстоятельства прохождения лицом муниципальной или государственной гражданской службы в должностях, указанных в соответствующих реестрах, а также периодов такой службы, включенные ранее в указанный стаж в соответствии с установленным порядком.
Судебная коллегия, соглашаясь с правильным выводом суда первой инстанции, полагает, что указанных обстоятельств истцом не приведено.
Так из материалов дела следует, что истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии как муниципальному служащему в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы, являющимся основанием для получения такой надбавки, который должен составлять не менее 15 лет.
При этом, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности агронома Заплывинского отделения, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности главного агронома совхоза «Правда», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности директора совхоза «Борисовский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности начальника Залесовской госсеминспекции, о включении которых заявлено в настоящем иске.
Вместе с тем, как правильно указано судом, занимаемые истцом должности в силу вышеизложенного, не относятся к должностям, указанным в реестрах должностей муниципальных и государственных служащих, утвержденных приведенными Указами Президента РФ и Закона Алтайского края №134-ЗС.
Кроме того, п.4.1 Положения «О порядке назначения, индексации и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования Залесовского района Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края» предусмотрено, что доплата к пенсии лицам, замещавшим должности, установленные Перечнем должностей в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края в период существования СССР и РСФСР для назначения доплаты к пенсии (Приложения 1,2,3 к Положению) и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев, связанных с виновными действиями, устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплата к ней составляла при замещении такой должности в течение 1 срока полномочий 45% среднемесячного денежного содержания.
В Перечень должностей (приложения 1,2,3 к положению) спорные должности не включены.
При этом, судебная коллегия учитывает, что должности агронома, главного агронома, директора совхоза, не относятся к муниципальным должностям и должностям государственной гражданской службы, поскольку не представлено доказательств того, что совхозы, в которых истец осуществлял свою трудовую деятельность относились к государственным органам.
Пунктом 1 «Рекомендаций по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования», утвержденных Министром сельского хозяйства РФ от 14 января 1993 года предусмотрено, что совхоз является сельскохозяйственным предприятием с коллективной собственностью на принадлежащее ему имущество и государственной собственностью на землю, переданную ему в бессрочное (постоянное) пользование, производит и реализует сельскохозяйственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
Совхоз самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Совхоз является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютный, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Совхоз может иметь товарный знак, эмблему и другие реквизиты. Устав совхоза утверждается общим собранием трудового коллектива.
Совхоз действует на принципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по производству сельскохозяйственной продукции и его совершенствованию, социальному развитию и материальному стимулированию работников.
Главной задачей совхоза является производство сельскохозяйственной и другой продукции, ее переработка и реализация на основе рационального использования земли, других ресурсов и получение прибыли для повышения благосостояния членов коллектива, улучшения условий их труда и быта.
Таким образом, поскольку совхоз не является государственным или муниципальным органом, а доказательств обратного истцом не представлено, то суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Не находит судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы в части включения в стаж муниципальной службы истца периодов его работы начальником Залесовской госсеминспекции по следующим основаниям.
В силу п.1 Распоряжения Совета Министров РСФСР от 07 апреля 1969 года №723-р на Минсельхоз РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы возложена обязанность преобразовать республиканскую контрольно-семенную лабораторию при Минсельхозе РСФСР в республиканскую государственную семенную инспекцию при этом Министерстве и контрольно-семенные лаборатории министерств сельского хозяйства автономных республик, управлений сельского хозяйства, крайисполкомов и облисполкомов, районных (межрайонных) производственных управлений сельского хозяйства соответственно в республиканские (АССР), краевые, областные, районные (межрайонные, территориальные) государственные семенные инспекции при министерствах сельского хозяйства автономных республик, управлениях сельского хозяйства крайисполкомов и облисполкомов и районных (межрайонных) производственных управлениях сельского хозяйства.
В соответствии с п.п 2, 4 Примерного положения «О государственной семенной инспекции субъекта Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства Сельского хозяйства РФ от 26 апреля 1999 года №311, государственная семенная инспекция является государственным учреждением, основной деятельностью которой является сортовой и семенной контроль в отношении посевов и семян, принадлежащих физическим и юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, которые осуществляют деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации осуществляется в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, положениями ст.10 Закона Алтайского края №134-ЗС предусмотрено включение в стаж муниципальной службы периодов работы на государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, иных должностях, предусмотренных Указом президента РФ от 20.09.2010 года.
Частью 7 ст.17 Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года №78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края» установлено, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчета ее размера, индексации, а также основания приостановления выплаты устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 января 2010 года N25 «Об утверждении порядка принятия решений о включении в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в администрации Алтайского края и иных органах исполнительной власти Алтайского края, периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях» утвержден порядок принятия таких решений.
Из содержания п.п 1,2 указанного Порядка следует, что настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с включением в стаж государственной гражданской службы (далее также - "гражданская служба") государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Администрации края и иных органах исполнительной власти Алтайского края (далее - "гражданские служащие"), периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - "отдельные должности"), для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
Включение в стаж гражданской службы периодов замещения отдельных должностей, опыт и знание работы в которых необходимы гражданским служащим для выполнения обязанностей в соответствии с должностным регламентом, осуществляется на основании решения комиссии Администрации края по рассмотрению вопросов о стаже государственной гражданской службы и оформляется: гражданским служащим, замещающим должности в Администрации края и должности руководителей органов исполнительной власти Алтайского края и их заместителей - распоряжением Администрации края; гражданским служащим, замещающим должности в органах исполнительной власти Алтайского края, за исключением должностей руководителей этих органов и их заместителей, - приказами руководителей органов исполнительной власти Алтайского края.
Кроме того, п.3 указанного Постановления установлено рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Алтайского края с учетом настоящего постановления принять соответствующие нормативные правовые акты о порядке включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет входят периоды замещения должностей, предусмотренных Перечнями государственных должностей РФ, утвержденных вышеприведенным Указом Президента РФ, реестрами должностей, утвержденных субъектом РФ, реестрами должностей, утвержденными органами местного самоуправления, а также периоды, не предусмотренные такими Перечнями, но включаемые в стаж гражданской службы представителем нанимателя, в которые включаются те периоды работы, когда были опыт и знания работы в которых необходимы гражданским служащим для выполнения обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Приведенные Перечни и реестры должностей, утвержденные Указом президента РФ, Законом Алтайского края, а также решением Залесовского районного совета депутатов Алтайского края, должность начальника госсеминспекции не поименована. Решением Администрации Алтайского края, наделенным правом на включение таких периодов в муниципальный стаж, указанные должности не включены.
Департамент по вопросам государственной службы и кадров администрации Алтайского края в стаж муниципальной службы истца не включил спорные периоды, определив стаж муниципальной службы 13 лет 11 месяцев 6 дней, тем самым подтвердил отсутствие права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как муниципального служащего.
Таким образом, заявленные истцом требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы жалобы со ссылкой на то, что занимаемые истцом должности предусмотрены общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, в связи с чем подлежат включению в стаж муниципальной службы истца, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка в порядке, предусмотренном ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права не допущено, следовательно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Залесовского районного суда Алтайского края от 26 марта 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи