ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4405 от 09.12.2014 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Тукмакова Т.И. Дело № 33 - 4405

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 9 декабря 2014 года г. Смоленск

 Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

 Председательствующего Коржакова И.П.

 Судей Коженовой Т.В., Шнытко С.М.

 При секретаре Игнатовой Г.А.

 При участии прокурора Афанасьевой Т.В., представителя Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области на решение Монастырщинского районного суда Смоленской области  от 22 сентября 2014 года,

 Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области ФИО1, прокурора Афанасьевой Т.В.,

установила:

 Прокурор Монастырщинского района обратился в суд с иском в интересах неопре­деленного круга лиц, указав, что проверкой исполнения требований законодатель­ства об образовании в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смо­ленской области, проведенной прокуратурой Монастырщинского района, установлены нарушения законодательства Администрацией МО «Монастырщинский район», которой не обеспечено в полной мере общедоступное бесплат­ное дошкольное образование. В МО «Монастырщинский район» Смоленской области имеется одно детское дошкольное муниципальное учреждение - детский сад «Сол­нышко» и 5 групп кратковременного пребывания детей. Процент охвата дошкольным образованием детей, проживающих в п.Монастырщина составляет 68%. Плановая наполняемость групп детского сада «Солнышко» - 150 детей, фактическая наполняемость групп в настоящее время -155 детей.

 При этом электронная очередь в детское дошкольное учреждение по состоянию на 10.08.2014г. составляет 59 детей, из них: в возрасте от 2 месяцев до 3 лет- 40 детей, от 3 до 7 лет -19 детей. Постановлением Администрации МО «Монастырщин­ский район» от 25.10.2013г. утверждена муниципальная программа «Развитие обра­зования в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смоленской об­ласти на 2014-2016 годы», одной из подпрограмм которой является подпрограмма «Развитие дошкольного образования детей в муниципальном образовании «Мона­стырщинский район» Смоленской области на 2014 - 2016 годы», однако денежные средства на организацию дополнительных мест в детском саду не запланированы. Поскольку Администрацией МО «Монастырщин­ский район» Смоленской области не принимаются достаточные меры по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, просил суд удовлетворить заявленные требования.

 Представители ответчика ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении иска просили отказать ввиду нарушений ч.1 ст.45 ГПК РФ, так как про­курор не имел права обращаться в суд в интересах детей, у которых имеются родители, а кроме того, прокурор должен был указать конкретное количество требуемых мест. Для создания раз­новозрастной группы детского сада было предложено использовать здание пришколь­ного интерната, но денег на его оборудование не имеется.

 Решением Монастырщинского районного суда Смоленской области  от 22 сентября 2014 года требования прокурора удовлетворены, на Администрацию муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области возложена обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошко­льного образования в п.Монастырщина Смоленской области путем организации до­полнительных мест в дошкольных муниципальных учреждениях в срок до 01 сентября 2015г.

 В апелляционной жалобе Администрация МО «Монастырщинский район» Смоленской области просит решение суда отменить как незаконное, производство по делу прекратить, поскольку прокурор не имел полномочий на обращение в суд с указанным иском.

 Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 11 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Монастырщинский район» Смо­ленской области к вопросам местного значения муниципального района отнесена ор­ганизация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

 Как следует из материалов дела, согласно справке отдела образования Администрации МО «Монастырщинский район» №319 от 12.08.2014г. в МО «Монастырщинский район» Смоленской области имеется одно детское дошколь­ное муниципальное учреждение - детский сад «Солнышко» расположенный по адресу: <...>, в котором имеется 6 групп: 2 ясельные группы по 15 детей и 4 садовских группы наполняемостью по 30 детей. Процент охвата дошкольным образованием детей, проживающих в п.Монастырщина составляет 68%.

 Плановая наполняемость групп детского сада «Солнышко» -150 детей, фактическая наполняемость групп в настоящее время - 155 детей.

 Электронная очередь в детское дошкольное учреждение по состоянию на 10.08.2014г. составляет 59 детей, из них: в возрасте от 2 месяцев до 3 лет- 40 детей, от 3 до 7 лет - 19 детей.

 Постановлением Администрации МО «Монастырщин­ский район» от 25.10.2013г. утверждена муниципальная программа «Развитие обра­зования в муниципальном образовании «Монастырщинский район» Смоленской об­ласти на 2014-2016 годы», одной из подпрограмм которой является подпрограмма «Развитие дошкольного образования детей в муниципальном образовании «Мона­стырщинский район» Смоленской области на 2014 - 2016 годы».

 Целью указанной подпрограммы является обеспечение качественного оказания муниципальной услуги по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, реализую­щих программу дошкольного образования.

 На реализацию Подпрограммы предусмотрено финансирование на 2014 год в раз­мере 4 197, 4 тыс.рублей. Данные средства предназначены на заработную плату, топ­ливно-энергетические ресурсы, налоги, питание, связь, хозяйственные и прочие расхо­ды. При этом денежные средства на организацию дополнительных мест в детском саду не запланированы.

 Судом установлено, что Администрацией МО «Монастырщинский район» Смоленской области не принимаются достаточные меры по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования.

 Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что спрос на дошкольное образование в МО «Монастырщинский район» превышает предложение в значительной степени, а также принимая во внимание, что количество детей, желающих получить бесплатное дошкольное образование, кате­гория не постоянная, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействием Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области нарушаются права неог­раниченного круга лиц на общедоступное дошкольное образование, и обоснованно удовлетворил иск прокурора, так как обязанность по организации обеспечения общедоступности дошкольного образования на территории района ответчиком не исполнена.

 Доводы жалобы о том, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с указанным иском, основаны на неправильном толковании процессуального закона.

 Так, в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.02.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления.

 Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

 В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Количество детей, желающих получить бесплатное дошкольное образование, категория не постоянная, следовательно, бездействием Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области нарушается право неограниченного круга лиц на общедоступное дошкольное образование.

 При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,

определила:

 Решение Монастырщинского районного суда Смоленской области  от 22 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации МО «Монастырщинский район» Смоленской области – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: