ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4373/2018 от 28.06.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2018 г. по делу № 33-4373/2018

город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Хуснутдиновой И.И.

судей Пестовой Н.В., Федоровой Г.И.

при секретаре Вигуль А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Марьенко П. Е. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 19 марта 2018 года по иску Марьенко П. Е. к КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании недействительными приказов о постановке на учет в качестве безработного, выплате пособия по безработице.

Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения представителя ответчика КГКУ «Центр занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» Колесниковой А.В., действующей на основании доверенности от 21.11.2016 г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Марьенко П.Е. обратился в суд с иском к КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании недействительными приказов о постановке на учет в качестве безработного, выплате пособия по безработице.

В обоснование иска указал, что 29.08.2017 г. обратился к ответчику для постановки на учет в качестве безработного, предоставив все необходимые документы, включая справку о среднем заработке. Ответчик рассмотрев, представленные документы вернул справку о среднем заработке, пояснив, что данная справка не соответствует установленному образцу ЦЗН. Решение по факту постановки истца на учет, либо об отказе в постановке на учет ответчик не выдал. Считает, что ответчику был предоставлен полный пакет документов, который необходим для постановки истца на учет в качестве безработного. 28.11.2017 г. справка о заработной плате была предоставлена ответчику повторно с устранением недостатков. 01.12.2017 г. истец прибыл к ответчику для подписания приказа о постановке на учет в качестве безработного. Ответчик, приняв справку о среднем заработке от 29.08.2017 г. объяснил, что технически невозможно поставить истца на учет, с даты предоставления полного пакета документов, с 29.08.2017 г. Считает свои права нарушенными.

Просил суд признать недействительными приказ от 01.12.2017 г. «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным», приказ от 01.12.2017 г. «О назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице», поставить на учет в качестве безработного с 29.08.2017 г., выплатить пособие по безработице за период с 29.08.2017 г. по 27.11.2017 г.

Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 19 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Марьенко П.Е. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска. Указывает, что 29.08.2017 г. при первичном обращении истцом была предоставлена справка о среднем заработке, сотрудниками ответчика нарушен п.2 ст.3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому не позднее 11 дней органами службы занятости принимается решение о постанове на учет гражданина в качестве безработного, либо об отказе. Данный отказ истец не получал, не был ознакомлен с перечнем и порядком предоставления документов, необходимых для постановки на учет в качестве безработного, подпись в листе ознакомления отсутствует. Объяснения ответчика разнятся в данном истцу ответе и объяснениях данных в суде. Полагает, что в случае отсутствия справки о среднем заработке ответчик должен был назначить пособие по безработице в минимальном размере, так как истец не относится к категориям лиц, которые не могут быть признаны безработными.

В возражениях на доводы жалобы КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что доводы жалобы не обоснованы. Факт принятия 28.11.2017 г. справки о среднем заработке подтверждается листом учета посещений, где имеется подпись истца. Сотрудники ЦЗН не нарушали регламент действий при постановке истца на учет в качестве безработного. Отсутствует обязанность письменного ознакомления граждан с порядком предоставления документов.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Марьенко П.Е. не явился, о явке извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял. Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г. № 13 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», с учетом мнения лиц, участвующих в деле, явившихся в суд апелляционной инстанции, признает причины неявки истца неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Марьенко П.Е.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела не допущено.

В соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Марьенко П.Е. 29.08.2017 г. обратился в КГКУ «Центр занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» с просьбой о постановке на учет в качестве безработного и предоставления гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, предоставив паспорт гражданина РФ, копию трудовой книжки, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, что подтверждается перечнем документов, предоставляемых гражданином.

Марьенко П.Е. не был поставлен на учет в качестве безработного по причине представления им справки о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы оформленной ненадлежащим образом.

В соответствии с приказом от 01.12.2017г. Марьенко П.Е. признан безработным с 28.11.2017 г.

Приказом от 01.12.2017 г. Марьенко П.Е. назначено пособие по безработице с 28.11.2017 г.

Из письменного сообщения КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» от 12.12.2017 г. на имя Марьенко П.Е. следует, что справка о среднем заработке не принята ответчиком, так как оформлена ненадлежащим образом (отсутствовали необходимые реквизиты: расшифровка подписи главного бухгалтера). Справка о среднем заработке, оформленная надлежащим образом, и содержащая все необходимые реквизиты и подписи, предоставлена истцом 28.11.2017 г.

Разрешая спор по существу, руководствуясь нормами действующего законодательства, в совокупности с представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 3 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Аналогичные положения в части предоставления документов, необходимых для постановки гражданина на учет в качестве безработного содержатся в п.4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы».

Таким образом, одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным является наличие документов, определенных п.2 ст.3 Закона, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании гражданина безработным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная норма не содержит исключений (случаев), предусматривающих возможность признания зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным при наличии иных обстоятельств.

Следовательно, отсутствие одного из вышеуказанных документов (в данном случае - справки о среднем заработке) при обращении в центр занятости рассматривается как предоставление неполного пакета документов (ст.2 Закона, п.4 Порядка регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. № 891), а значит вопрос о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными, органами службы занятости не рассматривается до момента представления указанными гражданами всех необходимых документов.

Справка о среднем заработке была предоставлена истцом в КГКУ «Центр занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» 28.11.2017 г.

Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы необходима органам службы занятости для подбора гражданам подходящей работы (в соответствии со статьей 4 Закона, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы), а также при установлении размера пособия по безработице безработному гражданину.

Статьей 30 Закона устанавливающей порядок определения размера пособия по безработице предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Установив факт отсутствия справки о среднем заработке, учитывая положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1, дату предоставления истцом справки о среднем заработке, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконными приказов о постановке на учет в качестве безработного и выплате пособия по безработице с 28.11.2017 г., в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Ссылка в жалобе на то, что ответчик своевременно не ознакомил его с перечнем документов, необходимых для постановки на учет в качестве безработного несостоятельна, поскольку у службы занятости населения отсутствует обязанность письменного ознакомления с порядком предоставления документов необходимых для постановки на учет в качестве безработного гражданам, обратившимся за услугой в органы службы занятости.

Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре 19 марта 2018 года, постановленное по гражданскому делу по иску Марьенко П. Е. к КГКУ «Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» о признании недействительными приказов о постановке на учет в качестве безработного, выплате пособия по безработице оставить без изменения, апелляционную жалобу Марьенко П. Е. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий И.И. Хуснутдинова

Судьи Н.В. Пестова

Г.И. Федорова