ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4298/2021 от 18.03.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Нуриахметов И.Ф. УИД 16RS0041-01-2020-005324-48

дело № 33-4298/2021

учет № 146 г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2021 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Хисамова А.Х.,

судей Курмашевой Р.Э., Митрофановой Л.Ф.,

при ведении протокола помощником судьи Галеевой Д.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хисамова А.Х. гражданское дело по апелляционному представлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к лечебно-профилактическому частному учреждению профсоюзов санаторий «Бакирово» об обязании довести качество сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и возмещении ущерба причиненного окружающей среде отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился к лечебно-профилактическому частному учреждению профсоюзов санаторий «Бакирово» с заявлением о возложении обязанности довести качество сбрасываемых сточных вод с очистных сооружений до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ и возмещении ущерба причиненного окружающей среде.

В обоснований требований указано, что в ходе проведенной Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства об охране объектов животного мира лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» и обследования с привлечением специалистов Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам и Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан установлено, что хозяйственные-бытовые стоки санатория «Бакирово» проходят очистку на очистных сооружениях, расположенных на территории санатория и далее, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 1475/18 от 25 ноября 2018 года, сбрасываются в р. Каратай.

По требованию прокуратуры специалистами Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 21 января 2020 года в 11 часов 30 минут были отобраны пробы воды в водном объекте точках выше и ниже от места сброса с очистных сооружений санатория, а также сточной воды с места сброса с очистных сооружений. Согласно протоколу результатов анализа проб сточной воды, сбрасываемой организацией после биологических очистных сооружений санатория №120 от 28 января 2020 года установлены превышения нормативов допустимых сбросов (НДС): по аммонию в 1,6 раза; по нитритам – в 9,4 раза; по фосфатам – в 18,3 раза; по хлоридам – в 2,4 раза; по сульфатам – в 2 раза.

Также сточная вода санатория «Бакирово», сбрасываемая в р. Каратай, приводит к ее загрязнению, что подтверждается протоколами анализа проб природной воды № 19, 21 от 28 января 2020 года, отобранной выше и ниже места сброса вод с очистных сооружений.

Согласно расчету размер вреда, нанесенный водному объекту р. Каратай, за период с 22 июня 2018 года по 28 января 2020 года, составил 5 310 828 рублей.

По результатам проверки прокуратурой в адрес руководства санатория внесено представление об устранении нарушений норм природоохранного законодательства. Однако, как показала проверка исполнения требований прокуратуры, качество сбрасываемой с очистных сооружений сточной воды в р. Каратай не соответствует экологическим требованиям.

Татарский природоохранный межрайонный прокурор полагает, что ответчик не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды и не предпринимает достаточных мер по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ в водный объект, что является нарушением природоохранного законодательства.

На основании изложенного, Татарский природоохранный межрайонный прокурор просил:

обязать лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов санаторий «Бакирово» в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточный воды;

взыскать с лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов санаторий «Бакирово» в федеральный бюджет ущерб, нанесенный окружающей среде, в сумме 5 310 828 рублей;

взыскать с лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов санаторий «Бакирово» государственную пошлину в доход бюджета.

В дополнении к заявлению, Татарский природоохранный межрайонный прокурор указал, что определением Лениногорского городского суда Республики Татарстан по делу № 2-814/2020 по иску о взыскании ущерба в сумме 2 527 027 рублей, между Юго-Восточным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» утверждено мирового соглашение, согласно которому ответчик обязуется вместо возмещения вреда провести ремонтные работы до 1 сентября 2021 года и довести качество сточной воды до требуемых нормативов. Указанное мировое соглашение противоречит действующему законодательству, поскольку Юго-Восточным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан не вправе было заключать мировое соглашение.

В заседании суда первой инстанции представитель Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры - помощник Лениногорского городского прокурора Пудянев А.М. поддержал требования.

Представитель лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов санаторий «Бакирово» Калимуллина В.М. исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Бадеева К.И. оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.

Не согласившись с решением, Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой подано апелляционное представление, в котором, указывая на существенное нарушение судом норм процессуального и материального права, просил судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование представления приведены доводы, аналогичные изложенным в обоснование исковых требований. Дополнительно указано, что мировое соглашение, заключенное между Юго-Восточным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово», которое утверждено определением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 11 августа 2020 года, в соответствии с условиями которого ответчик обязуется вместо возмещения вреда провести ремонтные работы в срок до 1 сентября 2021 года и довести качество сточной воды до требуемых нормативов, противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, обязаны возместить причиненный вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (пункт 1 статьи 77). При этом, согласно пункту 2 статьи 78 указанного Федерального закона, только по решению суда возможно возложение на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Ремонтные работы на очистных сооружениях, как указывает прокурор, не приведут к восстановлению состояния водного объекта и не могут являться восстановительными работами. Более того, действующим законодательством не предусмотрено возмещение вреда, причиненного окружающей среде, путем заключения мирового соглашения, возмещение вреда возможно добровольно либо по решению суда. Также прокурор отметил, что Юго-Восточного территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан не вправе было заключать мировое соглашение с ответчиком, поскольку р. Каратай, как водный объект, имеющий гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами, является собственностью Российской Федерации. Ущерб, нанесенный указанному объекту, подлежит зачислению в федеральный бюджет, тогда как Юго-Восточного территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан распорядителем федеральных средств не является.

Заключая мировое соглашение, Юго-Восточного территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан посчитало возможным не взыскивать ущерб при условии доведения лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» качества сточных вод до требуемых нормативов. Между тем территориальное управление, обращаясь с иском о взыскании причиненного ущерба, требований о доведении сточных вод до требуемых нормативов, не заявляло. Прокурор Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры считает, что заключение мирового соглашения не может являться возмещением вреда, нанесенного окружающей среде, поскольку не возлагает на ответчика обязанности по доведению качества сточных вод до требуемых нормативов, в связи с чем, требования Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, Юго-Восточным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан размер вреда был рассчитан за период с 28 марта 2018 года по 15 января 2019 года, тогда как прокурором размер вреда, нанесенный водному объекту р. Каратай, рассчитан за период с 22 июля 2018 года по 28 января 2020 года.

В возражении на апелляционное представление директор лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов санаторий «Бакирово» Шайхутдинов Р.З., указывая на законность и обоснованность решения Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года, просил оставить его без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры – заместитель начальника отдела Прокуратуры Республики Татарстан Хабиров А.А., апелляционное представление поддержал.

Представитель лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов санаторий «Бакирово» Калимуллина В.М. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Представитель Юго-Восточного территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на апелляционное рассмотрение дела не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о предоставлении водного объекта в пользование от 25 ноября 2018 года № 1475/18, лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов санаторий «Бакирово» осуществляет использование водного объекта – р. Каратай, для сброса хозяйственно-бытовых сточных вод. В указанном решении указаны условия использования водного объекта, в том числе, с указанием максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, которое не должно превышать определенные в данном разрешении показатели (подпункт 12 пункта 2.3 решения).

Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой со специалистами Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственного комитета Республики Татарстан по биологическим ресурсам и Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан проведена выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства и законодательства об охране объектов животного мира лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово». В рамках выездной проверки были отобраны пробы воды в р. Каратай.

Согласно протоколу результатов анализа сточной воды, сбрасываемой ответчиком после биологических очистных сооружений санатория №20 от 28 января 2020 года выявлены превышения нормативов допустимых сбросов по аммонию в 1,6 раза, по нитритам – в 9,4 раза, по фосфатам – в 18,3 раза, по хлоридам – в 2,4 раза, по сульфатам – в 2 раза.

Протоколом результатов анализа проб природной воды №21 от 28 января 2020 года выявлено превышение нормативов предельно-допустимой концентрации по фосфатам олиготрофные - в 3,8 раза, мезотрофные - в 1,3 раза.

Размер вреда, нанесенный водному объекту – р. Каратай, за период с 22 июня 2018 года по 28 января 2020 года, согласно представленном расчету составляет 5 310 828 рублей.

По результатам проверки Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес лечебно-профилактического частного учреждению профсоюзов санаторий «Бакирово» направлено представление № 02-08-02 от 3 марта 2020 года об устранении нарушений норм природоохранного законодательства. Кроме того, постановлением Татарского природоохранного межрайонного прокурора от 3 марта 2020 года в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На представление прокурора лечебно-профилактическим частных учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» направлен ответ о начатых работах по реконструкции очистных сооружений.

Также из материалов дела следует, что 27 мая 2020 года Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления обратилось к лечебно-профилактическому частному учреждению профсоюзов санаторий «Бакирово» с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 2 527 027 рублей.

Определением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 11 августа 2020 года между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления и лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» утверждено мировое соглашение, по условиям которого ответчик полностью признал иск о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения правил водопользования при сбросе сточных вод с превышением нормативов качества окружающей среды в водный объект р. Каратай в размере 2 527 027 рублей, и обязался провести ремонтные работы по биологическим очистным сооружениям согласно плану, а именно:

приобрести технологическое оборудование для ремонтных работ (погружной насосный агрегат в комплекте с автоматической трубной муфтой и направляющими для подъема/опускания насоса Flygt, гидростатический датчик уровня, комплект запорно-регулирующей арматуры, шкаф управления насосным оборудованием, наружный, расходмер, мешалки Flygt, комплекс дозирования субстрата, устройство трубопровода от усреднителя с материалами);

произвести: ремонт промежуточных труб между илонакопителем и денитрификатором; ремонт промежуточных труб между аэротеном и нитрификатором; монтаж оборудования; ремонт аэротенов; завоз рабочего ила.

Согласно пункту 2 мирового соглашения, оно считается исполненным после приемки вышеуказанных работ при участии представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, с отбором анализа воды (сброса) с биологических очистных сооружений лечебно-профилактического частного учреждения профсоюзов санаторий «Бакирово», в срок до 1 сентября 2021 года, с условием доведения качества сбрасываемых сточных вод до установленного норматива, в срок, не превышающий 1 сентября 2021 года.

Ответчик обязуется надлежащим образом освоить денежные средства в размере 2 527 027 рублей в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на действия, связанные с исполнением обязанностей по проведению ремонтных работ, и представить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан заверенную копию документов (материалов), подтверждающих надлежащее освоение денежных средств, в срок до 1 сентября 2021 года.

В случае, если сумма освоенных ответчиком денежных средств на указанные мероприятия будет составлять менее 2 527 027 рублей, ответчик обязуется добровольно перечислить сумму разницы между освоенными средствами и суммой подлежащей оплате в качестве возмещения признанного ответчиком вреда окружающей среде.

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований. При этом суд исходил из того, что в основу расчета положены результаты анализов проб сточных работ за период с 22 июня 2018 года по 28 января 2020 года, тогда как Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в основу расчета возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, были положены результаты анализов проб сточных вод за период с 22 июня 2018 года по 3 апреля 2019 года. Также суд первой инстанции учел, наличие заключенного между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» мирового соглашения, в соответствии с которым ответчиком ведутся работы по биологическим очистным сооружениям, а сумма вреда, причинённого окружающей среде, в размере 2 527 027 рублей потратит на ремонтные работы по биологическим очистным сооружениям, срок проведения которых установлен до 1 сентября 2021 года.

Между тем судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в части возложения на ответчика обязанности довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточный воды, согласиться не может по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: сброса сточных вод; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

В силу части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 Водного кодекса Российской федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Частью 1 статьи 39 указанного Федерального закона определено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (часть 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (статья 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Поскольку материалами дела подтверждено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» нарушены требования природоохранного законодательства и законодательства об охране объектов животного мира в части несоблюдения требований качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай, требования Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры в части возложения на ответчика обязанности довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточный воды, подлежат удовлетворению. При этом, в соответствии с требованиями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым установить срок исполнения судебного акта в срок до 1 сентября 2021 года, с учетом срока проведения мероприятий по ремонтным работам по биологическим очистным сооружениям, определенного условиями мирового соглашения, утвержденного определением Лениногорского городского суда Республики Татарстан 11 августа 2020 года между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Юго-Восточного территориального управления и лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово».

При этом судебная коллегия не усматривает в настоящий момент оснований для удовлетворения требований в части взыскания с ответчика компенсации вреда, нанесенного окружающей среде в размере 5 310 828 рублей исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 3 статьи 77).

Исходя из требований пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, согласно пункту 14 которой, в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 настоящей Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда. Фактические затраты на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ не учитываются при исчислении размера вреда, если указанные затраты учтены при расчете платы за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П, одним из принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Суды вправе учитывать в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, необходимые и разумные расходы, понесенные причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» до утверждения названного порядка судам необходимо исходить из того, что при определении размера возмещаемого вреда допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты. При вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда, за исключением случаев, когда законом предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды, характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 225-О разъяснено, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 2 июня 2015 года № 12-П относительно учета затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды при определении размера возмещаемого вреда, не подлежит расширительному толкованию в правоприменительной практике - она применима к случаям, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом значительные материальные затраты; при вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда (в частности, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды), характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения. Такой подход позволит обеспечить надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры по ликвидации нарушения, и публичным интересом, состоящим в полной (максимальной) компенсации вреда, причиненного окружающей среде.

Поскольку ответчиком на основании мирового соглашения, осуществляются мероприятия по устранению причиненного вреда окружающей среде, а именно, ремонтные работы очистных сооружений, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым утверждено мировое соглашение, которое не отменено, а также несении лечебно-профилактическим частным учреждением профсоюзов санаторий «Бакирово» затрат по устранению причиненного вреда окружающей среде, которые, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 225-О, подлежат учету при определении размера возмещаемого вреда окружающей среды, судебная коллегия считает, что в до 1 сентября 2021 года взыскание с ответчика в счет возмещения вреда 5 310 828 рублей, является преждевременным.

При этом состав затрат по ремонтным работам очистных сооружений ответчика и возможность их учета при определении размера вреда, подлежащего возмещению, подлежат отдельной процессуальной оценке в случае сохранения спора после 1 сентября 2021 года, поскольку в рамках настоящего дела доказательств несения указанных расходов ответчик не представил, судами первой и апелляционной инстанций оценка указанных доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проводилась.

С учетом изложенного, решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении требований о возложения на лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов санаторий «Бакирово» обязанности довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточный воды, подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении требований. В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель Татарской природоохранной межрайонной прокуратуры – заместитель начальника отдела Прокуратуры Республики Татарстан Хабиров А.А. заявил ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, мотивировав тем, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит взысканию в доход местного бюджета, в связи с чем к участию в деле подлежало привлечению муниципальное образование г. Лениногорск.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Судебной коллегией разрешены требования, не затрагивающие права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле – муниципального образования г. Лениногорск. Принятый судебной коллегией судебный акт не затрагивает права и обязанности муниципального образования, а потому оснований для перехода к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции, не имеется.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 части 1 статьи 330, статьями 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении требований о возложения на лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов санаторий «Бакирово» обязанности довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточный воды, отменить, принять в указанной части новое решение.

Обязать лечебно-профилактическое частное учреждение профсоюзов санаторий «Бакирово» довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений в водный объект р. Каратай до требуемых нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточный воды в срок до 1 сентября 2021 года.

В остальной части решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Х. Хисамов

Судьи Р.Э. Курмашева

Л.Ф. Митрофанова