ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4345/2022 от 23.05.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Шамлова А.Л.

Дело № 33-4345/2022 (2-7997/2018)

УИД 25RS0002-01-2018-010321-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи ФИО3

при ведении протокола помощником судьи Масленниковой С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (Главное управление МЧС России по Приморскому краю) на определение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ о процессуальном правопреемстве.

у с т а н о в и л:

ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по ВГО Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве в котором, ссылаясь на приказ МЧС России от 26 сентября 2019 года №524 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Дальневосточном федеральном округе», просило заменить должника - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» по исполнительному производству возбужденного на основании исполнительного листа, выданного по решению Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 20 декабря 2018 года, на его правопреемника - Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора не возражал в отношении заявления о процессуальном правопреемстве.

Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю с требованиями заявления не согласился, поскольку в названном приказе отсутствуют сведения о правопреемнике по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Представитель заявителя, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» в судебное заседание не явились.

Определением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 20 января 2022 года произведена замена должника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» на правопреемника - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю.

Не согласившись с судебным актом, Главное управление МЧС России по Приморскому краю подало частную жалобу, в которой, указывая на нарушение судом норм материального права, просило об отмене судебного акта. В обоснование доводов сослалось на положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

С учетом положений ч.ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данная частная жалоба подлежит рассмотрению без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В силу положений пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации федерального казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (далее также - Порядок от 26 июля 2010 г. N 539).

Пунктом 26 Порядка от 26 июля 2010 г. N 539 установлено, что решение о ликвидации федерального государственного казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать, в частности, наименование правопреемника, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт "г" пункта 26 названного порядка).

Из приведенных нормативных положений следует, что суд на любой стадии гражданского судопроизводства в случае выбытия стороны в спорном отношении (в частности, в связи с реорганизацией юридического лица) допускает замену этой стороны правопреемником.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Вместе с тем ликвидация государственного казенного учреждения имеет особенности, определенные Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539. Решение о ликвидации таких учреждений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и в обязательном порядке это решение должно содержать наименование правопреемника, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Как следует из материалов дела ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» являлось федеральным казённым учреждением и его ликвидация осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539. В связи с этим МЧС России - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности и принявшим решение о ликвидации ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю» в приложении №1 к приказу от 26 сентября 2019 года №524 в качестве правопреемника этого учреждения было определено Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОСП по исполнению исполнительных документов в отношении юридических лиц по ВГО УФССП по ПК заменив ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» на его правопреемника Главное управление МЧС России по Приморскому краю.

Доводы частной жалобы о том, что Главное управление МЧС России по Приморскому краю не является правопреемником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат правовых оснований для отмены постановленного определения.

Так, из положений статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства ликвидированного юридического лица не прекращаются, если законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

Ограничений относительно каких-либо прав и обязанностей приказ МЧС России от 26 сентября 2019 г. № 524 не содержит. При этом в силу положений статьи 419 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 26 указанного Порядка ликвидация Учреждения предполагает обязательность определения его правопреемника.

Таким образом, указание в вышеуказанном приказе в качестве правопреемника Главного управления МЧС России по Приморскому краю означает, что права и обязанности ликвидируемого учреждения переданы Управлению, в том числе, обязательства по исполнению судебных решений.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

о п р е д е л и л:

определение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 20 января 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий судья: