ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4344/2021 от 22.07.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

УИД 36RS0004-01-2020-003949-08

Дело № 33-4344/2021

Строка № 209

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2021 г. г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Готовцевой О.В.,

судей Данцер А.В., Юрченко Е.П.,

при секретаре Боброве А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Данцер А.В.,

гражданское дело № 2-71/2021 по иску ФИО1 к Правительству Воронежской области о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 9 февраля 2021 г.

(судья Леденева И.С.)

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Воронежской области, в котором с учетом уточнений просил обязать Правительство Воронежской области в соответствии части 2 пункт 1 статьи 168 Жилищного Кодекса РФ в течение 3-х лет с момента вынесения решения суда по настоящему делу провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом <адрес>, выполнить заявленные собственниками виды работ: ремонт фасадов дома с их утеплением, ремонт фундамента дома с его утеплением и ремонт отмостков дома, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником <адрес>. С 15 апреля 2017 г. многоквартирный жилой <адрес> в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ находится в непосредственном управлении собственников помещений в МКД. 15 апреля 2019 г. собственники помещений указанного жилого дома обратились в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с заявлением о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и переносе сроков ремонта. На заявление получен ответ Департамента ЖКХ и Энергетики Воронежской области от 14 мая 2019г. . В ответе Департамента ЖКХ и Энергетики Воронежской области от 6 февраля 2020 г. указано, что многоквартирный <адрес> будет исключен из региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, т. к. имеет в своем составе менее чем пять квартир. Вопросом проведения дальнейшего капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> ЖКХ и Энергетики - заниматься не может. Ссылаясь на положения разд. IX ЖК РФ, истец указывает, что свои обязанности, установленные действующим законодательством в отношении капитального ремонта многоквартирного жилого дома, ответчик не исполнил, порядок финансирования домов, исключенных из региональной программы и имеющих в своем составе менее чем пять квартир, не определен. Прошло более шести месяцев и согласно ч.2 п.1 ст.168 ЖК РФ субъектом Российской Федерации должен быть принят соответствующий акт. Согласно ответу департамента ЖКХ и Воронежской области от 10 апреля 2020 г. отказ оформить соответствующее решение мотивирован тем, что дом будет исключен из региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы, т. к. имеет в своем составе менее чем пять квартир. Согласно письменному ответу из управления ЖКХ городского округа город Воронеж от 13 апреля 2020 г. , отказ проводить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого <адрес> мотивирован тем, что бывший наймодатель тепличный с/х «Советский» не передал должным образом дом в собственность муниципального образования городского округа <адрес>. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональную программу, администрация городского округа <адрес> не рассматривает. Вопрос проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного <адрес> до даты приватизации первого жилого помещения многоквартирного дома не относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж.

Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 октября 2020 г. (занесенным в протокол судебного заседания) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, ФИО2, ФИО3, ФИО4

Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 1 декабря 2020 г. (занесенным в протокол судебного заседания) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 9 февраля 2021 г. в удовлетворении заявленных ФИО4 исковых требований было отказано (л.д. 248, т249-253 том 1).

В апелляционной жалобе ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом неверно истолкована ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, согласно которой в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых менее чем 5 квартир. Однако, в данном случае в статье указано о «не включении» в реестр, а не об исключении из реестра. Исходя из буквального толкования закона, исключение домов, содержащих в себе менее 5 квартир, не предусмотрено. Поскольку спорный дом является многоквартирным и нуждается в капитальном ремонте, при этом не признан аварийным или подлежащим сносу, общее имущество МКД должно быт отремонтировано по региональной программе кап. ремонта. Учитывая положения ст. 6 ЖК РФ, согласно которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, постановление Правительства Воронежской области от 22 декабря 2020 г. в части исключения спорного дома из региональной программы, незаконно. Правительство Воронежской области нарушает условия мирового соглашения (определение Центрального суда от 14 июня 2016 г. о включении в региональную программу спорного дома) и ст. 191 ЖК РФ в части обязания финансирования капитального ремонта Правительства Воронежской области при исключении из программы капитального ремонта (л.д. 3-9 том 2).

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился ФИО1 и его представитель ФИО5 Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ч.1 ст.327 и ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д.17 том 1).

Сособственником ? доли квартиры является ФИО4 (л.д. 209 том 1).

Собственником <адрес> является ФИО2, собственником <адрес> является ФИО3 (л.д.145, 146, 147 том 1).

Согласно техническому паспорту на жилой дом и земельный участок по <адрес>, составленному ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» БТИ Советского района г. Воронежа по состоянию на 19 ноября 2008 г., год постройки жилого дома – 1973 год (л.д.44-61 том 1).

Постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 г. утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

Из сообщения руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 декабря 2020 г. следует, что в государственную собственность <адрес> не передавался (л.д.194 том 1).

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитываются, в муниципальную собственность городского округа город Воронеж не передавались, что подтверждается ответом управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 17 декабря 2020 г. (л.д.167 том 1).

На дату приватизации первого жилого помещения собственником многоквартирного <адрес> являлся совхоз «Советский» (л.д.191 том 1).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2015 г. жилой <адрес> признан многоквартирным (л.д. 62-64 том 1).

Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 июня 2016 г. между ФИО1 и Правительством Воронежской области было утверждено мировое соглашение, по условиям которого Правительство Воронежской области обязалось в срок 31 декабря 2016 г. внести изменения в постановление правительства Воронежской области от 6 марта 2016 г. «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 годы» в части включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области на 2014-2044 годы многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.35, 35об том 1).

В соответствии с первоначальным Перечнем проведение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес> запланировано на 2020-2025 годы (пункт 242 Перечня по городскому округу <адрес>).

Региональная программа (в редакции от 23.12.2016 N 983) предусматривала ремонт крыши, ремонт фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в 2023-2025 гг., ремонт системы водоотведения, ремонт крыши, ремонт фундамента в 2032-2034 гг., ремонт системы ХВС в 2038-2040 гг. (пункт 4831 Перечня).

Положения ч. ч. 1, 2, 4 и 7 ст. 168, ч. 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливают возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от 15 апреля 2017 г. собственниками МКД принято решение о переносе срока проведения работ по капитальному ремонта общего имущества многоквартирного дома с 2023-2025гг. на 2017-2018 гг. (л.д.65-76).

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на заседании от 21 сентября 2017 г. по заявлению истца от 16 апреля 2019 г. принято решение о необходимости переноса срока проведения капитального ремонта в части работ по ремонту крыши на 2017-2019 гг., положительного решения о переносе срока ремонта фасада принято не было (л.д. 81-88 том 1).

О результатах рассмотрения заявления о переносе срока капитального ремонта МКД ФИО1 сообщено письмами департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14 сентября 2017 г. (л.д.78), от 23 октября 2017 г. (л.д. 80 том 1).

Из письменных пояснений Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу), следует, что в рамках программы капитального ремонта в <адрес> по адресу <адрес> были выполнены работы по переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, работы выполняло ООО «РегионТехСтрой» по договору от 18 декабря 2018 г., стоимость работ составила 2 258 178 руб.

Согласно справке по лицевому счету , начисление Фондом (13038,96 руб.) и последующая оплата взносов на капитальный ремонт ФИО1 (13038,96 руб.) производились по апрель 2019 года.

Законом Воронежской области от 8 апреля 2019 г. внесены изменения в Закон Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ «О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области», согласно подпункту б пункта 2 части 1 статьи 3 в ред. Закона Воронежской области от 8 апреля 2019 г. установлено, что Региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, в которых имеется менее чем пять квартир.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 22 декабря 2020 г. «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 6 марта 2014 г. «Приложение N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы» изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению (п. 1.2), из которого следует, что многоквартирный жилой <адрес> исключен из региональной программы.

В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющий принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции правильно применив действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и на основе представленных и исследованных доказательств, которым в соответствии со ст. 67 ГПК РФ была дана надлежащая правовая оценка, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

При этом, как верно указал районный суд, многоквартирный жилой <адрес> был исключен из региональной программы на основании постановления Правительства Воронежской области от 22 декабря 2020 г. «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 6 марта 2014 г. «Приложение N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы», истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на дату приватизации первого жилого помещения правительство Воронежской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации выступало в качестве собственника, наймодателя жилых помещений <адрес> (ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу положений п. 6.1 ст. 2, п. 8.3 ст. 13, ст. ст. 167, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данный нормативный правовой акт истцом в установленном законом порядке не оспорен, не признан недействительным.

С учетом изложенного у суда первой инстанции, при принятии решения по спору, не имелось оснований для неприменения данного нормативного правового акта к возникшим правоотношениям.

Изложенные ФИО1 в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося решения.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, также не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия –

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 9 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.07.2021 г.

Председательствующий:

Судьи коллегии: