ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-42/2017 от 19.01.2017 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Квасова О.М.

Дело № 33-42/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,

при секретаре Немкове С.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 января 2017 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 28 сентября 2016 года, которым удовлетворен иск ФИО2 к государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно.

Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истца ФИО2 и его представителя ФИО3, выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд с иском к государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия Хакасия (далее – УПФР в Алтайском районе Республики Хакасия Хакасия) о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно, мотивируя требования тем, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако 4 марта 2016 года ему необоснованно было отказано по мотиву недостаточности специального стажа. При этом ответчик необоснованно исключил из подсчета стажа периоды: с 20 июля 1983 года по 01 октября 1989 года водителем автомобиля ЗИЛ 555 в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь»; с 02 октября 1989 года по 24 февраля 2016 года водителем автомобиля ЗИЛ 431. Просил с учетом уточненных требований включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, названные периоды и назначить страховую пенсию с 17 февраля 2016 года.

В судебном заседании истец ФИО2 его представитель ФИО3 настаивали на уточненных требованиях.

Представитель ответчика ФИО4 иск не признала.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал УПФР в Алтайском районе Республики Хакасия Хакасия включить в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, периоды работы ФИО2 с 20 июля 1983 года по 11 декабря 1987 года водителем автомобиля ЗИЛ 555 в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь», с 01 октября 1989 года по 24 февраля 2016 года водителем автомобиля ЗИЛ-431, и назначил ФИО2 трудовую пенсию по старости досрочно с 24 февраля 2016 года.

С решением не согласен представитель ответчика ФИО1

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» право на досрочную страховую пенсию по старости имеют водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе, а профессии водитель автомобиля ЗИЛ-555 и ЗИЛ-431 – аварийная не предусмотрены названным Списком. Ссылаясь на п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» считает, что показаниями свидетелей, на основании которых суд пришел к выводу о занятости истца на транспортировании горной массы в технологическом процессе, характер работы подтверждаться не может. Отмечает, что в материалы дела ответчиком были представлены Список льготных профессий по участкам от 10 апреля 2007 года, Расстановка списочной численности рабочих по профессиям и разрядам ОАО «Разрез Изыхский», из которых следует, что только водители автомобиля БелАЗ имеют право на пенсию на льготных условиях. Указывает, что представленные истцом справка от 19 февраля 2016 года, характеристика, выданные работодателем также не подтверждают его занятость на транспортировании горной массы в технологическом процессе. Не подтверждают названные обстоятельства и представленные путевые листы, из которых следует, что ФИО2 возил уголь населению. Кроме того, продолжительность смены работников, участвующих в технологическом процессе в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка составляет 12 часов, в то время как истцу была установлена 5 дневная рабочая неделя и 8 часовой рабочий день. Обращает внимание на то, что работодатель не уплачивал дополнительный тариф страховых взносов за ФИО2, не указывал код особых условий труда при представлении отчетности в пенсионный орган.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истец ФИО2 выражает согласие с решением суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст. 327 ГПК РФ, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

ФИО2 с 13 мая 1982 года по 19 июля 1983 года работал водителем автомобиля БелАЗ-548 на Изыхской автобазе, 20 июля 1983 года переведен водителем автомобиля ЗИЛ 555, 12 декабря 1987 года переведен водителем автомобиля ЗИЛ 4314 – аварийный, с 01 октября 1989 года по 01 августа 2016 года водителем автомобиля ЗИЛ 431 на разрез «Изыхский» производственного объединения Красноярскуголь (в последующем ОАО «Разрез Изыхский»).

24 февраля 2016 года ФИО2 по достижении 55-летнегно возраста, полагая, что имеет необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда стаж работы, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно.

Решением комиссии, оформленного протоколом от 04 марта 2016 года, отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия необходимого стажа, всего засчитано 01 год 02 месяца 07 дней.

В специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, не были включены периоды работы водителем автомобиля ЗИЛ 555, ЗИЛ 431 с 20 июля 1983 года по 01 октября 1989 года по мотиву того, что не был занят на транспортировке горной массы в технологическом процессе; водителем автомобиля ЗИЛ 431 на разрезе «Изыхский» с 02 октября 1989 года по 24 февраля 2016 года по мотиву отсутствия в списке соответствующих работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и особо тяжелыми условиями труда профессия «водитель автомобиля ЗИЛ-431 аварийный.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы с 20 июля 1983 года по 11 декабря 1987 года в качестве водителя автомобиля ЗИЛ 555 в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь», с 01 октября 1989 года по 24 февраля 2016 года в качестве водителя автомобиля ЗИЛ-431, подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями, поскольку в указанные периоды истец выполнял работу шофера грузового автомобиля на вывозе угля в угольном разрезе, в период с 01 января 1992 года по 24 февраля 2016 года, работая водителем автомобиля ЗИЛ, полный рабочий день был занят на транспортировании горной массы в технологическом процессе, и назначил пенсию по старости досрочно с 24 февраля 2016 года.

Однако с таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29 декабря 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее по тексту - Список N 2 1956 года), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Разделом I "Горные работы. Добыча угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита, полевого и плавикового шпата, гипса, баратов, пьезокварца, агата, боритов, фосфорита, апатитов, серы, мрамора, гранита, андезита, мела, слюды, асбеста и соли открытым способом. Работы на шахтной поверхности" подраздел 1 "Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности (Разрезы, карьеры, прииски, гидравлики, драги, промывочные приборы. Работы на поверхности шахт и рудников. Поверхностные работы на промышленных площадках строительства шахт, рудников, разрезов, карьеров, драг, шахт метрополитенов и других подземных сооружений)" Списка N 2 1956 года предусмотрены шоферы грузовых машин на вывозке: угля, сланца, руды, породы и концентратов в угольных, сланцевых и рудных разрезах

В соответствии с подразделом 1 "Открытые горные работы и работы на поверхности" раздела 1 "Горные работы" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на назначение пенсии на льготных условиях имеют водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе (код позиции 2010100а-11442) добычи открытым способом угля, руды и других полезных ископаемых, перечисленных в данном разделе.

При определении права на пенсию по льготным основаниям в соответствии со Списком № 2 от 22 августа 1956 года до 01 января 1992 года не требовалось подтверждения постоянной работы в течение полного рабочего дня (п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»).

Истец был принят на работу в период действия Списков от 22 августа 1956 года, продолжал работать в период действия Списков №2 от 26 января 1991 года.

Согласно характеристике выполняемых работ водителя автомобиля ЗИЛ ОАО «Разрез Изыхский», ФИО2 работает водителем автомобиля ЗИЛ в автоколонне автотранспортного цеха. В период с 1989 года по 2011 года производил вывозку угля с угольного разреза работникам предприятия. Производил вывозку шлака из котельной на отвал предприятия ( л.д.7).

Работодатель выдал две справки о характере работы истца.

Согласно справке уточняющий особый характер работы или особые условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости от 19 февраля 2016 года № 14-РИ, ФИО2 работал водителем БелАз-548 на работах в карьере угольного разреза на вывозке угля и породы в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь» на открытых горных работах и работах по добыче угля открытым способом с 13 мая 1982 года по 19 июля 1983 года. Работал водителем ЗИЛ в автоколонне автотранспортного цеха на вывозке угля из карьера и шлака на отвалы предприятия в ОАО «Разрез Изыхский» на открытых горных работах и работах по добыче угля открытым способом (л.д.10).

Кроме того, работодатель выдал справку от 19 февраля 2016 года № 15-РИ, подтверждающей трудовую деятельность на предприятии, из которой видно, что ФИО2 работал водителем автомобиля ЗИЛ-555 в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь» с 20 июля 1983 года по 11 декабря 1987 года; водителем автомобиля ЗИЛ-431 аварийная в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь» с 12 декабря 1987 года по 30 сентября 1989 года; водителем автомобиля ЗИЛ-431 в автоколонне автотранспортного цеха в ОАО «Разрез Изыхский» с 01 октября 1989 года по 31 декабря 2014 года; водителем автомобиля ЗИЛ-431 в автоколонне автотранспортного цеха в ОАО «Разрез Изыхский» по вывозке угля из карьера и шлака на отвалы предприятия в ОАО «Разрез Изыхский» на открытых горных работах и работах по добыче угля открытым способом; с 01 января 2015 года по настоящее время, на работе с вредными и тяжелыми условиями был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю. Вышеуказанная профессия относится к Списку , разделу 1, подразделу 1 пункта «а», подпункту 2010100а-11442.

В соответствии с Едиными нормами выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности, утвержденными Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 03 февраля 1988 года N 52/3-70, а также приказом Минтопэнерго от 05 июля 1993 года N 164 транспортирование горной массы в процессе производства открытых горных пород производится, в том числе самосвалами КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, "Татра-148", МАЗ-6507, БелАЗ-540, БелАЗ-7510, БелАЗ-7540, БелАЗ-548, БелАЗ-7525, БелАЗ-7548.

В методическом руководстве РД 37.009.015-98, утвержденном Минэкономики РФ 04 июня1998 года, отражено, что автомобили модели БелАЗ (БелАЗ-548, БелАЗ-548А, БелАЗ-549, БелАЗ-540 и т.д.) являются карьерными автомобилями-самосвалами, то есть используются на работах непосредственно в карьерах.

Согласно Краткой характеристике ОАО «Разрез Изыхский автомобили ЗИЛ 555 и ЗИЛ 431 не принимают участие в технологическом процессе. Уголь вывозится на угольный склад технологического комплекса из забоя технологическим автотранспортом БелАз-548.Формирвоание штабелей рядовых углей производится технологическим автотранспортом БелАЗ-548 и бульдозерами Т-170, Т-330 по утвержденным технологическим паспортам с соблюдением технологических требований и требованиями техники безопасности. Формирование штабеля сортовых углей склада участка №2 производится путем разгрузки думпкаров на склад технологического комплекса и перемещения бульдозером в штабель. Отгрузка сортовых углей потребителям со склада производится в вагоны МПС и автотранспорт экскаватором ЭКГ-5А, а также погрузчиком ТО-28. Перемещение рядовых углей в приемную яму для дробления производится при помощи экскаватора ЭКГ-5А и автотранспорта БелАз-548. Из приемной ямы уголь пластинчатым питателем подается на колосниковый грохот с щелью 100мм, далее уголь +100 поступает в щековую дробилку СМД-118 и дробится до 300 мм. Дробленый и подрешетный продукт объединяется на ленточном конвейере и транспортируется им на открытый склад дробленого угля. Перемещение дробленого угля в воронку с питанием для производства сортировки производится бульдозерами Т-330, т-170, далее на ленточный конвейер. Уголь сортовой ленточными конвейерами - стрелками грузится в вагоны.

В перечне рабочих мест, занятость на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным генеральным директором ОАО «Разрез Изыхский» 10 марта 2001 года наименование должности водителя автомобиля ЗИЛ не предусмотрено.

В списке льготных профессий, утвержденном главным инженером ОАО «Разрез Изыхский», от 10 апреля 2007 года должность водителя автомобиля ЗИЛ также не значится.

В материалах дела отсутствуют списки льготных профессий на 2015-2016 года.

Из путевых листов за 2008 – 2010 годы усматривается, что ФИО2 работал полный рабочий день с 8 до 17 часов, был занят на вывозе угля и шлака.

В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что он вывозил уголь населению непосредственно с места добычи угля и за смену совершал по два-три рейса, то есть длительное время находился во вредных условиях, а также вывозил шлак.

Анализируя доказательства, суд первой инстанции сослался на карты аттестации рабочего места водителя автомобиля ЗИЛ автотранспортного цеха за 2006 год, 2010 год, 2015 год, справку работодателя, подтверждающую трудовую деятельность на предприятии а также показания свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12

Судебная коллегия полагает, что сами по себе карты аттестации на автомобиль ЗИЛ, без подтверждения занятости истца на транспортировании горной массы в технологическом процессе, не могут являться доказательством подтверждающим льготный стаж. Однако таких доказательств материалы дела не содержат, не ссылался на это обстоятельство и истец.

Что касается периода работы водителем автомобиля ЗИЛ 431 с 01 января 2015 года и 24 февраля 2016 года (день увольнения), данный период не подлежит включению в льготный стаж, поскольку его работа не поименована в технологическом процессе, что подтверждается Краткой характеристикой и схемой технологического процесса ОАО «Разрез Изыхский».

Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Поскольку при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, к допустимым доказательствам для подтверждения характера работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания, доводы жалобы заслуживают внимания.

Характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем ФИО2 подтверждающие, что он в период с 20 июля 1983 года по 11 декабря 1987 года, работая водителем автомобиля ЗИЛ 555 в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь»; с 01 октября 1989 года по 24 февраля 2016 года, работая водителем автомобиля ЗИЛ-431, постоянно в течение полного рабочего дня осуществлял деятельность во вредных условиях, что давало бы ему право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости. При этом судебная коллегия отмечает, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию включаются работа по Списку №2 1956 года, когда шоферы работали на грузовых машинах в угольных разрезах. Как установлено судом, истец возил уголь населению либо возил шлак. По Списку №2 1991 года включается работа водителя на транспортировке горной массы в технологическом процессе занятого 80% рабочего времени.

Судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что вывозка шлака, мусора, угля до потребителя не является составной частью технологического процесса работ по его добыче, в связи с чем водители, осуществляющие такую вывозку правом на досрочное назначение пенсии по старости не обладают.

Поскольку из представленных доказательств не следует, что истец был занят на транспортировке горной массы в технологическом процессе в спорные периоды, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения иска.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять новое, которым отказать ФИО2 в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 28 сентября 2016 года по настоящему делу отменить и принять новое.

Отказать ФИО2 в удовлетворении иска к государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Алтайском районе Республики Хакасия о включении периодов работы с 20 июля 1983 года по 11 декабря 1987 года в должности водителя ЗИЛ 555 в Изыхской автобазе производственного объединения «Красноярскуголь», с 01 октября 1989 года по 24 февраля 2016 года в должности водителя автомобиля ЗИЛ-431 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно с 24 февраля 2016 года.

Председательствующий: А.С. Топоев

Судьи: Т.М. Капустина

В.Н. Морозова