ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-431/2014 от 06.03.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Судья - Кучкина С.В. Дело №33адм-431/2014

 Докладчик - Усольцева И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 06 марта 2014 года город Южно-Сахалинск

 Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

     председательствующего Усольцевой И.В.

   судей Крылова Н.А. и Юсовой Е.В.

   при секретаре Пак Н.П.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О.И.Р. о признании незаконными и отмене решений государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» об отказе в предоставлении государственной субсидии и возврате полученных сумм

 по апелляционной жалобе О.И.Р. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 26 ноября 2013 года, которым в удовлетворении его требований отказано.

 Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., объяснения заявителя О.И.Р., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Ш.Е.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

 04 сентября 2013 года О.И.Р. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене решений государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» Министерства социальной защиты населения Сахалинской области № 905/34 от 03 июня 2013 года об отказе в предоставлении государственной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и о возврате полученных сумм.

 В обоснование заявленных требований указал, что решением государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» от 03 апреля 2013 года ему была назначена субсидия на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг. Однако решением этого же учреждения № 905/34 от 03 апреля 2013 года ему в предоставлении данной субсидии отказано со ссылкой на не представление им документов, подтверждающих его право владения, пользования и распоряжения занимаемым жилым помещением. Кроме того, впоследствии ему предписано вернуть ранее полученные субсидии в размере <данные изъяты>. Ссылаясь на то, что жилым помещением по адресу: <данные изъяты> он пользуется с 1985 года на основании ордера и договора о передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, а также на то, что перечисленными документами «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» Министерства социальной защиты населения Сахалинской области располагал, заявитель просил удовлетворить его требования в полном объеме.

 В судебном заседании представитель ГКУ «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» Ш.Е.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Заявитель О.И.Р. и Министерство социальной защиты населения Сахалинской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

 Судом принято указанное выше решение об отказе в удовлетворении заявленных О.И.Р. требований.

 Не согласившись с принятым решением, О.И.Р. в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное. Ссылаясь на пункт 8 главы 2, а также на пункт 49 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, просит принять новое решение об удовлетворении его требований. Указывает, что владеет и пользуется квартирой на законных основаниях, зарегистрирован в ней в установленном законом порядке, поэтому имеет право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

 Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ГКУ «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» Ш.Е.В. просит оставить решение суда без изменения.

 Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

 Отказывая в удовлетворении заявленных О.И.Р. требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, обратившись за предоставлением субсидии как собственник жилого помещения, не предоставил в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» доказательств возникновения права собственности на занимаемую квартиру, а предоставленные им документы – копия ордера на жилое помещение и договор приватизации правового значения для разрешения спора не имеют.

 С указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

 Согласно частям 1-3, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

 Право на субсидии имеют граждане:

 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

 3) члены жилищных кооперативов;

 4) собственники жилых помещений.

 Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

 Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 которых для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства, помимо заявления о предоставлении субсидии, в том числе и копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором они зарегистрированы по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

 В силу пункта 14 вышеуказанных Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

 Согласно пункту 7.2 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 года N 58/403, субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при наличии оснований пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 вышеуказанных Правил.

 В силу пункта 13 Методических рекомендаций пользователем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде является, в том числе лицо, пользующееся указанным жилым помещением в качестве нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма или договору найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда и др.).

 Пунктом 45 Методических рекомендаций установлено, что к документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, дающие право на субсидию, относится один из следующих документов:

 для собственника жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома):

 а) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (квартиру, жилой дом, часть квартиры или жилого дома), выданное в установленном порядке, а равно выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или справка учреждения юстиции (статья 131 Гражданского кодекса, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");

 б) справка жилищного или жилищно-строительного кооператива о полной выплате заявителем, являющимся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную этому лицу кооперативом квартиру (пункт 4 статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), выданная уполномоченным органом управления кооператива в соответствии с установленной его уставом компетенцией;

 в) документ, подтверждающий возникновение права собственности на жилое помещение до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 6). К таким документам, в частности, относятся заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации договор об отчуждении жилого помещения (например, купли-продажи, мены, дарения), акт (свидетельство, договор) о приватизации жилого помещения;

 г) вступивший в законную силу судебный акт (решение или определение суда) в отношении права собственности на жилое помещение;

 д) свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;

 е) документ, подтверждающий государственную регистрацию прав на жилое помещение, выданный до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте выдачи такого акта (свидетельства) на момент его выдачи;

 ж) документы, подтверждающие строительство жилого дома, а в исключительных случаях - заявление гражданина о владении объектом индивидуального жилищного строительства (жилым домом, частью жилого дома) и (или) жилым помещением в жилом доме блокированной застройки на праве собственности и справка органа местного самоуправления городского или сельского поселения или органа государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, подтверждающая наличие права собственности или факт владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, позволяющем приобретать право собственности на это имущество в силу приобретательной давности.

 Таким образом, по смыслу закона право на предоставление субсидий имеют как граждане пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и граждане, являющиеся собственники жилых помещений, а в предоставлении субсидии может быть отказано лишь при отсутствии у гражданина права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фондов.

 Как усматривается из материалов дела, в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> О.И.Р. проживает с 1985 года на основании обменного ордера №1205, выданного исполнительным комитетом Южно-Сахалинского городского Совета народных депутатов 24 декабря 1985 года. 02 апреля 2010 года между администрацией города Южно-Сахалинска и О.И.Р. заключен договор № 38645 о передаче данной квартиры в собственность последнего в порядке приватизации (л.д.9,10).

 03 апреля 2013 года О.И.Р. обратился в ГКУ ««Центр социальной поддержки Сахалинской области» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив к нему копии указанных выше ордера и договора о передаче квартиры в собственность (л.д.67,68). Решением ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 08 апреля 2013 года субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему назначена (л.д.80).

 Впоследствии решением ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 03 июня 2013 года № 905/34 в предоставлении государственной услуги по назначению указанной выше субсидии заявителю отказано со ссылкой на не предоставление документов, подтверждающих право владения жилым помещением, в котором он проживает (л.д.26). Дополнительным решением ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 27 июня 2013 года № 120 О.И.Р. предписано внести в кассу министерства образовавшуюся переплату по выплаченным субсидиям за апрель, май и июнь 2013 года на общую сумму <данные изъяты> (л.д.60,61).

 Поскольку предъявленные заявителем на момент обращения за субсидией документы (копия ордера на жилое помещение, договор приватизации) с очевидностью подтверждали наличие у него законного права пользования вышеназванным жилым помещением, указанные выше решения ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» об отказе в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и об удержании с заявителя ранее выплаченных субсидий противоречат положениям части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, чего суд первой инстанции не учел.

 То обстоятельство, что О.И.Р. указал себя в заявлении на предоставление субсидии в качестве собственника, тогда как его право собственности на вышеуказанную квартиру в установленном законом порядке зарегистрировано лишь 15 августа 2013 года (дата выдачи свидетельства о праве собственности), не свидетельствует об отсутствии у него права пользования жилым помещением на условиях социального найма и не освобождало ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от обязанности надлежащей правовой оценки предоставленных им документов.

 Не свидетельствует о законности обжалуемых решений ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» и то обстоятельство, что предусмотренный Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минрегионразвития РФ и Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2006г. № 58/403, перечень документов, подлежащих предоставлению гражданами в подтверждение своих прав на жилое помещение, не содержит таких документов как ордер на жилое помещение и договор приватизации жилого помещения.

 Более того, как усматривается из имеющегося в материалах дела ответа администрации города Южно-Сахалинска № 1416-010/3, направленного в адрес начальника ГКУ«Центр социальной поддержки Сахалинской области» 31 мая 2013 года факсимильной связью, указанному учреждению было разъяснено, что до 2009 года функции по заключению договоров социального найма, а также по переводу лицевого счета были возложены на жилищно-эксплуатационную организацию, с запросом в которую орган, чьи действия и решения обжалуются, не обращался.

 При таком положении, когда О.И.Р. на момент обращения за предоставлением субсидии предоставил документы, подтверждающие законное право пользования жилым помещением, и, следовательно, право на предоставление ему субсидии, вывод суда первой инстанции о законности решений ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» об отказе в назначении заявителю субсидии и об удержании с него ранее выплаченных субсидий, противоречит установленным обстоятельствам и не соответствует закону.

 Поскольку допущенные нарушения привели к неправильному разрешению спора, принятое судом решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных О.И.Р. требований.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 решение Южно-Сахалинского городского суда от 26 ноября 2013 года отменить.

 Принять новое решение, которым решения государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» № 905/34 от 03 июня 2013 года и № 120 от 27 июня 2013 года об отказе О.И.Р. в предоставлении государственной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об удержании с него ранее выплаченных субсидий на сумму <данные изъяты> признать незаконными.

 Возложить на государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» обязанность отменить решения № 905/34 от 03 июня 2013 года и № 120 от 27 июня 2013 года и предоставить О.И.Р. государственную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за апрель, май и июнь 2013 года.

 Председательствующий Усольцева И.В.

 Судьи Крылов Н.А.

 ФИО1