ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4371/2015 от 15.10.2015 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Катаева Н.В. Дело № 33-4371/2015

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 15 октября 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Степановой Е.А., Мазюты Т.Н.,

при секретаре

Лаптевой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное делопо апелляционной жалобе администрации Ленинского городского поселения на решение Шабалинского районного суда Кировской области от 13 августа 2015 года по делу по заявлению администрации Ленинского городского поселения о признании представления прокурора Шабалинского района Кировской области незаконным, которым постановлено:

В удовлетворении требований администрации Ленинского городского поселения о признании представления прокурора Шабалинского района Кировской области незаконным - отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Степановой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать представление прокурора от <дата> незаконным. В обоснование заявления указано, что данным представлением, вынесенным по итогам проверки по обращению гражданки Игошиной Н.А., прокурор потребовал незамедлительно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона при проведении обследования жилого помещения Игошиной Н.А., а также при проведении аналогичных обследований, причин и условий, им способствующих, а также по недопущению их впредь; лиц, виновных в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, в результате чего были допущены нарушения закона, привлечь к дисциплинарной ответственности. Заявитель считает, что вынесение данного представления главе администрации поселения незаконно, так как она не является надлежащим должностным лицом, которое может устранить нарушения в деятельности межведомственной комиссии. Кроме того, комиссия не должна в своей деятельности руководствоваться актами обследования организации, на чьем балансе ранее находилось жилое помещение, в заключении комиссии не предусмотрено отражениевсех позиций,указанных прокурором в представлении. Также администрация поселения указывает, что она в переделах своих полномочий направила Игошиной Н.А. предупреждение о выселении, поскольку законодатель разделяет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и муниципальный жилищный контроль. Жилое помещение посещено межведомственной комиссией по заявлению самой Игошиной Н.А., а предупреждение написано по основаниям, указанным в акте обследования жилого помещения от <дата>Заявитель считает, что вынесенное прокурором представление нарушает права и законные интересы администрации Ленинского городского поселения, главы администрации Ленинского городского поселения как должностного лица на самостоятельное решение вопросов местного значения, накладывает дополнительные не предусмотренные действующим законодательством обязанности на межведомственную комиссию. Просит признать представление прокурора Шабалинского района от <дата> незаконным и обязать прокурора отменить представление от <дата>.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

С решением суда не согласна глава администрации Ленинского городского поселения, в апелляционной жалобе просит об отмене решения Шабалинского районного суда Кировской области от 13 августа 2015 года. В обоснование доводов жалобы указывает, что в решении суда содержатся выводы, не соответствующие материалам дела. Утверждение суда об отсутствии в акте обследования от <дата> выводов о нуждаемости в проведении конкретного вида ремонта (текущего или капитального), не соответствует действительности, поскольку в акте указано, что выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту. Ни одним нормативным актом к полномочиям межведомственной комиссии не отнесено решение вопроса о необходимости проведения текущего ремонта (в данном случае принимается решение о пригодности для проживания обследуемого жилого помещения). Судом не дана оценка ряду доводов заявителя, в том числе доводу о незаконности вывода прокурора в оспариваемом представлении на необходимость указания в заключении конкретных видов работ выявленных недостатков. Определение конкретных видов работ не относится к полномочиям межведомственной комиссии согласно Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №47. Кроме того, является необоснованным вывод суда о непринятии мер по внесению изменений в действующие акты, регулирующие порядок проведения проверок. Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Ленинского городского поселения утверждено решением Ленинской городской Думы от 08.08.2013 года №9/81, администрация поселения не имеет полномочий по внесению изменений в решение представительного органа поселения.

В судебное заседание представитель администрации Ленинского городского поселения не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, глава администрации Ленинского городского поселения Огаркова Е.В. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Прокурор Шибанова Н.Е. в судебном заседании считала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, поддержала доводы письменных возражений прокурора Шабалинского района Кировской области.

Игошина Н.А. также указала на обоснованность принятого решения суда.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На момент вынесения обжалуемого решения действовали нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» определено, что не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Следовательно, проверка законности вынесения оспариваемого решения производится в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, с учетом положений процессуального закона, примененного на момент вынесения решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Установлено, что <дата> по результатам проведения проверки исполнения требований жилищного законодательства в деятельности администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области прокурором Шабалинского района на имя главы администрации поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений, а именно пунктов 43 и 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47; статьи 20 Жилищного кодекса РФ и статьи 2 Закона Кировской области от 06.11.2012 №217-30 «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом регионального государственного жилищного надзора в Кировской области».

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; содержания муниципального жилищного фонда, осуществления муниципального жилищного контроля, отнесены к вопросам местного значения поселения.

Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ администрация органа местного самоуправления является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7 Порядка комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается соответствующим органом местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо данного органа местного самоуправления.

Состав межведомственной комиссии администрации Ленинского городского поселения утвержден распоряжением от <дата> с последующими изменениями.

Кроме того, постановлением от <дата> утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования Ленинское городское поселение».

Согласно пункту 2.2 Регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация Ленинского городского поселения. В соответствии с пунктом 4.1 Регламента контроль за соблюдением административного регламента и принятием решений осуществляется главой городского поселения. В соответствии с пунктом 4.6 Регламента меры ответственности за нарушение требований Регламента к специалистам, оказывающим услугу, устанавливает глава Ленинского городского поселения в соответствии с трудовым законодательством и внутренними документами администрации Ленинского городского поселения.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что представление обоснованно внесено на имя главы администрации Ленинского городского поселения.

В соответствии с пунктом 43 Порядка при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, а не отдельных конструкций. Краткость описания не предусматривает описание и характеристику выборочных конструкций и элементов.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном 47 Порядка; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения (п. 44 Порядка).

В соответствии с пунктом 47 Порядка по результатам работы комиссия вправе принять решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту.

Согласно акту обследования от <дата> комиссия, выявив несоответствия конструкций и элементов жилого дома, не сделала выводов о нуждаемости в проведении конкретного вида ремонта; выявленные несоответствия установленным требованиям строительных конструкций и элементов (кроме веранды) в акте не отражены, комиссия, рекомендуя проведение более полного и детального обследования, выводыо наличии оснований для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту сделала без детальных обследований, при этом основания в акте не отражены. На основании акта обследования комиссией дано соответствующее заключение, также не отражающее оснований для проведения капитального ремонта.

Как указано выше, межведомственная комиссия создается для проведения оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также МКД в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При этом оценка осуществляется на предмет соответствия жилых помещений требованиям, установленным в разделе II Порядка (пункты с 9 по 32). Состояние внутренней отделки жилого помещения предметом оценки межведомственной комиссии не является.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют функции по муниципальному жилищному контролю.

В целях надлежащего осуществления полномочий по решению данных вопросов администрацией Ленинского городского поселения приняты следующие нормативные правовые акты: постановление № 231 от 19.12.2014 «Об утверждении Порядка проведения проверок использования муниципального имущества муниципального образования Ленинское городское поселение» и постановление № 60 от 22.04.2013 «Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования Ленинское городское поселение».

Указанными актами не регулируется порядок проведения проверок об использовании нанимателями жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 34 Устава муниципального образования в рамках взаимодействия с Ленинской городской Думой на главу администрации возложены обязанности по внесению на рассмотрение в Думу проектов нормативных актов.

Покуратурой района <дата> в адрес председателя Ленинской городской Думы направлен протест на решение Думы, в том числе по тем основаниям, что утвержденное положение о муниципальном жилищном контроле не содержит обязанностей по его осуществлению в отношении граждан - нанимателей жилых помещений.В данной части протест до настоящего времени не удовлетворен.

Таким образом, не приняв в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ (часть 1 статьи 20), Закона Кировской области от 06.11.2012 № 217-ЗО«О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом регионального государственного жилищного надзора в Кировской области» (части 2, 4 и 6 статьи 2), мер по принятию муниципального правового акта (либо внесению соответствующих изменений в действующие акты), регулирующего порядок проведения проверок соблюдения гражданами требований закона по использованию, содержанию, эксплуатации муниципальных жилых помещений, администрация Ленинского городского поселения фактически осуществляет функции по муниципальному жилищному контролю в отношении граждан, применяя к ним меры воздействия путем выдачи предупреждений, тем самым нарушая жилищные права граждан - нанимателей муниципальных жилых помещений.

Факт неиспользования Игошиной Н.А. права на обжалование принятых акта и заключения комиссии не свидетельствует о соблюдении комиссией ее прав и законных интересов.

Согласно Федерального закона от 17.01.1992№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вправе вносить представление об устранении нарушений закона.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Принимая во внимание установленные нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое представление прокурора является законным и мотивированным, вынесено прокурором в пределах компетенции и в соответствии с его полномочиями согласно ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в нем имеются ссылки на нарушение конкретных положений действующих нормативных актов, в связи с чем оснований для признания незаконным представления прокурора в части требований представления, направленных на устранение допущенных нарушений, судом не установлено.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном решении, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит. Данные доводы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, так как выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шабалинского районного суда Кировской области от 13 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского городского поселения - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: