РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Мухина Т.А. Дело №33-4399/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Бояровой И.К.
судей: Теплинской Т.В., Гарматовской Ю.В.
при секретаре: Евлаховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гребенкиной Е.Д. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июня 2016 года, которым суд постановил: Исковые требования Гребенкиной Е.Д. к администрации ГО «Город Калининград», 3-и лица собственники жилого дома, о понуждении организовать и профинансировать работы по капитальному ремонту жилого дома № по <адрес>,- оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Бояровой И.К., объяснения представителя Гребенкиной Е.Д. по доверенности Кудина П.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя администрации ГО «Город Калининград» Селивановой И.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гребенкина Е.Д. обратилась в суд иском к Администрации ГО «Город Калининград» к администрации ГО «Город Калининград» о понуждении выполнения капитального ремонта жилого дома, указывая, что ей на праве единоличной собственности принадлежит квартира № дома № по <адрес>. Основанием является договор, заключенный с Администрацией ГО «Город Калининград» № от 07 июля 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 сентября 2011 года, выданным Управлением Росреестра Калининградской области, бланк №.
Дом № по <адрес> до 1945 года постройки, 14-квартирный, одноподъездный. С момента заселения после войны капитальный ремонт дома не проводился. В результате чего дом пришел в запущенное состояние. По данным на 2006 года физический износ конструкций здания был оценен 64%.
Жильцы неоднократно, на протяжении 30 лет, обращались во все государственные и муниципальные органы с заявлениями о проведении капитального ремонта. Однако, на многочисленные обращения ответа не последовало.
20 ноября 2015 года жильцы дома обратились с Администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением о проведении капитального ремонта дома. В ответ на обращение жильцов было получено сообщение от КГХ Администрации ГО «город Калининград» о том, что утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области на 2015-2044 года, которая выстроила новую систему капитального ремонта многоквартирных домов и затраты на ремонт многоквартирных домов полностью лягут на плечи собственников жилых помещений.
Согласно техническому отчету от 29 декабря 2015 года, выполненному ООО «Инстройпроект», что состояние основных несущих конструкций ограничено работоспособное и недопустимое. Состояние кровли и сетей водоснабжения и канализации аварийное.
Оценка износа конструкций здания методом хронологического возраста составляет более 71%. Истица просила иск удовлетворить обязать администрацию ГО «Город Калининград» в срок до ноября 2016 года организовать и профинансировать работы по капитальному ремонту вышеуказанного дома в следующем объеме:
-отремонтировать крышу с заменой прогнивших элементов стропильной системы, мауэрлата, настила и обрешетки-100%. Деревянные конструкции крыши обработать антисептрующими и противопожарными составами. Покрытие кровли заменить на новое, более долговечное и экологически чистое-100%. Заменить оконные блоки в чердачном помещении.
Отремонтировать желоба и водосточную систему-100%.
-восстановить кладку дымовых труб над кровлей и в пределах черданых помещений. Прочистить дымовые и вентиляционные трубы-100%.
-отремонтировать деревянное чердачное перекрытие с заменой прогнивших элементов100%, заменить утеплитель чердачного перекрытия на современный экологически чистый 100%, укрыть утеплить пароизоляционной пленкой, устроив ходовые дорожки 100%.
- отремонтировать наружные стены здания путем полного восстановления кирпичной кладки, расшивки и заделки трещин по всему периметру здания 100%. Произвнсти утепление восточной стены фасада.
-заменить дверные блоки на входе в подъезд и подвальное помещение 100%. Над подъездом устроить козырек.
-усилить фундамент здания со стороны восточного фасада 100%.
-восстановить вертикальную гидроизоляцию наружных стен подвала по всему периметру здания. Отремонтировать систему отведения ливневых вод.
-восстановить отмостку по всему периметру здания 100%.
-отремонтировать системы водоснабжения и канализации в местах общего пользования с заменой всех старых или временно проложенных труб на новые 100%.
-произвести капитальный ремонт системы электроснабжения в местах общего пользования: на лестничной клетке, подвальных и чердачном помещениях. Установить общедомовой счетчик электроэнергии и этажные шкафчики для квартирного учета.
-восстановить системы электрохимической защиты газопровода.
- отремонтировать подвальные помещения.
- отремонтировать лестничные клетки.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гребенкина Е.Д. просит решение отменить, полагая, что судом дана неверная оценка установленным по делу обстоятельствам и неверно применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Исходя из содержания приведенной нормы, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Статья 158 введенного в действие с 1 марта 2005 г. ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Судом установлено, что дом № по <адрес> представляет собой одноподъездное четырехэтажное кирпичное строение до 1945 года постройки с подвалом и мансардой. Здание III группы капитальности, в плане имеет прямоугольную форму, подключено к городским сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации. Отопление автономное. Физический износ 64%.
Истице на праве собственности принадлежит квартира № дома № по <адрес>. Право собственности приобретено на основании договора приватизации, заключенного между Администрацией ГО «Город Калининград» и истицей № от 07 июля 2011 года. Первая приватизация квартиры в жилом доме была осуществлена в 1993 году.
Согласно техническим паспортам инвентаризация названного жилого дома проводилась 13 сентября 1985 года, 21 апреля 1989 года, 22 августу 2001 года и 23 апреля 2007 года, физический износ дома, включая внутридомовые инженерные сети составил 64%, при этом как следует из раздела 4 технического паспорта процент износа стен составил 65%, крыши- 35%, чердачных перекрытий-60%, инженерных сетей водоснабжения и водоотведения- 75%. При инвентаризации выявлено, что фундаменты осмотру недоступны, стены поражены гнилью, грибком, имеют трещины; наружная отделка стен имеет загрязнение окрасочного слоя, отпадение штукатурки; чердачное перекрытие имеет крупные трещины по всему потолку, произведена частичная замена чердачного перекрытия, кровля имеет раскол черепиц, загнивающие стропила; трубопроводы требуют замены.
Раздел 9 «потребность в капитальном ремонте строения» сведений о потребности дома в капитальном ремонте на указанные выше даты инвентаризации не содержат.
В подтверждении необходимости проведения капитального ремонта истицей представлено заключение специалиста №, составленное 12.11.2015 года ООО «Калининградский центр судебной экспертизы и оценки», согласно выводам которого необходимость капитального ремонта здания возникла до 1992 года. Исследование экспертом проводилось методом сопоставления результатов натурного обследования объекта (осмотра конструкций многоквартирного дома) с нормативными документами и справочной литературой.
Между тем, как правильно пришел к выводу суд, такие выводы являются предположительными и не могли быть положены в основу решения суда. При этом, само по себе истечение сроков эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, предусмотренных ведомственной нормативной документацией не свидетельствует о нуждаемости дома в проведении капитального ремонта. Основное значение в данной ситуации имеет наличие на момент приватизации технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта. Таким доказательств материалы дела не содержат. Заявления собственников
помещений многоквартирного дома относятся к более позднему периоду 2007-2015 годы и не содержат данных, позволяющих сделать вывод о
нуждаемости дома в 1993 году в проведении капитального ремонта. Представленное в суд первой инстанции техническое заключение Проектного института «Калининграджилкоммунпроект» 1996 года свидетельствует о причинах образования сырости в квартире № дома № по <адрес>. Многоквартирный жилой дом не обследовался в полном объеме, выводов экспертом проводились обследования в рамках отдельной квартиры и подвального помещения под ней. Выводов об износе конструктивных элементов названного многоквартирного жилого дома и необходимости капитального ремонта не только дома, но и квартиры не содержат.
Кроме того, постановлением Правительства Калининградской области от 09 декабря 2014 года № утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы. Капитальный ремонт жилого дома по <адрес> включен в перечень домов капитальный ремонт которых должен быть выполнен в период 2015-2024 г.г.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: