ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4381 от 26.10.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Гамзатов Я.Б.

Дело № 33-4381

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Сидоренко М.И., судей Гомленко Н.К. и Галимовой Р.С., при секретаре Акимовой Л.Н.

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя администрации городского округа «город Каспийск» ФИО1 на решение Каспийского городского суда от 19 августа 2015 г., которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО2 к администрации городского округа «город Каспийск» и Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа «город Каспийск» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.

Взыскать с администрации городского округа «город Каспийск» в пользу ФИО2 задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на июнь 2015 года включительно в размере <.> из денежных средств, перечисляемых Министерством Финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа «город Каспийск» отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Гомленко Н.К., объяснения ФИО2, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации ГО «город Каспийск» и МАУ «МФЦ ГО «город Каспийск» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на июнь 2015 года в сумме <.>, ссылаясь на то, что она является получателем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, это подтверждается справкой МАУ «МФЦ» о начислении ей субсидий.

Органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является муниципальное автономное учреждение «МФЦ». Данное учреждение приняло решение о назначении, рассчитывает и начисляет ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Получателем субвенций в городском округе «город Каспийск» является администрация городского округа «город Каспийск», которая на основании произведенных МАУ «МФЦ» начислений должна перечислять полученные денежные средства на открытые получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг банковские счета.

Ответчики не исполняют возложенные на них обязательства, поэтому истец просит удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

Представитель администрации ГО «город Каспийск» надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, дело в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие. Представитель МАУ «МФЦ» направил заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия.

В апелляционной жалобе представителя администрации ГО «город Каспийск» ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, т.к. судом неправильно ответственность за возникшую задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложена на администрацию ГО «город Каспийск», они лишь перечисляют полученную из Министерства финансов РД субсидии ее получателям на лицевые счета, открытые в банке. Суд не указал, какие виновные действия совершила администрация ГО «город Каспийск», повлекшие возникновение задолженности по субсидиям. Задолженность возникла по вине Министерства финансов РД, которое своевременно не перечислило денежные средства в виде субсидий на счет администрации ГО «город Каспийск».

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истица ФИО2 является собственником дома № <адрес>.

МФЦ ГО «город Каспиийск» в ноябре 2010 г. признал за нею право на получение субсидии на оплату жилой площади и коммунальных услуг, выплата субсидии не приостановлена и не прекращена до настоящего времени.

Эти обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Представитель МФЦ ГО «город Каспийск» не оспаривал также того обстоятельства, что ФИО2 не имеет задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на день рассмотрения спора в суде. На заседании судебной коллегии ФИО2 также пояснила, что задолженности по оплате коммунальных услуг она не имеет.

Согласно справке из МАУ « Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», начиная с ноября 2010 г. по июнь 2015 г. перед ФИО2 возникла задолженность на сумму <.>., из которых ей по мере поступления денежных средств из Министерства финансов РД выплачено <.>., задолженность на июнь 2015 г. составляет <.> коп. ( л.д. 3-4).

Размер задолженности также лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Согласно ст. 159, ч.4 Жилищного кодекса РФ, субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч.4 ст. 159 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги и жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Если иной срок не установлен договором об управлении многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Во исполнения этого постановления утверждены Правила финансирования расходов на предоставление субсидий, согласно которым субсидии предоставляются из бюджетов субъектов Российской федерации, порядок предоставления и выплаты субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации ( п.71 Правил).

Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от 14.12.2005 г. № 761 « О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и утвержденному Порядку перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Дагестан, контроль за исполнением настоящего постановления возложен на Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД.

Согласно п.п. 6,10,11,12 Порядка, средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском бюджете Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций.

Министерство финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно предоставляемых ГУ «РЦС» предложений, составленных на основании предоставленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД; осуществляет финансирование расходов в соответствие со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах; ежемесячно предоставляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД и ГУ «РЦС» сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средствах на финансирование расходов по предоставлению субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан и т.д.

Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет администрация соответствующего муниципального образования.

В соответствии со ст. 5 Закона РД от 24.12.2007 г. № 68 « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субвенций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

Судом правильно применены указанные нормы материального права и подзаконные акты и сделан вывод, что ответственность за задержку выплаты в установленный законом срок субвенций ФИО2 лежит на органе местного самоуправления – на администрации ГО «город Каспийск», которая обязана была в соответствии с указанными выше законами своевременно выплачивать субвенцию, а в случае не поступления денежных средств из республиканского бюджета, принимать предусмотренные законом меры для своевременного получения этих денежных средств из республиканского бюджета.

Доводы жалобы представителя администрации ГО « город Каспийск» о том, что вина администрации ГО «город Каспийск» в несвоевременной выплате субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг не установлена, что Министерство финансов РД ответственно за несвоевременную выплату субсидий, не могут быть приняты во внимание, поскольку вышеперечисленными законами предусмотрены не только источники финансирования расходов на выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, но и меры для ее своевременной выплаты, в том числе заключение органами государственной власти договоров с кредитными организациями, по которым ответственными за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган выполнения регионального бюджета ( п.п. 111, 112 Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития № 403 от 26.05.2006 г.) и др. Доказательств, подтверждающих принятые администрацией ГО 2 Город КАспийск» мер для своевременного получения субвенций из республиканского бюджета, не представлены, истица как физическое лицо не является участником бюджетных правоотношений, предусматривающих порядок урегулирования вопросов, связанных с недофинансированием разных уровней бюджетов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 п. 1 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Каспийского городского суда от 19 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО «город Каспийск» - без удовлетворения.

Председательствующий Сидоренко М.И.

Судьи Гомленко Н.К.

Галимова Р.С.