Судья Мельников И.В. Дело (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2019 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей: Дроздова В.Ю., Назарука М.В.,
при секретаре Бессарабове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности, обязании произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) на решение Нефтеюганского районного суда от 04 октября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске по ХМАО-Югре о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности удовлетворить частично.
Включить в трудовой стаж истца, являющийся основанием для исчисления страховой пенсии по старости периоды: с 16.11.2007 года по 31.12.2007 года - 1 месяц, за 2008 год - 9 месяцев 12 дней, за 2009 год -11 месяцев.
В иске ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске по ХМАО-Югре об обязанности произвести перерасчет пенсии отказать за необоснованностью исковых требований.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске по ХМАО-Югре в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.»,
заслушав доклад судьи Дроздова В.Ю., объяснения представителя истца ФИО2, возражавшего относительно апелляционной жалобы,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее по тексту ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске), мотивируя тем, что в (дата) истец обратилась к ответчику по вопросу назначения ей страховой пенсии по старости в связи с достижением (дата)*** возраста и получила ответ, что её трудовой стаж в местностях, приравненных к Крайнему Северу, в календарном исчислении составляет 18 лет 3 месяца 4 дня. На лицевом счете застрахованного лица отражены периоды перечисления истцу страховых взносов <данные изъяты>: за 2007 год за период с 13.12.2007 по 31.12.2007; за 2008 год за периоды с 12.02.2008 по 25.03.2008, с 01.04.2008 по 30.04.2008, с 01.06.2008 по 30.06.2008, с 23.07.2008 по 31.08.2008, с 07.11.2008 по 30.11.2008, с 12.12.2008 по 31.12.2008; за 2009 год за период 01.03.2009 года по 31.03.2009 года. Между тем, на основании распоряжения (номер) от (дата) «О создании приемной семьи» истец с супругом заключили договор с Комитетом образования администрации (адрес) о передаче несовершеннолетнего ребенка ФИО в приемную семью. В связи с образованием Комитета по опеке и попечительству администрации (адрес), (дата) истец с супругом и Комитет заключили новый договор. Деятельность истца в качестве приемного родителя в период с (дата) и по настоящее время не прерывалась, вознаграждение истцу за воспитание приемных детей перечислялось ежемесячно Комитетом по образованию (адрес) и Комитетом по опеке и попечительству. Причины нерегулярной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд на имя истца ей не известны. Просила включить в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости периоды: с 13.11.2007 г. по 31.12.2007 г. - 1 месяц, за 2008 год - 9 месяцев 12 дней, за 2009 год -11 месяцев, обязать ответчика произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных периодов.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске, третьего лица Департамента образования и молодежной политики (адрес).
В судебном заседании истец ФИО1 заявленный иск поддержала, пояснила, что с момента образования приемной семьи в (дата) и до настоящего времени она осуществляет заботу о детях, при этом администрация (адрес) на основании возмездного договора оплачивает ее услуги в полном объеме.
Представитель администрации (адрес) ФИО3 иск поддержала, пояснила, что в рамках договора о приемной семье отношения со ФИО1 оформлялись договорами гражданско-правового характера и выплаты по ним не являлись заработной платой. Задолженности Департамента образования и молодежной политики по пенсионным взносам в Пенсионный фонд в отношении истца не имеется.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Суд не применил нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решение об отказе в установлении пенсии ФИО1 и о не включении ей периодов в стаж ответчиком не принималось. Период с 16.11.2007 г. по 31.12.2007 г. составляет 1 месяц 15 дней, а не 1 месяц, также не понятно из какого расчета и за какие периоды (месяцы, дни) образовалось 9 месяцев 12 дней за 2008 год и 11 месяцев за 2009 год. Истец в иске необоснованно отождествляет (смешивает) институты страхового и общего трудового стажа, а суд, не уточнив исковые требования, рассмотрел спор по заявленным периодам, не разграничивая указанные понятия. Суд не дал оценки тому, что истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (дата), спорные периоды не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета истца, сведений об уплате страховых взносов за данные периоды не имеется. Считает, что ответчиком по данному иску до 01.04.2009 г. должен выступать Департамент образования администрации (адрес), с 01.04.2009 г. по 31.12.2009 г. - Комитет по опеке и попечительству (адрес) в части установления сроков и периодов оказания услуг по договорам о приемной семье и обязании предоставить достоверные сведения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске за спорные периоды.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ (по доводам апелляционной жалобы), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон «О страховых пенсиях») (здесь и далее в редакции, действующей на день возникновения спора) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу ст. 22 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1). Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч.2).
На основании ст. 23 Закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (ч. 1).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2).
Из приведенных положений Закона «О страховых пенсиях» следует, что для назначения досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях» женщине в возрасте 50 лет необходимо одновременно иметь страховой стаж 20 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет. Назначение пенсии и её перерасчет носят заявительный характер, при этом перерасчет возможен только в отношении назначенной пенсии.
Как следует из материалов дела, ФИО1, (дата) года рождения, (дата) обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске с заявлением, где просила сообщить, были ли сделаны Комитетом по опеке в отношении неё отчисления по договору о приемной семье в период с 21.11.2007 по 30.12.2010, так как она является приемным родителем и оформляется на пенсию.
Письмом от (дата) ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске сообщило ФИО1, что за период с 21.11.2007 по 31.12.2010 на её лицевом счете отражены сведения за периоды: с 13.12.2007 по 31.12.2007; с 12.02.2008 по 25.03.2008, с 01.04.2008 по 30.04.2008, с 01.06.2008 по 30.06.2008, с 23.07.2008 по 31.08.2008, с 07.11.2008 по 30.11.2008, с 12.12.2008 по 31.12.2008; с 01.03.2009 по 31.03.2009, с 01.01.2010 по 30.06.2010, с 01.07.2010 по 31.12.2010, предложило ФИО1 для решения вопроса о назначении в дальнейшем пенсии обратиться в управление с подтверждающими документами в приемное время, указав режим работы.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Вместе с тем во включении каких-либо периодов в трудовой стаж ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске ФИО1 не отказывало и её пенсионные права не нарушало, с заявлением о назначении пенсии истец к ответчику не обращалась, решение об отказе в назначении ФИО1 пенсии ответчиком не принималось, то есть спор относительно пенсионных прав ФИО1 между сторонами отсутствовал, однако истец (дата) обратилась в суд с настоящим иском и данный иск (дата) был принят к производству суда. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что страховые взносы за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации перечислялись Комитетом по образованию и молодежной политике администрации (адрес) и Комитетом по опеке и попечительству администрации (адрес), задолженности по пенсионным взносам у департамента и Комитета перед ПФР нет. Отсутствие актов приема-сдачи работ (услуг) в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нефтеюганске от департамента образования и молодежной политики администрации (адрес) и комитета по опеке и попечительству администрации (адрес) не свидетельствует о невыполнении данными организациями своих обязанностей по уплате страховых взносов в Управление ПФР в (адрес) в соответствии с заключёнными договорами с истцом. Отсутствие в УПФ данных о перечислении страховых взносов за ФИО1 за весь период работы не является основанием к отказу в зачете истцу периодов работы с 13.11.2007 года по 31.12.2007 года - 1 месяц, за 2008 год - 9 месяцев 12 дней, за 2009 год - 11 месяцев, всего 1 год 9 месяцев 12 дней.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах представляются страхователями (ч. 1).
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы (ч. 2).
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ч. 3).
Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей. Хранение указанных копий страхователями должно осуществляться по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности (п. 3).
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года. Статьей 905 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень), предусмотрено, что срок хранения индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица составляет 75 лет.
Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица отражаются в формах СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-4-1, СЗВ-4-2, утвержденных Постановлением Правления ПФР N 192п.
Из изложенного следует, что правильность и своевременность перечисления страховых взносов должен доказывать страхователь.
В силу ст. 14 Закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.4).
В соответствии с п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (дата), спорные периоды в выписке из индивидуального лицевого счета истца не указаны, сведения об уплате страховых взносов за эти периоды отсутствуют, в связи с чем, оснований для включения данных периодов в страховой стаж не имеется.
Кроме того, суд обязал ответчика включить истцу в стаж периоды работы: за 2007 год с 16.11.2007 по 31.12.2007 - 1 месяц, тогда как данный период составляет 01 месяц 15 дней; за 2008 год - 9 месяцев 12 дней, тогда как согласно данным ответчика за истца уплачены страховые взносы в 2008 году за периоды с 12.02.2008 по 25.03.2008, с 01.04.2008 по 30.04.2008, с 01.06.2008 по 30.06.2008, с 23.07.2008 по 31.08.2008, с 07.11.2008 по 30.11.2008, с 12.12.2008 по 31.12.2008 (06 месяцев 04 дня), и из решения непонятно из чего складывается 01 месяц и 09 месяцев 12 дней соответственно.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 04 октября 2018 года отменить, принять новое решение, которым ФИО1 в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности отказать.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи: Дроздов В.Ю.
Назарук М.В.