ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4332/2013 от 03.12.2013 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья БалуковА.Н. Дело № 33 – 4332 / 2013

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск   03декабря 2013 года

Судебная коллегия погражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующегоЖаднова Ю.М.,

судей КостюнинойН.В., Логинова Д.А.,  

при секретаре ШаряевойЛ.О.,

рассмотрела воткрытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобеадминистрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновскойобласти на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26сентября 2013 года, которым постановлено:

Исковые требованияпрокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконнымбездействие администрации муниципальногообразования «Новоспасский район» Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования«Новоспасский район» Ульяновской области, муниципального казённого образовательного учреждения (МКОУ)Суруловская основная общеобразовательная школа Новоспасского района Ульяновскойобласти, Правительства Ульяновской области в части не оборудования здания МКОУСуруловская основная общеобразовательная школа системой видеонаблюдения, неорганизацией охраны службами охранного предприятия.

Обязатьадминистрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновскойобласти, отдел образования администрациимуниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области,муниципальное казённое образовательное учреждение (МКОУ) Суруловская основнаяобщеобразовательная школа Новоспасского района Ульяновской области,Правительство Ульяновской области оборудовать здание МКОУ Суруловская основнаяобщеобразовательная школа системой видеонаблюдения, организовать охрануслужбами охранного предприятия.

Взыскать смуниципального казённого образовательного учреждения Суруловская основная общеобразовательнаяшкола Новоспасского района Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования«Новоспасский район» Ульяновской области государственную пошлину в доходместного бюджета по 100 рублей с каждого.

Заслушав докладсудьи Костюниной Н.В., прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение судапервой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ПрокурорНовоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прави законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Новоспасскийрайон» Ульяновской области, отделу образования администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, казённомуобразовательному учреждению (МКОУ) Суруловская основная общеобразовательнаяшкола Новоспасского района Ульяновской области, Правительству Ульяновскойобласти о признании незаконнымбездействия в части не оборудования здания МКОУ Суруловская основнаяобщеобразовательная школа системой видеонаблюдения, не организацией охраныслужбами охранного предприятия и возложении обязанности оборудовать здание МКОУСуруловская основная общеобразовательная школа системой видеонаблюдения,организовать охрану службами охранного предприятия.

В обоснование искауказал, что в ходе проведенной прокуратурой Новоспасского района проверкисостояния антитеррористической защищенности МКОУ Суруловская основнаяобщеобразовательная школа установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, ответчиками непринято мер к исполнению приказа Министерства образования и науки РФ от11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористическойбезопасности образовательных учреждений» по усилению режимаантитеррористической безопасности.

Образовательноеучреждение не оснащено современными техническими средствамиантитеррористической защиты, в соответствии с перечнем (планом) мероприятий поподготовке образовательных учреждений к новому учебному году, указанных вписьмах Министерства образования и науки РФ «О подготовки образовательныхучреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 №АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008,№03-1423 от 16.06.2010 №ЮС-343/09 и №ЮС-350/09, предусматривающих организациюохраны охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения.

Отсутствие охраны исистемы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасностилиц, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении, не позволяетобеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайныхситуаций на территории образовательного учреждения.

Имеющиеся нарушениятребований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободыи интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, преподавателей, другихработников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь иохрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и в указанныхнормативно-правовых актах.

В связи с этим,прокурор района полагал вмешательство в данную сферу правоотношений законным иобоснованным, на основании ст.45 ГПК РФ просил признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанностьустранить вышеуказанные недостатки.

Суд привлек вкачестве соответчика по делу Правительство Ульяновской области, и, рассмотревспор по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционнойжалобе администрация МО «Новоспасский район» просит решение суда отменить.

Ссылается на то, чтоконкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности,обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе №2013 от11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасностиобразовательных учреждений» не указаны. Охрана образовательных учрежденийсилами охранных предприятий в приказе не упоминается. Письма Министерстваобразования и науки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора «О подготовкиобразовательных учреждений к новому учебному году», «О методическихрекомендациях», и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагаюткаких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организацииохраны на органы местного самоуправления. Не предусмотрено таких обязанностей идругими нормативными актами. Учитывая, что законодательством не предусмотреныконкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия впрофилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретныемероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки иобъем выделяемых из местных бюджетов средств. Также указывает, что круг лиц, винтересах которых подан иск прокурором, определен, в связи с чем, производствопо делу подлежит прекращению.

В связи с неявкой взаседание апелляционной инстанции представителей администрации муниципальногообразования «Новоспасский район», отдела образования администрации МО «Новоспасский район», МКОУСуруловской основной общеобразовательной школы, Правительства Ульяновскойобласти, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела,судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалыдела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные вапелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отменырешения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требованийзакона.

В соответствии сост.51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (действующей на моментпринятия Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы) образовательноеучреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровьяобучающихся, воспитанников.

Согласно ст.2Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защитаосновных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность икомплексное использование политических, информационно-пропагандистских,социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействиятерроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из материалов деласледует, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проведенапроверка соблюдения МКОУ Суруловская основная общеобразовательная школазаконодательства по антитеррористической защищенности указанногообразовательного учреждения.

В ходе проведеннойпроверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения,охрана учреждения не организована.

Факт отсутствиясистемы видеонаблюдения, а также факт отсутствия организации охраны учрежденияответчиками не оспаривается.

Правительством РФ23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасныхусловий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполненияуказанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористическойбезопасности образовательных учреждений» предписано руководителямподведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры поусилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетахсубъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системыобеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализоватькомплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современнымитехническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системывидеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом иэвакуацией обучающихся и работников).

Обязательностьисполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмахМинистерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений кновому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которыхследует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должнапроводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя,кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации,организацию охраны.

Более того, в целяхопределения методических подходов к организации создания единой системыобеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования инауки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии скоторыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждениясчитается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовностиучебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решениивопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельностьнеобходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средствохраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системывидеонаблюдения и контроля).

Принимая во вниманиеуказанные выше акты и, учитывая, что отсутствие в образовательном учрежденииохраны и системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу внего посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности,антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательномучреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетнихвоспитанников на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерновозложил на ответчиков обязанность по оборудованию в детском саду системы видеонаблюдения иорганизации охраны службами охранного предприятия.

Судебная коллегиянаходит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования«Новоспасский район» о необоснованном возложении на этого ответчика указаннойвыше обязанности.

Согласно Уставу МКОУСуруловская основная общеобразовательная школа, учредителем общеобразовательнойшколы является администрация муниципального образования «Новоспасский район»,общеобразовательная школа является юридическим лицом, обладает на правесобственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п.6.1 ст.15Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактикетерроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявленийтерроризма и экстремизма на территории муниципального района относится квопросам местного значения муниципального района.

Для осуществленияорганами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, ирасходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенцийиз других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществленияотдельных государственных полномочий в местных бюджетах должныпредусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходныхобязательств.

Кроме того, какследует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организацииучебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с моментапринятия Правительством РФ 23.12.2005 Федеральной целевой программы развитияобразования на 2006-2010 годы.

В соответствии с п.2ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиковобязанности по оборудованию детского сада системой видеонаблюдения иорганизации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися вего распоряжении денежными средствами.

При ихнедостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несетсобственник соответствующего имущества.

Таким образом,администрация муниципального образования «Новоспасский район», обязанная в силу закона участвовать впрофилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имуществабюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организацииучебного процесса в образовательных учреждениях.

Иные доводы,приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда неявляются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренныхст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционномпорядке.

При такихобстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводамапелляционной жалобы отмене не подлежит.

Учитывая изложенное,и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

РешениеНовоспасского районного суда Ульяновской области от 26 сентября 2013 годаоставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципальногообразования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи