ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4370/2016 от 19.10.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Мелихова Н.В. дело № 33-4370/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 19 октября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Белякова А.А.,

судей областного суда Авериной Е.Г., Ожеговой И.Б.

при секретаре Петровой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе представителя истца Соловьевой О.С. – ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 сентября 2016 года по делу по исковому заявлению Соловьевой О.С. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» об оспаривании решения,

у с т а н о в и л а:

Истец Соловьева О.С. обратилась в суд с иском Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» указав, что 22 апреля 2016 года она родила двойню – сына ФИО13 и дочь ФИО14. В мае 2016 года истец обратилась с заявлением о получении единовременной материальной помощи, предусмотренной п.п. 3.2. п. 3 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденного Постановлением Правительства Астраханкой области № 655-П от 29 декабря 2011 года. Письмом №8565/05 от 02 июня 2016 года ей было отказано в получении материальной помощи, со ссылкой на изменения, внесенные в Постановление Правительства Астраханкой области № 655-П 26 апреля 2016 года, согласно которым материальная помощь при рождении двойни не выплачивается. С данным решением государственного органа истец не согласна, поскольку рождение детей произошло до внесения изменений в законодательный акт, в связи с чем она приобрела право на получение единовременной материальной помощи. Соловьева О.С. просила суд признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» в предоставлении ей единовременной материальной помощи, обязать ответчика выплатить такую помощь с взысканием в ее пользу судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и судебных расходов в сумме 15000 рублей.

Истец Соловьева О.С., будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ее представитель ФИО1 исковые требования истца поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» ФИО8 с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 1 сентября 2016 года в удовлетворении исковых требований Соловьевой О.С. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права. В обосновании доводов жалобы заявитель, указывает, что рождение детей истца произошло 22 апреля 2016 года, а Постановление Правительства Астраханской области №98-П, согласно которому прекращена выплата единовременной помощи за рождение двойни, вынесено 26 апреля 2016 года. При таких обстоятельствах, учитывая положение п.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Соловьева О.С. приобрела право на получение единовременной материальной помощи.

На заседание судебной коллегии Соловьева О.С. и представитель УФК по Астраханской области не явились, извещены надлежащим образом, просили жалобу рассмотреть в их отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснение представителя истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Астрахани» ФИО9, возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Постановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2011 N 655-П утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно п. 2 Порядка получателями единовременной материальной помощи, являются семьи и одиноко проживающие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее - заявители). Единовременная материальная помощь оказывается заявителям в виде денежной выплаты однократно.

В соответствии с п.п. 3.2. п. 3 указанного порядка (в редакции, действующей на период возникновения правоотношений сторон) единовременная материальная помощь оказывается семьям при рождении двоен в размере 50000 руб.

Постановлением Правительства Астраханской области от 26.04.2016 N 98-П в постановление Правительства Астраханской области от 29.12.2011 N 655-П внесены изменения, согласно которым единовременная материальная помощь оказывается семьям только при рождении одновременно трех и более детей в размере 100000 рублей.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 22 апреля 2016 года Соловьева О.С. родила двойню – сына ФИО13 и дочь ФИО14, о чем в отделе ЗАГС <адрес> 13 мая 2016 года составлены актовые записи и соответственно.

Рассмотрев представленные документы, письмом №8565/05 от 2 июня 2016 года ответчик отказал Соловьевой О.С. в выплате единовременной материальной помощи, сославшись на изменения, внесенные Постановлением Правительства Астраханской области от 26.04.2016 N 98-П, согласно которым выплата единовременной материальной помощи при рождении двойни не предусмотрена.

Разрешая заявленные требования, районный суд признал решение государственного органа законным, при этом исходил из того, что право на получение единовременной материальной помощи возникает в момент обращения в государственный орган за ее получением, поскольку такое обращение носит заявительный характер, решение о выплате единовременной материальной помощи принимается Центром социальной поддержки также на момент обращения с учетом сложившихся в это время обстоятельств и действующих правовых норм.

Проверив и оценив выводы суда первой инстанции, судебная коллегия находит их ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, право на получение единовременной материальной помощи имеет один из родителей, проживающий на территории Астраханской области (единственный родитель в неполной семье, усыновитель), совместно проживающий с детьми, рожденными на территории Астраханской области, обратившийся за помощью не позднее одного года со дня рождения детей, при условии регистрации рождения детей в органах записи актов гражданского состояния Астраханской области.

Согласно п. 4 Порядка за предоставлением единовременной материальной помощи заявители по месту жительства или месту пребывания обращаются в государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения районов города Астрахани с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи по форме, утвержденной правовым актом министерства социального развития и труда Астраханской области (далее - министерство), с указанием сведений о составе семьи, включающим согласие на обработку персональных данных (далее - заявление).

На основании п. 8 и 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи являются: несоответствие заявителя категориям получателей единовременной материальной помощи, установленным настоящим Порядком; представление заявителем неполного пакета документов, установленных настоящим Порядком и необходимых для получения единовременной материальной помощи, за исключением документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия; полное использование бюджетных средств, предусмотренных на финансирование соответствующих мероприятий государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П, связанных с оказанием единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, по отдельным направлениям, предусмотренным подпунктами 3.1 - 3.4, 3.6 пункта 3 настоящего Порядка; представление заявителем недостоверных сведений. Отказ в предоставлении единовременной материальной помощи может быть обжалован в установленном законом порядке в министерство и (или) в суд.

Согласно ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Таким образом, вопреки доводам суда, исходя из положений гражданского законодательства, а также требований Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, право на получение единовременной материальной помощи в связи с рождением двоен и троен, возникает с момента рождения детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1, Конституции Российской Федерации), по данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для выплаты Соловьевой О.С. единовременной материальной помощи при рождении двойни, ввиду того, что она обратилась за ее получением после внесения изменений в региональное законодательство, судебная коллегия находит несостоятельными, противоречащим нормам гражданского права и положениям Конституции Российской Федерации.

Применение к спорным правоотношениям изменений, внесенных Постановлением Правительства Астраханской области от 26.04.2016 N98-П, нарушает права Соловьевой О.С., гарантированные статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку распространение действия нового закона на ранее возникшие отношения ставит в зависимость от специального указания на это в новом законе, что противоречит положению об обратной силе закона, предусмотренному Конституцией Российской Федерации.

Гражданин не может быть лишен реализации ранее возникшего права только при наличии условий, которые отсутствовали на момент возникновения такого права.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Соловьевой О.С. в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом удовлетворения требований Соловьевой О.С. в полном объеме, принимая во внимание объем проделанной представителем работы, обстоятельства дела, его сложность, временные затраты представителя, количество судебных заседаний, а также учитывая требования разумности, судебная коллегия приходит к выводу и об удовлетворении требований истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 сентября 2016 года отменить.

Исковые требования Соловьевой О.С. удовлетворить, решение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Кировского района» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате единовременной материальной помощи признать незаконным.

Обязать Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Кировского района» выплатить Соловьевой О.С. выплатить единовременную материальную помощь при рождении двойни, в размере 50 000 рублей.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Кировского района» в пользу Соловьевой О.С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.

.

.