Председательствующий: Дьяченко Т.А. Дело № <...>
№ <...>
№ <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Пшиготского А.И.,
судей Емельяновой Е.В., Леневой Ю.А.,
при секретаре Шапоревой Д.Е.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Визгаловой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30.09.2020 гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Омского муниципального района Омской области ФИО1 на решение Омского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
«Исковые требования Администрации Омского муниципального района Омской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № <...>, оставить без удовлетворения».
заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрации Омского муниципального района Омской области обратилась в суд с требованиями к Управлению Росреестра по Омской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области о снятии земельного участка с кадастровым номером № <...> с государственного кадастрового учета.
Определением суда от <...> на основании ходатайства Администрации ОМР Омской области произведена замена ненадлежащих ответчиков на ФИО2, ФИО3.
В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Администрации Омского муниципального района Омской области <...> обратилась ФИО2 с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом для оформления в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома. В ходе его рассмотрения установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <...>, препятствующих формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома. Администрация обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № <...>. Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от <...>№ <...> было отказано в снятии с государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером № <...> имеет статус сведений «актуальный», следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие зарегистрированных прав на указанный земельный участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и имеет статус «актуальные, ранее учтенные». В данном случае, иной возможности восстановления и защиты прав, кроме как посредством рассмотрения спора о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, не имеется.
В судебном заседании представитель истца Администрации ОМР Омской области по доверенности ФИО4 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик ФИО3 не возражал против заявленных требований. Пояснил, что у него с ФИО2 спора по поводу границ земельных участков не имеется. Ранее он оформлением земельного участка под своей квартирой не занимался. Согласен чтобы земельный участок был оформлен под многоквартирным домом.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО5 не возражала против заявленных требований. Пояснила, что после снятия земельного участка с кадастрового учета планируется сформировать земельный участок в границах и площадью фактически используемой ответчиками. ФИО2 намерена выкупить земельный участок под своей квартирой у Администрации ОМР Омской области.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В отзыве на иск возражал против заявленных требований, указал, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № <...>, общей площадью № <...> кв.м., расположенном по адресу: <...>, имеющем следующие характеристики: наименование - землепользование, способ образования - образование из земель, статус - учтённый, дата постановки на учет <...>, разрешенное использование - для ведение личного хозяйства, на данный момент сведения о правах отсутствуют. Нарушения законодательства при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет отсутствуют. Помимо прочего, на земельном участке расположен объект недвижимости, многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № <...>, общей площадью № <...> кв.м., состоящий из 2-х квартир. В отношении <...> кадастровым номером № <...>, <...> кадастровым номером № <...> имеются сведения о зарегистрированных правах. В соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровыми номерами № <...> отсутствуют.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В отзыве на иск возражал против заявленных требований, указал, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <...>, учтен в кадастре недвижимости <...> с площадью № <...> кв.м., вид земельного участка - землепользование, имеет статус сведений «актуальный», на данный момент сведения о правах отсутствуют. Так же в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости расположенном на указанном земельном участке - многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № <...>, общей площадью № <...> кв.м. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером № <...> не подпадает под основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также Порядком ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, для снятия его с его кадастрового учета. Соответственно такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования. Истцом не представлено доказательств о наличии объективных причин, препятствующих реализации преобразования земельного участка в установленном действующим законодательством порядке.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации ОМР Омской области с вынесенным решением не соглашается, считает его незаконным, необоснованным. Ссылаясь на положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также Порядок ведения ЕГРН, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, считает, что снятие земельного участка с кадастровым номером № <...> в досудебном порядке невозможно, что послужило основанием для обращения в суд с данными требованиями. Указывает, что для дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, формируемого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, необходимо снять вышеуказанный земельный участок с кадастрового учета. Вместе с тем в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» возможности снятия с кадастрового учета земельного участка, имеющего статус «актуальный, ранее учтенный», не имеется. Полагает, что отсутствие установленного порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость, не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, в порядке статьи 167 ГПК РФ, ФИО3 и ФИО2 просили о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца ФИО4, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исстребовав и исследовав дополнительные доказательства в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда указывает следующее.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Под Единым государственным реестром недвижимости понимается свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.ч. 2, 7 ст. 1 Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ)).
По смыслу ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (ч.ч. 14ч.ч. 14, 15 ст. 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (ч. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 статьи 72).
Частью 3 ст. 70 указанного Закона предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (далее – Приказ от 16.12.2015 N 943).
Пунктом 177 указанного Приказа предусмотрено, что при включении в ЕГРН сведений из государственного кадастра недвижимости: сведениям со статусом «учтенный» присваивается статус сведений «актуальные», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 179 Порядка; сведениям со статусом «ранее учтенный» присваивается статус сведений «актуальные», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 179 Порядка, а также сведений со статусом «ранее учтенный» в отношении земельных участков, учтенных в установленном порядке до 1 марта 2008 г., которым при отсутствии в реестре прав на недвижимость (ЕГРП) записи о праве на такой земельный участок, в том числе о его правообладателях, после соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 181 Порядка, присваивается статус записи «архивная».
В силу п.п. 2 ст. 181 Приказа от 16.12.2015 N 943 в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется ряд действий. Так, при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется «актуальный».
Кроме того, относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее - земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.) высказалось Минэкономразвития России в своем письме от 10.09.2019 N Д23и-30808 «О рассмотрении обращения от 19 августа 2019 г. N 01-26/3152.
Так, исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий: 1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки; 2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости; 3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участков и соответственно наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки): в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.; в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Таким образом, указанная норма устанавливает определенную процедуру, при соблюдении которой земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в редакции от 03.07.2016, утратившей силу, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
<...> в Администрацию ОМР Омской области обратилась ФИО2 с заявлением об осуществлении кадастровых работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, имеющий почтовый адрес: <...> для оформления в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером № <...>, общей площадью № <...> кв.м., расположенном по адресу: <...>, имеющем следующие характеристики: наименование - землепользование, способ образования - образование из земель, статус - учтённый, дата постановки на учет <...>, разрешенное использование - для ведение личного хозяйства, на данный момент сведения о правах отсутствуют. Сведения о правообладателе отсутствуют.
На земельном участке расположен объект недвижимости, многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № <...>, общей площадью № <...> кв.м., состоящий из 2-х квартир.
В отношении <...> кадастровым номером № <...> имеются сведения о зарегистрированных правах.
<...> Администрация ОМР Омской области обратилась с письмом в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с просьбой снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № <...> в связи с отсутствием сведений о правообладателях указанного земельного участка в ЕГРН, мотивируя тем, что наличие сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № <...> не позволяет собственникам квартир, расположенных в многоквартирном доме, реализовать свое право на оформление земельного участка в общую долевую собственность в силу Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (л.д. № <...>).
Как следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от <...>№ <...>-№ <...> при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости статус сведений о таком земельном участке сохраняется «актуальный». Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № <...> не подлежит исключению из ЕГРН по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. № <...>).
В соответствии с уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от <...> Управлением Росреестра по Омской области было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...> связи с тем, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о снятии его с государственного кадастрового учета имеет статус «учтенный», не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (л.д. № <...>).
<...> Управлением Росреестра по Омской области отказано в снятии земельного участка с кадастровым номером № <...> с государственного кадастрового учета связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (л.д. № <...>).
Материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером № <...> поставлен на кадастровый учет до <...>, а именно – <...>, основанием для постановки участка на учет явилась инвентарная опись № <...> (л.д.№ <...>).
Согласно ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» в Омский областной суд от <...> данная оценочная (инвентарная ) опись была утверждена начальником Территориального отдела № <...> Управления Роснедвижимости по Омской области. В ответе указано, что на данном участке расположен многоквартирный дом, связь между данными объектами недвижимости (многоквартирный дом и земельный участок) была установлена в ходе проведения работ на предмет соответствия установленных связей зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства к земельным участкам, на которых такие объекты недвижимости расположены, критериям, установленным в п. 183 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от <...>№ <...>, на основании Протокола заседания рабочей группы по повышению и обеспечению качества данных ЕГРН при Управлении Росреестра по Омской области от <...>№ <...>.
Согласно сведениям, поступившим из Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, которые были истребованы судом апелляционной инстанции в порядке ст. 327.1 ГПК РФ (расширенная выписка из похозяйственной книги) земельный участок для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: : Омская область, <...>, принадлежит на праве пользования по сведениям похозяйственной книги с <...> годов (без правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов) семье ФИО6, с <...> семье ФИО7, с <...> –семье Ортман, с <...> Демьяновской, величина площади земельного участка отсутствует.
Земельный участок по адресу: <...> по сведениям из похозяйственной книги с <...> не имел пользователей, с <...> находился в пользовании семьи Буравко, площадь участка № <...> га, с <...> по настоящее время находится в пользовании семьи ФИО2, являющейся ответчиком по настоящему делу.
Положениями ч. 1, 4, 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено следующее.
Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Представленные из Администрации Богословского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выписки из похозяйственных книг свидетельствуют о наличии прав на земельные участки под квартирами в многоквартирном доме до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Кроме того, по смыслу положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 осуществить снятие указанного земельного участка невозможно по причине наличия расположенного на нем объекта недвижимости, а также статуса «актуальный, ранее учтенный».
На основании вышеприведенных норм действующего законодательства, а также обстоятельств установленных по делу, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером № <...> с кадастрового учета, в силу имеющихся условий, препятствующих осуществить указанные действия.
Иных оснований, позволяющих осуществить данные действия, судом не установлено, земельный участок к участку с временным характером сведений не относится, преобразуемым не является.
Помимо прочего снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абз. 2, 3 п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Акт незаконности действий государственного регистратора не установлен, истцом действия, акты регистрирующего органа не обжаловались.
Доказательств, подтверждающих, что данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением требований действующего законодательства, не представлено. Так, судом достоверно установлено наличие на земельном участке объекта недвижимости – жилого дома, выделение земельного участка в пользование для личного подсобного хозяйства до введение в действие Земельного кодекса РФ, что свидетельствует о законности и обоснованности нахождения земельного участка на кадастровом учете.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о них из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия его с государственного кадастрового учета. Как не является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка желание пользователей приобрести в собственность земельный участок большей площади, нежели предоставленный.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета, при этом, с учетом установленных по делу обстоятельств, земельный участок с кадастровым номером 55:20:030201:2440 не подпадает под основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», позволяющие снять его с государственного кадастрового учета.
При этом при вынесении решения судом первой инстанции верно учтено, что снятие земельного участка с государственного кадастрового учета лишит ответчиков права на оформление указанных земельных участков на праве им необходимом для использования земельного участка по назначению.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у администрации Омского муниципального района Омской области иной возможности осуществить установленные законом полномочия по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом ответчиков не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного иска является законным и обоснованным. При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не нарушены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Председательствующий: Дьяченко Т.А. Дело № <...>
№ <...>
№ <...>