Судья Галицкая Е.Ю. № 33-4381
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2015 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Дёминой О.В.,
судей Саяпиной Е.Г., Рябихина О.Е.,
при секретаре Кичатой О.Н.,
с участием прокурора Плетнева Б.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Заводского района города Саратова в интересах ФИО2 ФИО11 к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности произвести ремонт жилого помещения по апелляционной жалобе администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» на решение Заводского районного суда города Саратова от 05 марта 2015 года, которым иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения представителя администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» - ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя ФИО2 – ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Плетнева Б.Б., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Заводского района города Саратова в интересах ФИО2 обратился с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация Заводского района) о понуждении к проведению ремонтных работ жилого помещения по адресу: <...> <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Заводского района от 21 января 2012 года за ФИО2 закреплено жилое помещение по вышеуказанному адресу. ФИО2 был включен в заявку для получения субвенции из бюджета Саратовской области на ремонт пустующих жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В 2013 году денежные средства были перечислены на счет администрации района, однако ремонт в сохраненном за истцом жилом помещении администрацией Заводского района не проведен.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 05 марта 2015 года на администрацию Заводского района возложена обязанность по проведению в вышеназванном жилом помещении за счет средств бюджета Саратовской области ремонтных работ, указанных в резолютивной части решения суда, на общую сумму <данные изъяты> руб. В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Саратов» отказано.
В апелляционной жалобе администрация Заводского района просит решение суда отменить. В обоснование доводов указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. По мнению автора жалобы, обжалуемое решение суда является неисполнимым, поскольку в нем не указано, за счет каких финансовых средств и какого уполномоченного органа администрация Заводского района обязана проводить работы. Считает, что указанная администрация не является частью структуры государственных органов области и при реализации государственных полномочий финансируется за счет субвенций из средств уполномоченного органа, каковым не является. Кроме того, указывает, что администрация района предприняла все меры к осмотру жилого помещения истца и установлению конкретного объема ремонтных работ, однако согласия ФИО2 и его опекуна на ремонтные работы получено не было. Ответчик полагает, что в связи с достижением ФИО2 совершеннолетнего возраста финансовые обязательства перед ним у уполномоченного органа государственной власти отсутствуют. Автор жалобы указывает также на необоснованность выводов суда о стоимости ремонтных работ, которая в соответствии с заключением экспертизы составляет <данные изъяты> руб.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Заводского района города Саратова просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 2 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (в редакции Закона Саратовской области от 29 октября 2013 года № 190-ЗСО) уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства в месячный срок после выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) после выявления принадлежащего им имущества и (или) жилого помещения, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Закона, производит обследование состояния выявленного имущества и (или) жилого помещения с составлением акта обследования состояния жилого помещения, описи имущества и принимает решение об осуществлении управления недвижимым и (или) ценным движимым имуществом, принадлежащим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. При осуществлении полномочий, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Закона, уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства обязан: 1) ежегодно производить обследование состояния жилого помещения с составлением акта обследования состояния жилого помещения; 2) при необходимости, если этого требуют интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незамедлительно предъявить в суд иск об истребовании принадлежащего им имущества из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) заботиться об имуществе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению из него доходов; 4) осуществлять иные действия, предусмотренные федеральным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обеспечение сохранения жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществляется на весь период пребывания их в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. В настоящее время является студентом 2 курса техникума отраслевых технологий и финансов дневной очной формы обучения Саратовского социально-экономического института ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (л.д. 13, 81).
ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> <адрес>, на основании договора на приватизацию жилого помещения от 31 июля 2006 года (л.д. 12).
Распоряжением администрации Заводского района от 21 января 2012 года за ФИО2 закреплено вышеназванное жилое помещение на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Саратовской области от 28 декабря 2007 года № 297-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних граждан (ст. 1).
Статьей 2 названного закона администрация муниципального образования «Город Саратов» отнесена к органам местного самоуправления, которые наделены государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Из ст. 5 этого закона следует, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется путем выделения местным бюджетам субвенций из областного бюджета, объем которых определяется на основании нормативов, установленных ст.ст. 6 и 7 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 6.1 закона расходы на обеспечение деятельности по сохранению, содержанию (включая плату за жилое помещение и коммунальные услуги, за исключением коммунальных услуг, по которым в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам осуществляется перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении) и ремонту пустующих жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливаются из размеров общей площади пустующих закрепленных жилых помещений, требующих ремонта по окончании пребывания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и из размеров общей площади пустующих закрепленных жилых помещений, исходя из которой осуществляется начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Сведения о размерах общей площади пустующих закрепленных жилых помещений предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) области по состоянию на 1 мая года, предшествующего планируемому периоду, с последующим уточнением фактических размеров общей площади закрепленных жилых помещений до 1 декабря текущего финансового года. Размер расходов устанавливается в расчете на 1 квадратный метр: 28 рублей на 1 квадратный метр в месяц - на сохранение и содержание пустующих жилых помещений; 1500 рублей на 1 квадратный метр - на ремонт пустующих жилых помещений.
В соответствии с Положением об администрации Заводского района, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398, администрация Заводского района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Заводского района (далее - район) в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1). Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района (п.1.3), а также в соответствии с решениями городской Думы и постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет иные полномочия, в том числе отдельные государственные полномочия, передаваемые в установленном порядке органам местного самоуправления города.
Из п. 4.6 Положения следует, что администрация Заводского района является получателем бюджетных средств. Финансовое обеспечение выполнения полномочий администрацией района осуществляется за счет средств бюджета города на основе бюджетной сметы.
Судом установлено, что жилое помещение ФИО2 нуждается в ремонте и в 2013 году несовершеннолетний ФИО2 был включен в заявку для получения субвенции из бюджета Саратовской области на ремонт пустующих жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Денежные средства на ремонт указанных жилых помещений, в том числе жилого помещения ФИО2, были выделены администрации Заводского района, но не были освоены в полном объеме, что подтверждается объяснениями представителя администрации Заводского района, отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2014 года, а также принятыми в качестве новых доказательств по делу в целях проверки доводов жалобы сведений о размерах общей площади пустующих закрепленных жилых помещениях, подлежащих сохранению, содержанию и ремонту в 2013 году от 23 ноября 2012 года № 1938-соп, сводом бюджетной сметы на 2013 год от 28 декабря 2012 года.
Вопреки доводам жалобы согласно заключению судебной экспертизы от 12 февраля 2015 года и дополнению к нему стоимость необходимых первоочередных ремонтных работ в жилом помещении истца площадью <данные изъяты>.м составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 173-177).
Данная стоимость ремонта не превышает размера расходов, установленного ст. 6.1 Закона Саратовской области от 28 декабря 2007 года № 297-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области» (<данные изъяты> кв.м. х 1500 руб. = <данные изъяты> руб.).
Между тем судом установлено, что ремонтные работы в жилом помещении истца проведены не были.
Исходя из вышеназванных обстоятельств и требований закона, учитывая нуждаемость помещения истца в ремонте, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности на администрацию Заводского района произвести ремонт жилого помещения ФИО2
Однако судебная коллегия не соглашается с выводом суда о проведении указанных в решении ремонтных работ за счет средств бюджета Саратовской области, поскольку данные выводы суда не соответствуют требованиям закона, а именно: ст. 5 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области».
Согласно указанной правовой норме финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется путем выделения местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит изменению (п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 330, п. 2 ст. 328 ГПК РФ) с принятием нового решения о проведении ремонтных работ за счет субвенций из областного бюджета.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Имеющаяся в жалобе ссылка на достижение ФИО2 совершеннолетия и отсутствия в связи с этим финансовых обязательств перед ним у уполномоченного органа государственной власти основана на неправильном толковании закона, поскольку достижение истцом совершеннолетия не освобождает ответчика от неисполненной им обязанности по ремонту жилого помещения, закрепленного за ФИО2 на весь период пребывания в образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы о принятии администрацией Заводского района мер к осмотру жилого помещения истца и установлению конкретного объема ремонтных работ, а также отсутствии воли истца и его представителя на совершение ремонтных работ сводятся к повторению изложенной ответчиком позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и доказательств по делу судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 05 марта 2015 года изменить.
Изложить первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Возложить обязанность на администрацию Заводского района муниципального образования «Город Саратов» за счет субвенций из бюджета Саратовской области произвести в квартире <адрес> по проспекту Энтузиастов города Саратова следующие ремонтные работы на общую сумму <данные изъяты> руб.:
- по покрытию пола: улучшенная масляная окраска ранее окрашенных полов за два раза с расчисткой старой краски до 35%, разборка плинтусов, устройство плинтусов напольных;
- по проемам: демонтаж оконных коробок в каменных стенах с отбивкой штукатурки в откосах, установка блоков оконных с переплетами раздельными (раздельно - спаренными) в стенах каменных площадью проема более 2 кв.м, улучшенная окраска масляными составами по дереву заполнений оконных проемов, снятие подоконных досок деревянных, установка деревянных подоконных досок, улучшенная окраска масляными составами по дереву подоконной доски, ремонт штукатурки внутренних стен по камню известковым раствором площадью отдельных мест до 1 кв.м толщиной слоя до 20 мм, сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 5 мм, окраска водными составами внутри помещений клеевая улучшенная, окраска клеевыми составами улучшенная откосов;
- по покрытию потолка: демонтаж облицовки потолка полистирольными плитками по сплошному основанию на клее, очистка поверхности потолка, облицовка потолка полистирольными плитками по сплошному основанию на клее, разборка плинтусов, устройство плинтусов поливинилхлоридных на клее КН-2;
- по покрытию стен: смена обоев обыкновенного качества;
- по системе центрального отопления: прочистка и промывка радиаторов отопления внутри здания, осмотр отремонтированных приборов отопления при наполнении системы водой;
- по прочим работам: очистка помещений от строительного мусора, демонтаж/монтаж светильников с лампами накаливания».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи