Судья Маслова Н.Г. дело № 33-4379/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Щетининой Е.В.,
судей Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.
при секретаре Светличной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области об установлении юридического факта, обязании ответчика включить в страховой стаж периодов работы, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сальского городского суда Ростовской области от 18 декабря 2018г. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области об установлении юридического факта принадлежности трудовой книжки, обязании ответчика включить в страховой стаж периоды работы, указав в обоснование заявленных исковых требований, что 21 марта 2018 года он обратился в ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПРФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области истцу отказано в назначении пенсии. Ответчиком не принята к зачету трудовая книжка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.09.1979, поскольку на титульном листе трудовой книжки отсутствует подпись истца, а записи о трудовой деятельности, внесенные в трудовую книжку по хронологии, не совпадают с датой выдачи трудовой книжки.
ГУ УПРФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области не включены в страховой стаж истца следующие периоды работы, указанные в трудовой книжке: с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г.- Учхоз ТИИИМСХ, Среднечирчикского района Ташкентской области Республика Узбекистан, с 10.04.1992 г. по 20.09.1995 г., с 10.08.1995 г. по 22.01.1996 г,- Ваханкендский сельский дом культуры, Республики Азербайджан. По расчетам пенсионного органа страховой стаж истца на дату обращения с заявлением об установлении страховой пенсии, составляет 2 года10 месяцев 25 дней.
Ссылаясь на указанные фактические обстоятельства, нормы пенсионного законодательства, не соглашаясь с позицией ответчика, истец просил: установить юридический факт принадлежности ему трудовой книжки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.09.1979 года, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г.- Учхоз ТИИИМСХ, Среднечирчикского района Ташкентской области Республика Узбекистан, с 10.04.1992 г. по 20.09.1995 г., с 10.08.1995г. по 22.01.1996г.,- Ваханкендский сельский дом культуры, Республики Азербайджан.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 18 декабря 2018г. в удовлетворении исковых требований истца отказано.
С решением суда не согласился истец, им подана апелляционная жалоба, в которой он, повторяет позицию, изложенную им в обоснование иска и просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме. Апеллянт полагает, что при рассмотрении спорных правоотношений суд не дал надлежащую оценку доказательствам обосновывающим заявленные требования, вследствие чего при постановлении судебного акта была допущена ошибка, а при таких обстоятельствах судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, поскольку он не отвечает требованиям ГПК РФ и разъяснениям содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19.12.2003 г. « О судебном решении» вследствие чего он подлежит отмене.
На апелляционную жалобу истца ответчиком поданы возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения ( л.д.97-102).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие уведомления ( л.д. 104-106). В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167, ст. 327 ГПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного решения в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Кроме того, в соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (ч. 3 ст. 3).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет 6 лет (ч. 1 ст. 35), начиная с 01.01.2016, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 35).
При этом, как следует из требований ч.3 ст.35 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ " О страховых пенсиях " с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, продолжительность страхового стажа, необходимого истцу для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году должна составлять не менее 8 лет, размер индивидуального пенсионного коэффициента не менее 11,4 балла.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п. 11 постановления Правительства РФ N 1015 от 2 октября 2014 года "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, вступившего в силу с 1 января 2015 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (п. 15), следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
В соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Аналогичные требования содержатся в п. 63 правил N 884н, утвержденных Министерством труда РФ от 17 ноября 2004 г.
Как следует из материалов дела, ФИО1 21.03.2018г. обратился в ГУ УПФР в ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением 17.03.2018г. пенсионного возраста (60 лет).
Решением ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области от 22.06.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием стажа требуемой продолжительности (8 лет) и необходимой величины ИПК - 11,4. При этом, не была принята к зачету трудовая книжка истца серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.09.1979г., гак как отсутствует подпись заявителя, дата выдачи трудовой книжки - 27.09.1979г.. не соответствует записи первого по хронологии периода работы: с 11.12.1976г. по 05.05.1977г.
Также вышеуказанным решением не были приняты к зачету периоды работы, указанные в трудовой книжке по следующим основаниям: с 11.12.1976г. по 05.05.1977г., с 06.01.1981г. по 24.04.1990г. - Учхоз ТИИИМСХ, Среднечирчирского района Ташкентской области, Республики Узбекистан, так как дата выдачи трудовой книжки 27.09.1979г., что не соответствует записи первого по хронологии периода работы, ответ на запрос из компетентных органов не поступил; с 10.04.1992г. по 20.09.1995г., с 10.08.1995г. по 22.01.1996г. - Варханкендский сельский дом культуры, Республика Азербайджан, так как межгосударственное соглашение о социальном обеспечении с Республикой Азербайджан не заключено.
Согласно расчету пенсионного органа страховой стаж истца на дату обращения с заявлением об установлении страховой пенсии, составляет 2 года 10 месяцев 25 лет, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости (л.д. 9).
Обращаясь в суд с требованием о включении в страховой стаж периодов работы, истец указывает на то, что в спорные периоды работы он действительно осуществлял трудовую деятельность, и он не может нести ответственность за то, что его трудовая книжка заполнена с нарушениями. Кроме того, факты его работы подтверждаются свидетельскими показаниями.
Судебная коллегия, не соглашается с выводами суда в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г. - в Учхозе ТИИИМСХ, Среднечирчикского района, Ташкентской области, Республики Узбекистан по следующим основаниям.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республикой Узбекистан), урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991 г., а после распада этих государств - до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 г. компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.
Выносить решения о включении в стаж периодов работы, протекавших в странах бывшего СССР после его распада, органы Пенсионного Фонда РФ не могут без подтверждения факта наличия данного стажа, поскольку у вновь образованных после распада СССР стран появилось свое законодательство как в области трудового, так и в области пенсионного права и делать заключения о соответствии представленных для назначения пенсии документов о работе, протекающей за пределами РФ, работе, дающей право на страховую пенсию по старости, протекавшей в РФ, органы ПФР без заключения компетентного органа иностранного государства не могут, тем более, что вышеуказанной ст. 10 «Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств - участников Содружества Независимых Государств» от 13.03.1992 предусмотрено принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В этой связи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение обоснованности и достоверности указанных в справках сведений о стаже (или о заработной плате), приобретенных на территории государств - участников соглашений, путем направления соответствующих запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991г.) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в чих.
Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада СССР, либо документы выданные после распада СССР, подтверждаются в установленном законом порядке.
Пунктом 1.1 действовавшей в указанные периоды Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162 (утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках") установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 вышеназванной Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике - фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях: награждения орденами и медалями, присвоение почетных званий; поощрения за успехи в работе, применяемые трудовым коллективом, а также награждения и поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине; другие поощрения в соответствии с действующим законодательством; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В соответствии с пунктом 4.1. при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Из трудовой книжки истца следует, что 11.12.1976 года он был принят на работу в Учхоз ТИИИМСХ, Среднечирчикского района Ташкентской области Республика Узбекистан в качестве шофера-слесаря ( приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНк от 20.12.1976г.), а 05.05.1977г. освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды Советской Армии ( приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНкот 06.05.1977г.) В последующем следует записи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о Службе в рядах Советской Армии в период с 05.05.1977г. по 14.05.1979г. И только после указанной записи стоит печать организации Учхоз ТИИИМСХ и подпись инспектора отдела кадров ( л.д.6).
В последующем согласно записям в трудовой книжке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.01.1981г. ( на основании приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.01.1981г.) истец был принят на работу в Учхоз ТИИИМСХ, Среднечирчикского района Ташкентской области Республика Узбекистан в качестве сельхозрабочего, а 24.04.1990г. уволен по собственному желанию в связи с переменой места жительства ( приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНк от 24.04.1990г). После записи об увольнении истца стоит печать организации Учхоз ТИИИМСХ и подпись инспектора отдела кадров ( л.д.7).
По мнению судебной коллегии, отсутствие подписи истца на титульном листе трудовой книжки (при наличии другой информации, свидетельствующей о том, что она выдана именно истцу ( фамилии, имени, отчества, даты рождения), а также заверение записи в трудовой книжке истца печатью предприятия, содержащей информацию о наименовании работодателя (юридического лица), проставлением одной печати только после увольнения работника не являются безусловными основаниями для отказа в зачете соответствующих периодов работы в страховой стаж, так как эти обстоятельства не могут отождествляться с отсутствием трудовой книжки, неправильными и неточными сведениями либо отсутствием записи об отдельных периодах работы.
Согласно п. 1 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 (ред. от 15.08.1990) "О трудовых книжках рабочих и служащих", действовавшему на момент заполнения трудовой книжки истца, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия, учреждения, организации в присутствии работника. Сведения о работнике заверяются подписью специально уполномоченного лица и печатью (п. 5 Постановления).
Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации (п. 18 Постановления).
В связи с изложенным, недочеты при оформлении работодателем трудовой книжки истца в данном конкретном случае не могут ограничивать его право на назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что данная трудовая книжка была оформлена до распада СССР (до 01.12.1991г.) и содержащиеся в ней сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды работы до распада СССР - с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г.- в Учхозе ТИИИМСХ, Среднечирчикского района, Ташкентской области, Республики Узбекистан имели место до указанной даты, то эти периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж истца без их дополнительного подтверждения.
В соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991.
Следует учитывать то обстоятельство, что СССР существовал до декабря 1991 года, все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального и пенсионного обеспечения.
Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" Республика Азербайджан не подписала, участником Соглашения не является.
В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 года N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР (до 1 декабря 1991 года).
После распада СССР трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.
Такой же правовой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ, указавший, что разрешение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики после 1 декабря 1991 года в страховой стаж гражданина, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона (Определение от 15.07.2010 года N 1011-О-О).
В настоящее время какие-либо международные Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения отсутствуют.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что периоды работы истца с 10.04.1992 г. по 20.09.1995 г., с 10.08.1995 г. по 22.01.1996г. - в Ваханкендском сельском доме культуры, Республики Азербайджан верно не включены пенсионным органом и судом в страховой стаж, так как международное соглашение, позволяющее разрешать вопросы пенсионного обеспечения граждан, с данным государством Российской Федерацией не заключено, в связи с чем периоды работы на территории Республики Азербайджан могут быть включены лишь до 01.01.1991г.
Истцом также было заявлено требование об установлении юридического факта принадлежности ему трудовой книжки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.09.1979. данное требование также не может быть удовлетворено судом.
Согласно ст. 264 ГПК РФ Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно пп. 5 п. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств), лицу, имя, отчество иди фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лиц, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Обращаясь с данным требованием, истец указывает, что ответчик не принял к зачету его трудовую книжку в связи с отсутствием в ней его подписи, а также нарушением порядка заполнения.
Однако, данные обстоятельства применительно вышеуказанным нормам ГПК РФ не являются основанием для установления факта принадлежности правоустанавливающего документа - трудовой книжки, так как паспортные данные истца заполнены верно, принадлежность трудовой книжки именно истцу ответчиком не оспаривается. Таким образом, данный юридический факт не может быть установлен, суд считает необходимых! отказать и в этом требовании, по причине отсутствия правовых оснований, кроме того, правовых последствий, желаемых истцом, это не повлечет.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г.- в Учхозе ТИИИМСХ, Среднечирчикского района, Ташкентской области, Республики Узбекистан нельзя признать законным, при вынесении решения судом неправильно определенны обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда принято с нарушением норм материального права, соответственно, в силу п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу в указанной части нового решения об удовлетворении данных исковых требований истца.
В остальной части решение Сальского городского суда Ростовской области от 18 декабря 2018г. является законным и обоснованным, поэтому оснований к отмене решения суда в полном объеме по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Сальского городского суда Ростовской области от 18 декабря 2018г. в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г.- в Учхозе ТИИИМСХ, Среднечирчикского района, Ташкентской области, Республики Узбекистан отменить, постановить в указанной части новое решение, которым обязать ГУ УПФР в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 11.12.1976 г. по 05.05.1977 г., с 06.01.1981 г. по 24.04.1990 г. - в должностях шофера-слесаря, сельхоз. рабочего Учхоза ТИИИМСХ, Среднечирчикского района, Ташкентской области, Республики Узбекистан.
В остальной части Решение Сальского городского суда Ростовской области от 18 декабря 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2019 года