ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4315/2018 от 10.04.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Лелёкин С.А. Дело № 33-4315/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 10 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Сокуровой Ю.А.,

судей Цыгулева В.Т., Старковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Шапошниковой А.В.,

с участием: прокурора Максимова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Цыгулева В.Т.,

дело по апелляционной жалобе администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 11 января 2018 года

по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Бебяевского сельсовета Арзамасского муниципального района, администрации Арзамасского муниципального района, ООО «РайводоканалСервис» о понуждении организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, понуждении обеспечить нормативную очистку сточных вод,

которым постановлено:

Обязать ООО «РайводоканалСервис» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект - р. Теша в д. <адрес>.

Обязать администрацию Арзамасского муниципального района организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в водный объект - р. Теша в д. <адрес>.

В иске к администрации Бебяевского сельсовета Арзамасского муниципального района отказать,

УСТАНОВИЛА:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Бебяевского сельсовета Арзамасского муниципального района, ООО «РайводоканалСервис» о понуждении организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, понуждении обеспечить нормативную очистку сточных вод, указывая, что Нижегородской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «РайводоканалСервис», осуществляющего хозяйственную деятельность по оказанию коммунальных услуг на территории Арзамасского района Нижегородской области. Согласно договору аренды от 05.08.2014 г. ООО «РайводоканалСервис» во временное владение и пользование передано имущество, в т.ч. канализационные сети, насосные станции, очистные сооружения, расположенные в д. <адрес>.

Согласно п. 2.4 Устава основным видом деятельности ООО «РайводоканалСервис» является удаление и обработка удаление сточных вод.

В ходе прокурорской проверки установлено, что на протяжении ряда лет предприятием осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод в р.Теша в <адрес>

Согласно Протоколу № 11112 от 11.09.2015 г. ООО «РайводоканалСервис» превышены предельно допустимые концентрации по нефтепродуктам. В 2017 г. директор ООО «РайводоканалСервис» привлекался к административной ответственности за нарушение условий водопользования.

Длительное поступление недостаточно очищенных сточных вод в р.Теша создает угрозу причинения вреда окружающей среде, водным объектам, биоразнообразию и санитарному благополучию населения, тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать: ООО «РайводоканалСервис» обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Теша в д. <адрес>, администрацию Бебяевского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области организовать работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в водный объект - р.Теша в д. <адрес>

В качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Мирзабеков Ф.Я. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Нестерова Т.П. иск поддержала.

Представитель ответчика администрации Бебяевского сельсовета Арзамасского района иск не признал, указав, что очистные сооружения переданы в собственность администрации Арзамасского муниципального района.

Представитель ответчика администрации Арзамасского муниципального района Горшков А.Ю. иск не признал, указав на то, что полномочия по водоотведению и водоснабжению администрация выполнят в пределах межбюджетных трансфертов, сумма которых недостаточна для реконструкции очистных сооружений.

Представитель ответчика ООО «РайводоканалСервис» Маркисонов О.Е. иск признал частично, указав, что обязанность по капитальному ремонту и реконструкции очистных сооружений лежит на их собственнике администрации Арзамасского муниципального района.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывая на то, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, администрация несет ответственность за осуществление переданных полномочий, в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами – межбюджетными трансфертами.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Максимов А.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения, уведомлены должным образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0; "Об охране окружающей среды" (далее Закона) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются поверхностные и подземные воды. В силу HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=2ABDB6781A0BB062FE4BF4680F3CE772B927F9199E6B1B89285CB2A91DE38237F2C7A4542F044C0CCCY9K"пункта 2 статьи 16 Закона одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=F499D23AB6CE7B1990E5EA921F69663CADE423C6219BD5DC95DBA4EA25D815421E8A33D5BB90334BB0rAL"Статьей 39 Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1). Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2). В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона при невозможности соблюдения нор&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;(далее Закона) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Статьей 39 Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2).

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения относится:

утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

согласование инвестиционных программ;

согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов)».

Согласно части 4 ст. 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 года N 317 утверждено Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее – Положение).

В соответствии с п. 3 Положения План разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу.

Планы разрабатываются на срок до 7 лет (п. 4 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения организации утверждают план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ (далее Кодекса) использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.п.1, 4 статьи 35 Кодекса поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 6 статьи 56 Кодекса установлен прямой запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Судом установлено и следует из материалов дела, 05.08.2014 года между администрацией Бебяевского сельсовета Арзамасского муниципального района и ООО «РайводоканалСервис» заключен договор аренды № 2, согласно которому ООО «РайводоканалСервис» переданы объекты, предназначенные водоотведения и отчистки сточных вод на территории Бебяевского сельсовета.

Согласно п. 2.4 Устава основным видом деятельности ООО «РайводоканалСервис» является удаление и обработка удаление сточных вод.

26.07.2017 года между администрацией Бебяевского сельсовета Арзамасского муниципального района и администрацией Арзамасского муниципального района подписано соглашение о передаче полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения и Акт приема-передачи вспомогательного здания очистных сооружений канализации.

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района от 12.10.2017 г. № 1872 предписано считать договор аренды от 05.08.2014 года № 2 возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В ходе проверки, проведенной Нижегородской природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО «РайводоканалСервис» осуществляется сброс сточных вод в р.Теша с превышением нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Разрешение на превышение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект р. Тёша) у ООО «РайводоканалСервис» отсутствует.

План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект р. Тёша), согласованный с администрацией Арзамасского муниципального района, ответчиками не представлен.

Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования к ответчикам ООО «РайводоканалСервис», администрации Арзамасского муниципального района подлежат удовлетворению.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения? с учетом установленных при рассмотрении дела, юридически значимых обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «РайводоканалСервис» является привлеченной организацией, по водоснабжению населения, которая и должна производить данную работу в соответствии с действующим законодательством, а также недостаточное финансирование работ по ремонту объектов водоотведения (очистных сооружений), не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку не освобождают администрацию Арзамасского муниципального района от выполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию муниципального имущества в надлежащим состоянии.

Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неверно применены нормы материального права судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о неправильно произведенной судом оценкой доказательств, судебной коллегией также отклоняются, поскольку указанные доводы направлены на переоценку доказательств по делу, что не является самостоятельным основанием к отмене судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 11 января 2018 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: