Судья Калиниченко Н.А. Дело № 33-4336/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск 21 июня 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Романовой И.Е.,
судей Антонова Д.А., Гавриленко Е.В.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к департаменту социального развития (адрес) – Югры об обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе департамента социального развития (адрес) – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
«Исковые требования (ФИО)1 к департаменту социального развития (адрес) – Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».
Признать право (ФИО)1, награжденной на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ (номер)-лс от (дата) Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии РФ, на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития (адрес) – Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития (адрес) – Югры в пользу (ФИО)1<данные изъяты> в счет возмещения судебных расходов».
Заслушав доклад судьи Антонова Д.А., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что она имеет трудовой стаж <данные изъяты> лет. На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ (номер)-лс от (дата) Почетной грамотой она награждена Почетной грамотой названного Министерства. Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) ей сообщили об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Отказ мотивирован тем, что Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Данный отказ считает неправомерным и нарушающим её права и законные интересы. Просит признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ей звание «Ветеран труда».
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение отменить и принять новое - об отказе в иске. Указывает, что согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Полагает, что правовые основания для признания за (ФИО)7 права на присвоение звания «Ветеран труда» в ХМАО – Югре отсутствуют, поскольку Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, никем не оспаривается, что (ФИО)1 имеет необходимый для присвоения звания «Ветеран труда» трудовой стаж. На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ (номер)-лс от (дата) она была награждена Почетной грамотой за многолетнюю добросовестную работу, большой вклад в развитие рационального природопользования, обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и в связи с профессиональным праздником «День эколога».
Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 6 июня 2005 г. № 103-п.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», согласно которому ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (подп. 2 п. 4 ст. 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7, статья 10).
Конституционный Суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания «Ветеран труда», который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (определение от (дата)(номер)-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. №18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П, Определения от 12 июля 2006 г. № 350-О, от 1 апреля 2008 г. № 479-О-П).
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Отнесение наград, знаков отличия к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от 6 июня 2005 г. № 103-п) определен исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», чем неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения гражданам субъекта звания «Ветеран труда».
Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. было утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, пунктом 6.2. которого в редакции, действовавшей на момент награждения истца Почетной грамотой, было предусмотрено право Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Приказом Минприроды России от 16 февраля 2011 г. № 36 «Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Почетная грамота названного Министерства утверждена среди прочих наград в качестве ведомственного знака отличия в труде.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ №5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» основания для отнесения заявителя к категории ветеранов труда.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения звания «Ветеран труда» основаны на ошибочном толковании закона, переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес) – Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Антонов Д.А.
Гавриленко Е.В.