Председательствующий по делу дело № 33-4379/2014
Судья Трифонов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Чайкиной Е.В.
при секретаре Голиковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 ноября 2014 года гражданское дело по заявлению ФИО1 к 4 отделу федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица 4 отдела
«Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО2
на решение Ингодинского районного суда г.Читы от 7 августа 2014 года, которым постановлено:
ФИО3 Ильиничны удовлетворить.
Признать незаконным решение 4 отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от <Дата> года о снятии с учета ФИО1 в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать 4 отдел федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить на указанном учете ФИО1.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что решением Ингодинского районного суда города Читы от 8 октября 2012 года на Министерство обороны РФ и ФГУ «Востокрегионжилье» возложена обязанность принять истицу на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства в <адрес>. Решением Востокрегионжилье от <Дата> года она снята с такого учета. При этом по увольнению с военной службы она жильем не обеспечена, квартира, в которой она проживает по адресу: <адрес> имеет статус служебной, что препятствует ее приватизации. Заявитель просила суд признать решение о снятии ее с учета незаконным, обязать 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ отменить его и обеспечить ее жилым помещением в г.Чите (л.д. №).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. №).
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ ФИО2 просит решение суда отменить. Выражает несогласие с выводами суда о недоказанности принадлежности войсковой части 28685к Федеральной Службе Охраны РФ, т.к. данное обстоятельство подтверждается объяснениями ФИО1, заказным письмом от <Дата> года, указом Президента РФ № 1318 от 2004 года «Вопросы ФСО РФ». ФСО РФ имеет самостоятельное бюджетное финансирование и полномочия по обеспечению жильем военнослужащих. ФГКУ «Востокрегионжилье» не является надлежащим ответчиком по спору об обеспечении истца жильем, поскольку создано в <Дата> году без передачи правопреемства иных юридических лиц. Универсальным правопреемником Антипихинской КЭЧ района, предоставившей истцу в <Дата> году жилое помещение, является ФГКУ «Сибирское ТУИО Минобороны России». Кроме того, у ФИО1 имеется жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., перешедший в ее собственность по наследству. Данный дом в реестре аварийного жилого фонда г.Читы не значится, что свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением свыше учетной нормы на 1 человека, установленной 14 кв.м. в г.Чите (л.д.№).
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель ФИО1 просит решение суда оставить без изменения (л.д. №).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» по доверенности ФИО2, поддержавшего жалобу, заявителя ФИО1 и ее представителя ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дел по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Таким образом, при рассмотрении дел названной категории, одним юридически значимым обстоятельством, является установление соответствия содержания оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с <Дата>. проходила военную службу по контракту в войсковой части 28685, была уволена <Дата>. Выслуга лет составила 15 лет 9 месяцев 1 день.
На момент увольнения ФИО1 считалась обеспеченной жильем, поскольку на основании договора социального найма № №, заключенного <Дата>. с ней ГУ Антипихинской КЭЧ района, осуществляла право пользования квартирой по адресу: <адрес>
Впоследствии выяснилось, что квартира является служебной, что явилось основанием для обращения ФИО1 в суд с иском о восстановлении ее в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Вступившим в законную силу решением Ингодинского районного суда от <Дата>. иск ФИО1 удовлетворен. На Министерство обороны РФ, ФГУ «Востокрегионжилье» возложена обязанность принять ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном ею после увольнения месте жительства в <адрес>.
После этого ФИО1 <Дата> была снята 4 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» с учета, в связи с утратой оснований, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно, наличием у нее в собственности жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Не согласившись с решением 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <Дата>., ФИО1 оспорила его в судебном порядке. Ингодинский районный суд г. Читы установив, что данное жилое помещение находилось в собственности заявителя на день принятия решения от <Дата>., постановил решение о восстановлении ФИО1 на жилищном учете.
В рамках настоящего гражданского дела ФИО1 оспаривает решение 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <Дата>. № №, на основании которого она была снята с учета нуждающихся в жилых помещения предоставляемых по договору социального найма, в связи с выявлением в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, утратой оснований, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.№).
Основанием принятия такого решения, как следует из письма 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» № № от <Дата>. (л.д.№) нахождение войсковой части 28685 в составе ФСО России, что исключает предоставление жилья заявителю Министерством обороны РФ.
Удовлетворяя заявление ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что данное обстоятельство существовало на момент принятия решения суда от <Дата>., кроме того, доказательств принадлежности войсковой части 28685, суду не представлено.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ст.12 ГПК РФ суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч.2 ст.56 ГПК РФ).
Требования данных процессуальных норм, суд первой инстанции при рассмотрении дела не выполнил, и не установил юридически значимое обстоятельство для дела, как принадлежность войсковой части 28685, службу в которой проходила ФИО1
Это явилось основанием для удовлетворения судебной коллегией ходатайства представителя 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» ФИО2 об исследовании в качестве дополнительного доказательства письменного сообщения командира войсковой части 28685 ФИО в порядке ст.327.1 ГПК РФ.
Так, в сообщении от <Дата>. № № ФИО., со ссылкой на Положение о войсковой части 28685, утвержденное приказом командира войсковой части 54799 от <Дата>. № №, с изменениями и дополнениями от <Дата> и от <Дата>., подтверждает принадлежность войсковой части 28685 к ФСО России.
Таким образом, прохождение военной службы ФИО1 в войсковой части 28685 в составе ФСО России, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
На основании п.1 ст.18 Федерального закона от 27 мая 1996г. № 57-ФЗ «О государственной охране» в органах государственной охраны предусмотрены военная служба и федеральная государственная гражданская служба.
Указом Президента РФ от 11 марта 2003г. № 308 предусмотрено, что ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным органом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемым Правительством РФ (абз.13 п.1 ст.15).
В целях реализации приведенных норм Приказом ФСО России от 13 ноября 2002 г. N 362 утверждена Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России (далее - Инструкция), которая согласно содержанию ее пункта 1 определяет порядок ведения в ФСО России учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала ФСО России (далее - сотрудники), нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилых помещений, а также принятия решений по жилищным вопросам.
Инструкция предусматривает создание ЦЖК ФСО России и жилищных комиссий. Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - принятие на учет) и формирования жилищного дела сотрудники подают заявление в жилищную комиссию. К заявлению прилагаются документы, относящиеся к решению жилищного вопроса, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. О принятии на учет или отказе в постановке на учет жилищной комиссией сообщается сотруднику в письменном виде по образцу извещения, утвержденного в качестве приложения к Инструкции. В извещении сотруднику разъясняется право на обращение с письменным заявлением в ЦЖК ФСО России в случае, если он не согласен с принятым жилищной комиссией решением об отказе в постановке его на учет (пункты 2,4 и 5).
Таким образом, регулирование отношений по распределению жилых помещений и принятию решений по жилищным вопросам в отношении лиц, проходящих военную службу в ФСО России, осуществляется в соответствии с приведенными нормами законодательства и конкретизируется Инструкцией, которая предусматривает порядок принятия на жилищный учет таких лиц, ЦЖК ФСО России.
В соответствии с приказом Министерства обороны № № от <Дата> в полномочия ФГКУ «Востокрегионжилье» входит обеспечение жильем только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Как установлено судебной коллегией, ФИО1 к числу указанных лиц не относится
Следовательно, решение 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 11 июля 2014г. о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является правомерным.
То обстоятельство, что на такой учет ФИО1 была поставлена на основании решения Ингодинского районного суда г. Читы от <Дата>. судебная коллегия во внимание не принимает.
После исполнения судебного решения о постановке ФИО1 на жилищный учет, 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» не был лишен права на проведение дополнительной проверки сведений, послуживших основанием для принятия ФИО1 на жилищный учет, и при выявлении в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности, права – на принятие решения о снятии ее с такого учета, на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене по предусмотренным п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления ФИО1
Ссылка в жалобе на обеспеченность заявителя иным жилым помещением правового значения для дела не имеет, так как данное обстоятельство подлежит проверке в случае обращения ФИО1 в компетентный орган ЦЖК ФСО России с заявлением о принятии на жилищный учет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ингодинского районного суда г.Читы от 7 августа 2014 года отменить. Принять новое решение. В удовлетворении заявления ФИО1 к 4 отделу федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна
Судья Забайкальского краевого суда Е.А.Кожина
Подлинник апелляционного определения
находится в материалах гражданского дела № №
Ингодинского районного суда г. Читы
Помощник судьи