Председательствующий: Мезенцева О.П. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Астапчук Р.В.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании 03 июля 2019 года
дело по апелляционной жалобе Я.С.В. на решение Центрального районного суда города Омска от <...>, которым постановлено:
«Я.С.В. в удовлетворении требований к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным постановления о снятии с учета на предоставление земельного участка в собственность, восстановлении на учете, предоставлении земельного участка отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Я.С.В. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным постановления о снятии с учета на предоставление земельного участка в собственность. В обоснование требований указал, что <...> Постановлением Администрации г. Омска № <...> он как член многодетной семьи, был включен в список граждан, поставленных на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Условия, установленные законодательством Омской области, необходимые для постановки и нахождении на таком учете были истцом соблюдены, на протяжении 6 лет специалистами Администрации не оспаривались. <...> ему был предложен земельный участок № <...> с кадастровым № <...> по <...>. <...> им для оформления были поданы соответствующие документы в отдел «Служба одного окна». <...> специалист Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по телефону сообщила, что по нормативам расчета минимального размера жилой площади на члена семьи его семья не проходит по льготе. <...> с целью сохранения места в очереди он подал заявление в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с отказом от оформления предоставляемого участка. В этот же день им было подано заявление на перерегистрацию по месту фактического проживания. <...> был зарегистрирован по адресу: <...>. <...> через канцелярию Департамента было подано заявление об отзыве своего заявления от <...>, однако Департаментом было снято с рассмотрения заявление на оформление земельного участка, со ссылкой на его заявление от <...>. <...> он получил заказное информационное письмо от ответчика о снятии с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, согласно постановлению Администрации г. Омска от <...>№ <...> Основанием для снятия с учета указана ссылка на подпункт 3 пункта 10 статьи 4 Закона Омской области № <...> - утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом. При этом в постановлении не указаны конкретные основания, ставшими причинами для снятия с учета. Полагал, что при принятии решения ответчиком неверно истолкованы положения статьи 31 и 51 Жилищного кодекса РФ, не соблюдена предусмотренная Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление в собственность отдельных категорий граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска» процедура, предшествующая принятию решения о предоставлении муниципальной льготы или снятию лица с учета, являющаяся обязательной. Просил признать Постановление Администрации г. Омска от <...>№ <...> о снятии с учета Я.С.В. незаконным. Обязать Администрацию г. Омска восстановить истца на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно с даты снятия с учета под тем же порядковым номером, который был на момент подписания Постановления № <...> Обязать Администрацию г. Омска предоставить истцу в собственность бесплатно земельный участок № <...> с кадастровым № <...> по <...> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, либо, при невозможности его предоставления предоставить взамен другой равнозначный земельный участок, территориально находящийся рядом с вышеуказанным участком.
Истец Я.С.В. в судебном заседании свои требования поддержал по аналогичным основаниям.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Ф.А.Н. и представитель Администрации г. Омска В.И.А. исковые требования не признали.
Представитель Администрации г. Омска – В.И.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Третье лицо Я.Ю.Ю. исковые требования поддержала, полагала, что земельный участок должен быть предоставлен Я.С.В..
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Я.С.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что суд первой инстанции не учел доводы истца и показания свидетелей, не дал им надлежащей оценки в решении. Полагает, что судом были приняты во внимание лишь возражения стороны ответчика, факт реального проживания истца по адресу: <...> не доказан, уровень обеспечения его семьи жилой площадью определен неверно. Суд не проверил доводы ответчика о его неисполнении истцом обязанности представить документы в случае изменения, обстоятельств, послуживших основанием для постановки на учет, и необоснованно принял их во внимание. Признаки умышленных действий со стороны истца с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий материалами дела не установлены, суд не проверил доводы ответчика о неправомерности требования истца о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно лично Я.С.В., а не всем членам семьи. Указывает на то, что совместное проживание истца с семьей никогда не прерывалась и основания на момент принятия оспариваемого постановления утрачены не были.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, однако, ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщил, на основании ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав истца Я.С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит таких оснований для отмены или изменения судебного решения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу подпункта 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу п.2 ст.1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Материалам дела установлено, что Постановлением Администрации города Омска № <...> от <...>Я.С.В. принят на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в соответствии со ст. 7.1 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 № 115-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» (л.д. 50).
В соответствие со ст. 7.1. Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ (ред. от 25.12.2014) «О регулировании земельных отношений в Омской области», действовавшей на момент постановки истца на учет, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в собственности Омской области или муниципальной собственности (далее в настоящей статье - земельные участки), бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством (п. 1).
Право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства предоставляется гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (п. 2).
Право на получение земельного участка в соответствии с настоящей статьей предоставляется однократно. Граждане вправе отказаться от предложенного земельного участка из числа земельных участков, включенных в указанные перечни. При этом они сохраняют право на получение земельного участка в соответствии с настоящей статьей, если отказ от предложенного земельного участка осуществлен в соответствии с областным законодательством (п. 3).
Порядок учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок предложения гражданам земельных участков устанавливаются Правительством Омской области (п. 5).
Согласно Порядку учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства (введено Постановлением Правительства Омской области от 11.04.2012 № 76-п о внесении изменений в Постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года № 115-п) постановке на учет в соответствии с настоящим Порядком подлежат граждане, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Закона Омской области.
В соответствие с п. 6 указанного Порядка при подаче заявления предъявляются документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае подачи заявления представителем). Граждане, претендующие на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одновременно с заявлением представляют документы, подтверждающие место жительства (выписку из домовой книги по месту жительства или копию финансового лицевого счета по месту жительства всех членов семьи гражданина); правоустанавливающие документы на жилое помещение (ордер, договор социального найма, договор, подтверждающий основания приобретения жилого помещения в собственность) - в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Результатом рассмотрения заявления органом местного самоуправления является принятие решения о постановке гражданина на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка либо принятие решения об отказе в постановке на учет гражданина в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка (п.10).
Постановка гражданина на учет осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. После принятия решения орган местного самоуправления ставит на учет гражданина в порядке очередности подачи заявления (п.11).
Решение об отказе гражданину в постановке на учет принимается при наличии следующих оснований: несоответствие гражданина категориям и требованиям, установленным статьей 7.1 Закона Омской области; непредставление или представление не в полном объеме документов, перечисленных в пунктах 6, 7 настоящего Порядка; наличие в документах, указанных в пунктах 6, 7 настоящего Порядка, недостоверных сведений (п.14).
Основаниями для снятия с учета гражданина являются: подача гражданином по месту учета заявления о снятии с учета; предоставление гражданину земельного участка в соответствии со статьей 7.1 Закона Омской области; утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии со статьей 7.1 Закона Омской области; смена гражданином места жительства в связи с переездом в другой муниципальный район (городской округ); выявление в представленных гражданином документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием постановки гражданина на учет, а также неправомерные действия должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о постановке на учет (п.16).
Из материалов дела следует, что Я.С.В. состоит в зарегистрированном браке с Я.Ю.Ю., они имеют троих несовершеннолетних детей 2003, 2008 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем семья является многодетной и данное обстоятельство в суде спорным не являлось.
Я.С.В. и Я.Ю.Ю. на праве общей совместной собственности принадлежит <...> общей площадью <...> кв.м. на основании договора купли-продажи от <...> (л.д.33), право собственности зарегистрировано <...>.
<...> истцом в администрацию г.Омска было подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (л.д.51), в котором указаны члены семьи: жена Я.Ю.Ю., дочь Я.А.С., сыновья Я.Е.С. и Я.З.С., местом жительства которых указано: <...>., Местом жительства самого Я.С.В. указано <...>. На основании регистрационного удостоверения от <...> данная квартира, общей площадью <...> кв.м., принадлежит на праве собственности Я.Е.Я. в порядке приватизации. Согласно копии лицевого счета на <...> в ней зарегистрированы: собственник Я.Е.Я. с <...>, сын Я.С.В. с <...>, мать С.А.К. с <...> (л.д.63).
Однако, данные обстоятельства при принятии семьи Я.С.В. на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, должностным лицом администрации г.Омска применительно к правилам ст.49, 51 ЖК РФ проверены не были.
Постановлением ЗС Омской области от 23.04.2015 № 103 был принят Закон Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ (ред. от 26.02.2018) «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно».
В соответствии с настоящим Законом предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления земельного участка всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи (далее - многодетная семья) в соответствии с областным законодательством (пп. 1 п. 1 ст. 3).
Гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность бесплатно при наличии у них оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (п.2).
Пунктом 3 статьи 5 Закона № 1741-ОЗ определено, что земельный участок семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей, предоставляется из числа земельных участков, включенных в перечень.
Согласно п. 10 ст. 4 Закона № 1741-ОЗ основаниями для снятия с учета гражданина являются подача гражданином по месту учета заявления о снятии с учета; предоставление гражданину земельного участка в соответствии с настоящим Законом; утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 5 настоящего Закона; смена гражданином места жительства в связи с переездом в другой муниципальный район (городской округ) Омской области; выявление в представленных гражданином документах недостоверных сведений, послуживших основанием постановки гражданина на учет.
Снятие гражданина с учета оформляется решением органа местного самоуправления. Соответствующее решение орган местного самоуправления направляет гражданину в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 11 ст. 4).
В случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для постановки гражданина на учет, в том числе изменения состава семьи, смены места жительства, гражданин представляет документы, предусмотренные перечнем документов, подтверждающие такие изменения (п.14 ст. 4).
Орган местного самоуправления проверяет представленные документы на наличие в них недостоверных сведений, а также на соответствие гражданина требованиям, установленным статьей 3 настоящего Закона.
Согласно п. 9 ст. 5 настоящего Закона граждане вправе отказаться от предложенного земельного участка из числа земельных участков, включенных в перечень. В случае если гражданин отказался от предложенного земельного участка (в том числе не обратился в течение срока, указанного в пункте 7 настоящей статьи, за предоставлением земельного участка в уполномоченный орган), данный земельный участок предлагается другим гражданам в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. При этом гражданин, отказавшийся от предложенного земельного участка, сохраняет право на получение в соответствии с настоящим Законом земельного участка.
<...>, в период нахождения истца на указанном учете, Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в адрес истца было направленно извещение о предложении истцу земельного участка в собственность бесплатно с кадастровым номером № <...>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...> (л.д. 18).
В связи с непредставлением истцом заявления о предоставлении названого земельного участка в орган, осуществляющий распоряжение земельным участком, истец в соответствии с п. 9 ст. 5 Закона № 1741-03 был признан отказавшимся от предложенного земельного участка, при этом право на получение земельного участка за ним сохранилось. Истец в суде не оспаривал, что от предоставления данного земельного участка он отказался.
<...> истцу было вручено извещение о предложении земельного участка в собственность бесплатно с кадастровым номером № <...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> для размещения индивидуальных жилых домов; разъяснено о необходимости обращения в течение трех рабочих дней с заявлением о предоставлении земельного участка в Департамент имущественных отношений Администрации <...> (л.д. 20).
<...>Я.С.В. в Администрацию г. Омска было подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в котором просил предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номер № <...>. В заявлении были указаны сведения о себе и членам семьи, которым земельный участок, предоставляется в общую долевую собственность, представил копии паспортов и копии свидетельств о рождении членов семьи: местом жительства истца была указана квартира, расположенная по адресу: <...>. Данный адрес также значился в паспорте истца, представленном при подаче указанного заявления, в качестве адреса регистрации по месту жительства. Достоверность сведений и представленных документов Я.С.В. подтвердил, поставив свою подпись в заявлении (л.д. 51-54).
Истцом не была предоставлена актуальная копия лицевого счета на жилое помещение по месту его регистрации. Согласно представленной ранее истцом копии лицевого счета от <...>№ <...>Я.С.В. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <...> площадью <...> кв.м. Кроме этого, в указанной квартире зарегистрирована и является собственником мать истца Я.Е.Я., также зарегистрирована и проживает бабушка истца С.А.К. (л.д. 63).
Судом установлено, что <...> истец обратился в Администрацию города Омска с заявлением о снятии с рассмотрения его заявления от <...>.
<...> истец обратился в Администрацию города Омска с заявлением о признании недействительным заявления от <...> (л.д. 26).
Из ответа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от <...> № № <...> следует, что заявление истца о предоставлении земельного участка от <...> снято с рассмотрения, соответственно, оказание муниципальной услуги «Бесплатное предоставление в собственность отдельных категорий земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска» прекращено (л.д. 23).
Постановлением Администрации города Омска от <...>№ <...> истец снят с учета лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Ч. 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, то есть минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствие с п. 27 Постановления Администрации города Омска от 15.08.2016 № 1009-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства» заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги при наличии одного из оснований, предусмотренных Законом Омской области: несоответствие гражданина требованиям, установленным статьей 3 Закона Омской области; непредставление или представление не в полном объеме документов, необходимых для постановки гражданина на учет; наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
В целях проверки нуждаемости семьи истца в жилых помещениях Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска были запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на всех членов семьи истца.
В соответствии с выписками из ЕГРН от <...> № № <...>, № № <...> истцу и его супруге Я.Ю.Ю. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, общей площадью <...> кв. м., расположенная по адресу: <...> (л.д. 64-65).
Согласно копии лицевого счета на указанную квартиру от <...> (л.д.67) Я.С.В. в ней не зарегистрирован, а по прежнему был зарегистрирован по адресу <...> площадью <...> кв.м. (л.д. 63), в данную квартиру он был вселен в качестве члена семьи ее собственника
Истцом в материалы дела не было представлено решение суда о признании его утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <...> и с <...> сохранял в ней регистрацию, т.е. от приобретенного права пользования данной квартирой не отказывался.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1(ред. от 27.12.2018) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ.
Для признания указанных выше лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на одного члена многодетной семьи истца, состоящей из пяти человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 15,17 кв.м., что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения в размере 15 кв.м., такой вывод суда соответствует приведенному в решении расчету., соответственно, на день принятия решения о постановке на учет в 2012 году семья истца не являлась нуждающейся в жилом помещении в правовом смысле ст.51 ЖК РФ, однако, данное условие в силу приведенных выше правовых норм Законов Омской области являлось определяющим для предоставления земельного участка в собственность многодетной семье бесплатно.
Установление фактического проживания лиц, заявленных к постановке на соответствующий учет, в административном порядке приведенными выше правовыми положениями на орган местного самоуправления не возлагается.
Таким образом, должностные лица администрации г.Омска, располагая данными об отсутствии у истца оснований для постановки на учет, в нарушение требований жилищного законодательства приняли решение о постановке семьи Я.С.В. на учет для предоставления в собственность земельного участка бесплатно, как нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Указанные выше обстоятельства дела во взаимосвязи с требованиями материального закона бесспорно свидетельствуют о незаконном принятии семьи истца на учет в 2012 году, что нарушало права иных лиц, вставших на учет в соответствии с требованиями закона, поскольку земельный участок предоставляется в порядке очередности.
Из материалов дела следует, что <...> истец снят с регистрационного учета по адресу <...> и зарегистрирован по адресу <...>, из чего следует, что право постановки на учет у семьи истца возникло не ранее <...>.
Согласно постановлению Администрации города Омска от 15.08.2016 N 1009-п (ред. от 05.04.2019) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства" заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги при наличии одного из оснований, предусмотренных Законом Омской области: 1) несоответствие гражданина требованиям, установленным статьей 3 Закона Омской области; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, необходимых для постановки гражданина на учет; 3) наличие в представленных документах недостоверных сведений (п.27).
Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.
Таким образом, постановление Администрации города Омска от 12.11.2018 № 1125-п, которым истец снят с учета лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, является законным и фактическим обстоятельствам соответствует, правовых оснований для признания его незаконным у суда не имелось, факт смены истцом регистрации <...> сам по себе правового значения для дела не имеет.
Доводы апелляционной жалобы в этой части основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем основанием к отмене решения суда приняты быть не могут. Одним из оснований для снятия с учета гражданина является утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом (п. 10 ст. 4 Закона № 1741-ОЗ). Кроме того, истец был принят на учет в результате неправомерных действий должностных лиц администрации г.Омска, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).
Ссылки жалобы на действия специалиста Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска М.Л.А. не заслуживают внимания, поскольку данным специалистом истцу было правомерно сообщено о выявленных обстоятельствах отсутствия у него льготы на момент предложения земельного участка в собственность бесплатно с кадастровым номером № <...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении, оснований для переоценки выводов суда коллегия судей не усматривает.
Таким образом, решение суда об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, оснований для апелляционного вмешательства в него по доводам жалобы и материалам дела не установлено
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи