Судья: Белобородова Е.Ю. № 33-4331
Докладчик: Карасовская А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Молчановой Л.А.,
судей: Карасовской А.В., Овчаренко О.А.,
прокурора Баранова А.В.,
при секретаре Гордиенко А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Карасовской А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Междуреченского городского округа – Греб Т.Ф. на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02 февраля 2018 года
по иску прокурора города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 36 «Улыбка», Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий, в котором с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ просил возложить на администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансовому обеспечению исполнения МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» положений пп. «а» п. 17, пп. «г» п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», расположенных по адресу: …, путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Обязать МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», расположенных по адресу: …, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить срок до 01.07.2018, в течение которого, указанный действия должны быть исполнены.
Требования мотивированы тем, что в июле 2017 года прокуратурой города проведена проверка исполнения муниципальными дошкольными образовательными организациями законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что здание муниципального МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» и прилегающая к нему территория, расположенные по адресу: …, не обеспечены физической охраной, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.
Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Междуреченский городской округ в лице органа местного самоуправления - администрации Междуреченского городского округа.
Отсутствие в МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» физической охраны людей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников образовательных учреждений и иных лиц, что является недопустимым.
Согласно ответу заведующей МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» У.И.С. от 18.08.2017 № … на представление прокуратуры города устранение, нарушений законодательства о противодействии терроризму не представляется возможным в силу отсутствия финансирования из местного бюджета расходов на обеспечение физической охраны людей в МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» в 2017 году.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02 февраля 2018 года постановлено: Иск прокурора города Междуреченска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансовому обеспечению исполнения МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» положений пп. «а» п. 17, пп. «г» п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 в части выделения необходимых бюджетных средств на охрану объектов и территории МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», расположенных по адресу: ….
Обязать МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», при наличии бюджетного финансирования, заключить контракт с охранной организацией на оказание услуг по охране объектов и территории МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», расположенных по адресу: … в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Междуреченского городского округа, МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» срок для совершения указанных действий до 05.03.2019.
В апелляционной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа – Греб Т.Ф. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Считает, что требования прокурора г. Междуреченска об обязании организации физической охраны в МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», входящей в перечень мероприятий по антитерростической защищенности, являются преждевременными, так как срок для выполнения данного мероприятия установлен законодателем не позднее 16.02.2019.
Понуждая администрацию Междуреченского городского округа к финансированию работ по организации физической охраны МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка», суд не учел, что формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, а также контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и иными нормативными актами, и вмешательство в эту деятельность не допустимо.
Утверждение местного бюджета осуществляется Советом народных депутатов Междуреченского городского округа (ст.26 Устава).
Требование прокурора г. Междуреченска о понуждении финансирования не входит в компетенцию администрации Междуреченского городского округа.
Возлагая на администрацию Междуреченского городского округа обязанность выделить денежные средства МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» на организацию охраны путем привлечения охранных организаций, прокурор не представил доказательств несоблюдения администрацией установленного действующим законодательством порядка финансового обеспечения (в виде бюджетных субсидий) выполнения МБДОУ муниципального задания.
Кроме того, указывает, что на сегодняшний день невозможно оценить объем финансовых средств, требуемых на организацию антитеррористической защищенности МБДОУ, до окончания работы комиссии и присвоения категории опасности, которые утверждаются актом обследования и категорирования и подлежат исполнению в срок не более чем 12 месяцев со дна его утверждения, то есть не позднее 16.02.2018.
В связи с введением в действие Федерального закона от 08.05. 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" существенно изменился статус бюджетного учреждения, в том числе учрежденного муниципальным образованием, соответственно, существенно изменилось и его гражданско-правовое положение - бюджетное учреждение, приобретя самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, и только бюджетное учреждение может отвечать за управление имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления. Это означает, что осуществляет организацию необходимых для нужд бюджетного учреждения работ, включая подписание гражданско-правовых договоров (контрактов), только руководитель бюджетного учреждения.
Оснований для удовлетворения требования прокурора об обязании МБОУ заключить контракт с охранной организацией недопустимо.
Прокурор фактически просил обязать образовательное учреждение организовать охрану при условии выделения на эти цели денежных средств администрацией Междуреченского городского округа, тогда как по смыслу норм ст. 198 ГПК РФ о содержании решения суда недопустимо вынесение решений, исполнение которых ставится в зависимость от наступления или не наступления определенного условия.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой г. Междуреченска принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, заслушав прокурора отдела прокуратуры Кемеровской области Баранова А.В., поддержавшего возражения относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Согласно п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, установлено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 26 Требований).
Из разъяснений по вопросам применения Требований, содержащихся в письме МВД России от 29.12.2015 № 1/10983, следует, что мероприятия по физической охране являются вопросами договорных отношений правообладателя места массового пребывания людей и организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Расчет количества постов и патрулей для обеспечения безопасности различными организациями, осуществляющими охранную деятельность в соответствии с законодательством РФ, производится индивидуально, исходя из поставленных задач и заключенных договоров, с соблюдением принципов необходимости и достаточности. Физическая защита осуществляется членами общественных объединений на основании решений его руководящего органа или общего собрания указанных объединений.
С 21.10.2017 действуют также Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, согласно пп. «а» п. 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Подпунктом «г» п. 18 Требований № 1235 установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В соответствии с п. 4 Требований № 1235 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Пунктом «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В силу ч. 2 ст. 4 Закона 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах: ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда.
Согласно ст. 9 Закона 124-ФЗ при осуществлении деятельности в области требования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.
Сторонами не оспаривается и следует из материалов дела, что учредителем и собственником имущества МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» является Муниципальное образование «Междуреченский городской округ» Кемеровской области в лице органа местного самоуправления – администрации Междуреченского городского округа.
МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» включено в Перечень мест массового пребывания людей в пределах территории Муниципального образования «Междуреченский городской округ» Кемеровской области (л.д.9-11).
В Акте проведения проверки на антитеррористическую защищенность, составленном 17.05.2017 в отношении МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка», содержится вывод о недостаточной надежности охраны и ее способности противостоять попыткам совершения террористических актов (л.д. 8).
В Акте указано, охрана объекта осуществляется - в дневное время дежурным, в ночное время сторожем; лицензия на право деятельности: не требуется; охраны, постов, спаренного пешего патруля нет; личный состав охраны огнестрельным оружием не обеспечен, спецсредства не имеются; на объекте организовано круглосуточное дежурство руководящего состава, как в будние дни, так и в праздничные и выходные дни, график дежурства имеется; для усиления охраны объекта дополнительные силы не используются; для наблюдения используется семь видеокамер, две наружных, внутренних пять; архивирования и хранения данных системы видеонаблюдения в течении 3 суток, не планируются видеокамеры, другие технические средства охраны: пожарная сигнализация; имеется паспорт антитеррористической защищенности объекта; имеется кнопка экстренного вызова в количестве одной штуки; имеется инструкция по действиям для персонала и охраны (дежурных); документы по проведению инструктажей, по обучению, схемы эвакуации имеются; размещение автостоянки не имеется
Согласно данного Акта проверки необходимо обеспечить охрану общественного порядка путем выставления физической охраны в соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Согласно акту обследования и категорирования места (объекта) массового пребывания людей от 28.11.2015 года МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» является местом массового пребывания людей.
Согласно Акту проведения проверки на антитеррористическую защищенность от 11.05.2016, МБДОУ детский сад № 36 «Улыбка» рекомендовано обеспечить охрану общественного порядка путем выставления физической охраны, в соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
19.07.2017 прокуратурой города руководителю МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д. 12-14).
В ответе заведующей МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» У.И.С. 18.08.2017 № … на представление прокурора указано, что устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму не представляется возможным в силу отсутствия финансирования из местного бюджета расходов на обеспечение физической охраны людей в 2017 году (л.д.15-16)
Также, 22.08.2017 прокурором города Междуреченск в адрес главы Междуреченского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (л.д. 17-20).
22.09.2017 администрацией Междуреченского городского округа за № 441 был дан ответ о том, что действующий в настоящее время в МОУ комплекс мер по физической охране не противоречит указанным Требованиям и позволяет в достаточной мере обеспечить как безопасное функционирование муниципальных образовательных учреждений, так и безопасность воспитанников во время их пребывания в учреждении. В связи с чем отсутствуют основания для привлечения должностных лиц администрации Междуреченского городского округа к дисциплинарной ответственности (л.д. 21-22).
В ходе судебного разбирательства ответчики не оспаривали, что предложения комиссии, указанные в Акте от 17.05.2017, не выполнены.
В суд апелляционной инстанции были представлены: Устав МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка»; Паспорт безопасности; Акт обследования и категорирования места (объекта) массового пребывания людей от 05.03.2018 согласно которого МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» является местом массового пребывания людей второй категории; Акт проведения проверки на антитеррористическую защищенность от 11.05.2016 содержащий вывод о недостаточной надежности охраны и ее способности противостоять попыткам совершения террористических актов; Акт обследования и категорирования места (объекта) массового пребывания людей от 28.11.2015 в соответствии с которым МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» является местом массового пребывания людей третьей категории, которые обозревались судом апелляционной инстанции.
Указанные документы приобщены к материалам дела и предоставлены по запросу судебной коллегией по гражданским делам, в связи с тем, что судом первой инстанции при рассмотрении указанного спора не в полной мере определены юридически значимые обстоятельства для рассмотрения дела.
Разрешая иск прокурора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты, такие требования достигаются посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны, однако такие требования МОУ не выполнены.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда о необходимости обеспечения МБДОУ физической охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций полностью согласуется с установленными по делу обстоятельствами, поскольку представленными доказательствами в совокупности подтверждается, что существующая в МБДОУ охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты детского учреждения, так как дежурные и сторожа не могут обеспечить надлежащую защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств, что создает возможность для проникновения и пребывания в детском учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий. Судебная коллегия считает, что надлежащая физическая охрана детского образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения. В данном случае длительное бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МБДОУ не обеспечивает комплексную безопасность лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, в виду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.
Судебная коллегия считает, что вывод суда о необходимости обеспечения физической охраны детского сада в срок до 05.03.2019 является законным и обоснованным, данный срок, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, отвечает требованиям разумности, поскольку такая обязанность по обеспечению физической охраны возникла еще в 2017 году по результатам плановой проверки в целях контроля за выполнением требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, но не была исполнена своевременно. С учетом выявленного в мае 2017 года факта недостаточной физической защиты детского сада, срок, установленный судом – 05.03.2019, не подлежит изменению на более поздний, поскольку является максимально возможным для выполнения требований действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурором не рассматривался вопрос достаточности у МБДОУ собственных денежных средств, необходимых для организации физической охраны, судебная коллегия отклоняет, поскольку данный довод опровергается материалами дела. Так, в ответе заведующей МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» У.И.С от 18.08.2017 за № … (л.д. 15-16) указано, что для обеспечения охраны сторонними организациями в рамках гражданско-правовых отношений в муниципальном задании и плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2017 год средств не предусмотрено, МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» иных средств не имеет.
Судебная коллегия считает не основанным на нормах действующего законодательства довод о том, что данный орган местного самоуправления не вправе в нарушение бюджетного законодательства осуществлять проведение и финансирование мероприятий, иное влечет необоснованное вмешательство в бюджетную деятельность органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления.
Доводы жалобы о том, что на охрану объектов и территории детского сада путем привлечения сотрудников охранных организаций, отсутствуют финансовые возможности, на законность решения суда не влияют. Между тем, отсутствие материальных средств не является законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей по противодействию терроризму и экстремизму, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на МБДОУ обязанности по заключению контракта с охранной организацией, еще и под условием наличия бюджетного финансирования. Кроме того, суд необоснованно установил срок для обеспечения физической охраны объекта только в отношении одного из ответчиков - МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка».
Указание судом в резолютивной части решения в части возложения на ответчика МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка» обязанности заключить контракт с охранной организацией под условием – «при наличии бюджетного финансирования», противоречит требованиям ст. 198 ГПК РФ, влечет неопределенность и неясность при исполнении решения. Кроме того, возложение обязанности заключить контракт на оказание охранных услуг противоречит принципу свободы договора, продекларированному в ст. 421 ГК РФ. В данном случае необходимо возложить обязанность по обеспечению физической охраной на детский сад как муниципальное дошкольное образовательное учреждение и получателя бюджетных средств.
С учетом конкретных обстоятельств дела и при наличии соответствующего ходатайства истца суд вправе в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий. В данном случае суд первой инстанции в мотивировочной части решения пришел к выводу о необходимости установления такого срока, но в резолютивной части фактически срок установил только в отношении детского сада.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению, его необходимо изложить в следующей редакции:
«Иск прокурора города Междуреченск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 36 «Улыбка», Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 36 «Улыбка» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению физической охраной (путем привлечения сотрудников охранных организаций) объектов и территории МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка», расположенных по адресу: ….
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Улыбка» обеспечить физическую охрану (путем привлечения сотрудников охранных организаций) объектов и территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 «Улыбка», расположенного по адресу: … в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Междуреченского городского округа и Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 36 «Улыбка» срок до 05.03.2019, в течение которого указанные действия должны быть совершены».
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 02 февраля 2018 года изменить, изложив в следующей редакции.
«Иск прокурора города Междуреченск в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 36 «Улыбка», Администрации Междуреченского городского округа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию Междуреченского городского округа обязанность по финансированию исполнения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 36 «Улыбка» положений подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению физической охраной (путем привлечения сотрудников охранных организаций) объектов и территории МБДОУ «Детский сад № 36 «Улыбка», расположенных по адресу: ….
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Улыбка» обеспечить физическую охрану (путем привлечения сотрудников охранных организаций) объектов и территории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 «Улыбка», расположенного по адресу: … в соответствии с положениями подпункта «а» пункта 17, подпункта «г» пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Администрации Междуреченского городского округа и Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 36 «Улыбка» срок до 05.03.2019, в течение которого указанные действия должны быть совершены».
Председательствующий: Л.А. Молчанова
Судьи: А.В. Карасовская
О.А. Овчаренко