ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4307 от 09.07.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Яремчук Е.В. Дело № 33-4307

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2019 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Петровой Н.А.,

судей Кучминой А.А., Песковой Ж.А.,

при секретаре Черновой К.В.,

с участием прокурора Литвишко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №171», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №102», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №30», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 136», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 93», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 65», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 55», администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности

по апелляционной жалобе администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» на решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 января 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Петровой Н.А., объяснения ФИО1 – представителя администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», поддержавшей доводы жалобы, ФИО2 – представителя 3-го лица администрации муниципального образования «Город Саратов», присоединившейся к доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Кировского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми заявлениями к муниципальному дошкольному образовательному учреждению (далее – МДОУ) «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65», МДОУ «Детский сад № 55», администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, обеспечении охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», поскольку в указанных муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Представления прокурора об устранении нарушения законодательства не выполнены, тем самым создана угроза жизни и здоровью лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 января 2019 года исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконным бездействие МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65», МДОУ «Детский сад № 55», выразившееся в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

На МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65», МДОУ «Детский сад № 55» возложена обязанность принять меры к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной соответствующего МАДОУ сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В удовлетворении исковых требований к администрации Кировского района г. Саратова отказано.

В апелляционной жалобе администрация Кировского района г. Саратова просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает, что судом не учтено, что в паспортах безопасности МДОУ обеспечение объектов круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, отнесено к долгосрочным мероприятиям, требующим значительных финансовых затрат. Реализация данного положения установлена по мере поступления денежных средств. Вместе с тем, несмотря на обращения в финансовый орган, корректировка бюджета в части выделения денежных средств на обеспечение круглосуточной охраны МДОУ не была произведена.

В письменных возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

Иные участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем с учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются предусмотренные п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного постановления в части.

Статья 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Требования к антитеррористической защищенности), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В силу положений п. 22, пп. «а» п. 23 и п. 24 Требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 настоящих требований, осуществляются и мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов в вышеназванных учебных учреждениях, в ходе которой установлено, что МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136» отнесены ко второй категории опасности, разработаны паспорта безопасности объектов.

В ходе проверки установлено, что охрана МДОУ осуществляется сторожами и сотрудниками учреждения. При этом МДОУ не приняты меры направленные на обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создании ведомственной охраны.

По данному факту в адрес руководителей образовательных организаций внесены представления об устранении нарушений закона.

Из ответов МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136» на представления и требования прокуратуры района следует, что указанные нарушения нашли свое подтверждение, принимаются меры по устранению нарушений действующего законодательства по недопущению нарушений в будущем, пропускной режим в дневное время осуществляется с помощью видеодомофона либо дежурными администраторами, в ночное время дежурят сторожа.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении указанных в паспортах безопасности МДОУ мероприятий обеспечения охраной учреждений сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответственно, наличии оснований для удовлетворения требований прокурора к МДОУ.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных требований прокурора к МДОУ по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).

В силу п.п. 1, 3, 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Аналогичные полномочия содержатся в ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649.

В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136» являются муниципальными дошкольными образовательными некоммерческими организациями.

Учредителем МДОУ является муниципальное образование «Город Саратов», функции учредителя учреждения, в части, определенной решениями Саратовской городской Думы, и иными муниципальными правовыми актами от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с положениями п. 7.1 Уставов МДОУ, финансовое обеспечение деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

К источникам формирования имущества, финансовых ресурсов МДОУ относятся, в частности, субсидии из бюджета муниципального образования «Город Саратов» и иных не запрещенных федеральными законами источников, внебюджетные средства (добровольные взносы и пожертвования и т.д.).

В силу п. 7.6 уставов МДОУ организуют рациональное и экономическое расходование бюджетных средств, направляемых на их содержание и осуществление ими функций, также обеспечивает целевое использование средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

Из положений главы 7 устава следует, что финансирование деятельности МДОУ осуществляется прежде всего за счет средств бюджета учредителя - муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с п. 40 Требований к антитеррористической защищенности 23 января 2018 года заведующими МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136» утверждены паспорта безопасности МДОУ, согласно которым указанные МДОУ относятся ко второй категории опасности объекта (территории).

Исходя из общих начал гражданского законодательства и приведенных выше положений паспорта безопасности МДОУ обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется на основании соответствующего гражданско-правового договора на возмездной основе.

Как указано выше, по смыслу приведенных норм права орган местного самоуправления также участвует в финансировании мероприятий в сфере антитеррористической защищенности.

Более того, в силу названных выше положений главы 7 уставов МДОУ финансирование деятельности данного учреждения осуществляется прежде всего за счет средств бюджета учредителя - муниципального образования «Город Саратов».

В июне 2018 года МДОУ, в связи с внесением прокуратурой Кировского района г. Саратова представлений об устранении нарушений закона о противодействии терроризму, в адрес администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» направлены докладные с просьбой об оказании содействия в выделении средств для обеспечения охраны учреждений сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

02 июля 2018 года администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в адрес председателя комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» направлена докладная об оказании содействия в выделении денежных средств для устранения нарушений, указанных в представлениях прокуратуры Кировского района г. Саратова.

10 октября 2018 года администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в адрес председателя комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» направлена докладная об увеличении бюджетных ассигнований для обеспечения круглосуточной физической охраны МДОУ.

Между тем сведений о получении (выделении) МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136» на день рассмотрения настоящего дела из бюджета муниципального образования, достаточных денежных средств для проведения предусмотренных пп. «а» п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мероприятий в материалах дела не имеется.

Не имеется в материалах дела и достоверных сведений о наличии у МДОУ самостоятельной финансовой возможности оплачивать услуги выше обозначенных охранных организаций, в частности, за счет поступающих в учреждение денежных средств из внебюджетных источников.

Таким образом, не имеется достоверных и безусловных оснований полагать о получении МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136», в том числе из бюджета муниципального образования, достаточного финансирования на цели обеспечения охраной МДОУ сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в том числе на заключение соответствующих договоров с охранными организациями.

При этом из материалов дела усматривается о принятии указанными МДОУ на протяжении 2018-2019 гг. мер по устранению выявленных прокуратурой нарушений Требований к антитеррористической защищенности, в частности посредством обращения к учредителю с просьбой о выделении денежных средств.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам прокурора и выводам суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что необеспечение МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136» охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обусловлено не произвольным (виновным) уклонением МДОУ от проведения обозначенных выше мероприятий, а объективным фактором – отсутствием у МДОУ как некоммерческой организации финансовой возможности по проведению таких мероприятий.

Следовательно, в отсутствие оснований полагать о наличии виновного бездействия ответчиков (МДОУ) в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной его сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, требования Прокурора в данной части нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с изложенным судебная коллегия на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным бездействия МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства», МДОУ «Детский сад № 55», МДОУ «Детский сад № 102», МДОУ «Детский сад № 93», МДОУ «Детский сад № 171», МДОУ «Детский сад № 30», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 136», выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложении на учреждение обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, приняв по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований Прокурора.

Оснований для отмены и изменения решения суда в остальной части судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 января 2019 года в части признания незаконным бездействия муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №123 «Планета детства», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №171», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №102», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №136», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №93», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №65», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55», выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложении обязанности принять меры к устранению нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной соответствующего муниципального дошкольного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны отменить.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад №123 «Планета детства», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №171», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №102», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №30», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №136», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №93», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №65», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №55» отказать в полном объеме.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи