ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4398-2018 от 08.05.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Лисицын А.Н.

Докладчик Зуева С.М. Дело №33-4398-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Зиновьевой Е.Ю.

Судей: Зуевой С.М., Крейса В.Р.

При секретаре Тарасовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 08 мая 2018года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Ордынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не препятствовать государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора государственной жилищной инспекции <адрес> в жилое помещение по адресу: <адрес>, для осуществления государственных полномочий.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования <адрес> в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя ФИО1ФИО2, объяснения представителя ГЖИ НСО - ФИО3, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственная жилищная инспекция <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о нечинении препятствий в осуществлении государственных полномочий.

Исковые требования мотивированы тем, что в ГЖИ НСО поступило обращение жителя многоквартирного дома по факту использования жилого помещения <адрес> в <адрес> не по назначению, принадлежащего на праве собственности ответчику ФИО1

Для проверки соблюдения жилищного законодательства по вышеуказанному адресу необходимо провести обследование жилого помещения с целью установления факта использования его не по назначению. Однако, несмотря на неоднократные письменные уведомления, получить доступ в указанную квартиру не представляется возможным.

Ответчику направлялись уведомления о предоставлении представителю ГЖИ НСО доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по контролю ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой с уведомлением.

О проведении проверки собственник был оповещен лично, что подтверждается уведомлениями о вручении.

Однако, доступ в жилое помещение оба раза не предоставлен.

Достоверность сведений о месте жительства ФИО1 установлена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. На момент проведения проверок ответчик отсутствовал в квартире, тем самым препятствовал инспектору ГЖИ НСО в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения.

Об отказе в обследовании квартиры были составлены акты -ф от ДД.ММ.ГГГГ, -ф от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно обращению <адрес> и поступившей в администрацию информации от жителей МКД, <адрес> используется не по назначению, а именно используется в качестве нежилого под офис агентства недвижимости.

ГЖИ НСО просила обязать ответчика не препятствовать ГЖИ НСО в осуществлении полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора ГЖИ НСО в указанное жилое помещение для осуществления государственных полномочий.

Судом принято указанное выше решение (л.д.70, 71-74), с которым не согласен ФИО1 и в апелляционной жалобе его представитель ФИО2 просит решение суда отменить (л.д.76-79).

В обоснование доводов жалобы указывает, что не подтверждён материалами дела положенный в основу решения суда вывод о нарушении законных интересов соседей. При этом, наличие угрозы законным интересам соседей маловероятны, поскольку единственным соседом, чьи законные интересы могли быть нарушены, является собственник нижерасположенного помещения, которым является сам ответчик – ФИО1 В силу конструктивных особенностей дома помещения справа и слева от спорной квартиры отсутствуют.

Полагает, что решение суда о проникновении в жилое помещение может быть вынесено только при наличии достаточных оснований, предусмотренных федеральными законами и доказанных в судебном разбирательстве.

Один только факт недопущения гражданином в своё жилище сотрудника органа жилищного надзора, который действует на основании ничем не подкреплённого фактически «доноса», не может являться основанием получения решения суда на проникновение в жилище.

Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно ч.ч.2, 3 ст.3 Жилищного кодекса РФ жилище неприкосновенно.

В соответствии с п.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно п.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, переоборудование (переустройство, перепланировку) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации (п.1.10 указанных Правил).

Статья 20 ЖК РФ предусматривает, что государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а так же за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п.10 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию (абз. «а» п.11 Положения).

Исходя из п.6 Положения о государственном жилищном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493 законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований).

Согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области», а также постановлению

Правительства Новосибирской области от 05.06.2015г. №224-П «О Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области», устанавливающему порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, государственная жилищная инспекция Новосибирской области, является уполномоченным органом исполнительной власти в Новосибирской области.

В соответствии с п.32 постановления Правительства Новосибирской области от 05.06.2015 №224-П, предметом проверок граждан является соблюдение гражданами обязательных требований, в том числе требования к использованию жилых помещений по назначению.

Согласно п.35 Постановления №224-п, допуск должностных лиц органа регионального государственного жилищного надзора в жилое помещение для проведения проверки, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается согласием гражданина, пользующегося данным жилым помещением на праве собственности или ином законном основании, или на основании судебного решения.

Согласно пункту 75 Приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 13.05.2015 № 99 «Об утверждении административного регламента Государственной жилищной инспекции Новосибирской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области», в случае непредставления лицом, в отношении которого исполняется государственная функция, доступа на объекты, используемые им при осуществлении деятельности, для проведения мероприятий по контролю, доступ должностного лица инспекции, уполномоченного на проведение проверки, на такие объекты для выполнения им служебных обязанностей, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается на основании судебного решения.

Согласно п.56 Приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 13.05.2015 № 99 «Об утверждении административного регламента Государственной жилищной инспекции Новосибирской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области», в случае неоднократного отказа проверяемым лицом в доступе на объекты, используемые им при осуществлении деятельности, для проведения мероприятий по контролю акт проверки, предусмотренной п.58 Административного регламента, и иные Связанные с проверкой материалы в составе приложений к служебной записке направляются в течение трех рабочих дней в отдел нормативно-правового обеспечения инспекции для правовой оценки в целях подготовки заявления в суд с требованием к лицу, в отношении которого исполняется государственная функция, не чинить препятствий в осуществлении инспекцией государственных полномочий и представить доступ на используемые им при осуществлении деятельности объекты для проведения мероприятий по контролю.

Как установлено подпунктом 2 пункта 13 Положения о государственной

жилищной инспекции, должностные лица инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки вправе посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Положения об Инспекции, должностные лица инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право проводить обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю на указанных в подпункте 2 настоящего пункта объектах. Данные положения также отражены в ч.5 ст.20 Жилищного кодекса РФ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственником квартиры по адресу: <адрес> является ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13).

В государственную жилищную инспекцию <адрес> из администрации <адрес> мэрии <адрес> поступило сообщение об обращении председателя ТСЖ «Салтыкова-Щедрина 1» по факту самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения по адресу: <адрес>. Указано, что обращение о согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения по указанному адресу в администрацию не поступало, решение о согласовании не принималось. Доступ собственником ФИО1 предоставлен не был (л.д.6).

Из обращения председателя ТСЖ «Салтыкова-Щедрина 1» ФИО4 в администрацию <адрес> следует, что <адрес> и в <адрес> принадлежат на праве собственности ФИО1 Помещения занимает ООО «Квартэн в Центральном», т.е. данное помещение используется в качестве нежилого под офис агентства недвижимости. Со стороны фасада дома имеется выход из <адрес>, не предусмотренный техническим паспортом здания (строения). Ответа о выводе помещений из жилого фонда в нежилой от собственника им не получены (л.д.7-8).

ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией был издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д.9-10).

Для проверки соблюдения жилищного законодательства по вышеуказанному факту ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлялись уведомления о необходимости предоставить старшему государственному инспектору доступ в жилое помещение для осуществления государственных функций (л.д.16-19, 21- 25), однако ответчик доступ в жилое помещение не предоставил, о чем составлены соответствующие акты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15, 20).

При указанных обстоятельствах, как правильно указано судом первой инстанции, в рамках возложенных полномочий государственная жилищная инспекция <адрес> вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и <адрес>.

Ответчик ФИО1 не отрицает, что доступ государственного инспектора государственной жилищной инспекции <адрес> в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчику, обеспечен не был.

При таких обстоятельствах, действия ответчика, препятствующие доступу в квартиру сотрудникам ГЖИ НСО для осуществления полномочий по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций, в связи с чем, суд правомерно обязал ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не препятствовать государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора государственной жилищной инспекции <адрес> в жилое помещение по адресу: <адрес>, для осуществления государственных полномочий и доводы жалобы в части нарушения жилищных прав ответчика и отсутствия нарушения прав иных лиц несостоятельны, противоречат представленным доказательствам и требованиям закона.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены, подлежащие применению, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы жалобы фактически направлены на иное толкование норм права и не могут служить основаниями, предусмотренными ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ордынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: