Судья Смирникова В.Г. Дело № 33-4327/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 15 августа 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Бережновой О.Н., судей Холмогорове И.К., Местниковой С.А., с участием прокурора Ефремова Д.В.,при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца – ФИО1 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года, которым
по иску ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконными приказов, восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Федеральной службе исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) о восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, об отмене приказов отказать.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., объяснения истца и его представителя ФИО1, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, заключение прокурора Ефремова Д.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменений, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту УФСИН России по РС (Я)) о восстановлении на службе, взыскании среднего денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, об отмене приказов, указывая на то, что проходила службу в УФСИН России по РС (Я) в должности главного бухгалтера, имеет звание .......... внутренней службы.
Приказом от 29.04.2016 № ... ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п. «о» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом от 29.04.2016 № ... ФИО2 уволена по п. «о» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Полагает, что увольнение произведено незаконно, поскольку нарушения, выявленные в ходе проверки, были устранены во время проверки или после; вид дисциплинарного взыскания в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины истца; приказ об увольнении не был согласован с начальником ФЭУ ФСИН России; в должностные обязанности главного бухгалтера не входило осуществление контроля за подведомственными учреждениями.
Просит признать приказ от 29.04.2016 № ... и приказ от 29.04.2016 № ... незаконными, восстановить на службе в прежней должности, взыскать среднее денежное довольствие за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель истца ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в связи с тем, что судом неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы возражения прокурора на нее, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Ефремова Д.В., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что ФИО2 проходила службу в УФСИН по РС (Я) в должности главного бухгалтера, имеет звание .......... внутренней службы.
Приказом от 29.04.2016 № ... ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п. «о» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом от 29.04.2016 года № ... ФИО2 уволена по п. «о» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.
Основанием для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности и увольнения явилось нарушение служебной дисциплины, выразившееся в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников; ненадлежащем исполнение пунктов 3, 11, 16, 17, 21, 25, 27 должностной инструкции в части исполнения требований действующего законодательства РФ, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность, организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности; контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов учреждений УФСИН России по РС (Я); принятия мер по предупреждению нарушений финансового законодательства: контроля за соблюдением установленных правил оформления первичных документов, в нарушении ч. 1 ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» в части достоверности представления о финансовом положении УФСИН России по РС(Я) на дату проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности, финансового результата деятельности и движения денежных средств за отчетные периоды, а также наличие дисциплинарных взысканий.
Причиной увольнения послужили результаты документальной ревизии финансово - хозяйственной деятельности УФСИН по РС (Якутия), проведенной главным ревизором главной контрольно-ревизионной инспекции управления делами ФСИН России совместно с сотрудниками ГУФСИН России по Новосибирской области в период с 08.04.2016 по 28.04.2016, согласно которым были выявлены нарушения в части использования бюджетных ассигнований и материальных средств, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, ведения расчетных операций, лицевых счетов и подотчетных сумм, выплаты денежного довольствия, заработной платы, компенсационных выплат требований и пособий за период с 01.06.2014 по 01.04.2016.
Согласно п.п. 3, 11, 16, 17, 21, 25, 27 должностной инструкции главного бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН России по РС(Я) главный бухгалтер руководствуется требованиями нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ, ФСИН России по вопросам организации и методологии бухгалтерского учета в бюджетной деятельности, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», приказами Министерства финансов РФ.
В силу должностных обязанностей главный бухгалтер осуществляет общее руководство деятельностью главной бухгалтерии УФСИН России по РС (Я) и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на нее функций; отвечает за качество и своевременность представления установленных форм бухгалтерской отчетности и статистической ответственности; осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов УФСИН России по РС (Я); обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности в учреждениях и аппарате УФСИН России по РС (Я) на основе централизации и максимальной автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля; контролирует соблюдение установленных правил оформления первичных документов, используемых в бухгалтерском учете должностными лицами; организовывает соблюдение установленного порядка проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, расчетов и платежных обязательств.
Судом первой инстанции установлено и истицей не оспаривается, что она была ознакомлена с должностной инструкцией.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в силу ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел РФ).
В соответствии с п. "о" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.
Как установлено ч. 2 ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что сотрудник органов уголовно-исполнительной системы может быть уволен со службы в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при условии, что к нему ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей оно не снято и не погашено.
Из материалов дела следует, что ранее ФИО2 приказом от 04.09.2015 № ... была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора; приказом от 28.12.2015 № ... привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора; приказом от 24.02.2016 № ... привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Поскольку ранее истец привлекался к дисциплинарной ответственности и данные приказы им не оспорены и не отменены, то при совершении повторного дисциплинарного проступка у ответчика имелись достаточные основания для увольнения истца на основании п. "о" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Исследовав представленные сторонами и полученные судом доказательства, в том числе результаты документальной ревизии финансово - хозяйственной деятельности УФСИН по РС (Якутия), оценив их с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
При этом учитывает то, что процедура увольнения ФИО2 проведена в соответствии с требованиями Положения о службе в ОВД и Приказа Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2 может нести персональную ответственность только за сотрудников главной бухгалтерии УФСИН, а не за бухгалтеров ведомственных учреждений, опровергаются должностной инструкцией главного бухгалтера главной бухгалтерии УФСИН России по РС(Я).
Кроме того, в соответствии с Положением о главной бухгалтерии УФСИН России по РС (Я) основной задачей главной бухгалтерии является, в том числе, формирование полной и достоверной информации о хозяйственной и бюджетной деятельности поздравлений и аппарата УФСИН России по РС (Я). Главная бухгалтерия УФСИН России по РС(Я) осуществляет контроль за состоянием бухгалтерского учета в бюджетном и производственном секторе учреждений и аппарата УФСИН России по РС(Я) на основании предоставляемых бухгалтерских отчетов, а также путем проведения проверок на местах, составляет сводные квартальные и годовые бухгалтерские балансы, отчеты о доходах и расходах средств, отчеты об использовании бюджета и другую бухгалтерскую и статистическую отчетность с предоставлением их, в установленном порядке, в соответствующие органы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что увольнение должно было быть согласовано с ФЭУ ФСИН России являются необоснованными, поскольку такое согласование нормами действующего законодательства и ведомственными нормативными актами ФСИН России не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно справке о выявленных ревизиях нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности отсутствовали неустранимые нарушения, следовательно, дисциплинарное взыскание в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка, несостоятельны, так как основанием для увольнения истицы послужило нарушение ею должностной инструкции, Федерального закона "О бухгалтерском учете" в период с 01.06.2014 по 01.04.2016, что было выявлено в ходе документальной ревизии.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права применив закон, подлежащий применению. Нарушений требований статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 15 июня 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи И.К. Холмогоров
С.А. Местникова