судья Власова Ю.В. дело № 33-4412/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Чикаловой Е.Н.
судей Александровой М.В., Федоровой Л.Н.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО11 к Департаменту труда и социального развития Приморского края в лице отдела по Тернейскому муниципальному району, ГУ Отдел пенсионного фонда РФ по Тернейскому району Приморского края об установлении юридического факта проживания, включения в список на получении адресной социальной помощи
по апелляционной жалобе Департамента труда и социального развития Приморского края в лице отдела по Тернейскому муниципальному району
на решение Тернейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен юридический факт постоянного проживания ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе в период наводнения в Тернейском муниципальном районе <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года.
На Департамент труда и социального развития <адрес> в лице отдела по Тернейскому муниципальному району и ГУ Отделом пенсионного фонда РФ по <адрес> возложена обязанность включить ФИО2 в список граждан, на получение разовой адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности за счет средств краевого бюджета и субсидии, выделяемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году, в целях частичного возмещения ущерба в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией регионального характера на территории <адрес> в результате прохождения продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года, вызванных тайфуном "LIONROCK".
Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.
Выслушав пояснения представителя Департамента труда и социального развития <адрес> ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, мотивировав требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту пребывания и проживает по этому же адресу: <адрес>. Квартира, в которой она проживает, принадлежит ее сыну ФИО4 на праве собственности. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошло стихийное бедствие, вызванное тайфуном. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной тайфуном Lionrock на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года, ее семья в количестве трех человек она, муж и сын, на основании акта обследования поврежденного жилого дома признаны пострадавшими, в связи с чем ее семье была выплачена материальная помощь и компенсационные выплаты, связанные с повреждением жилого дома и урожая. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 479-па "Об утверждении Порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>" имеют право на адресную социальную помощь как неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, которые постоянно проживали на территориях, муниципальных образований <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. года N 74-КЗ "О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Однако, согласно справке департамента труда и социального развития <адрес> отдела по Тернейскому муниципальному району адресная социальная помощь ей, как неработающей пенсионерке из средств ПФР не назначалась и не выплачивалась по причине отсутствие постоянной регистрации в <адрес>. Истец считает, что ее права нарушены, она незаконно лишена социальной поимощи.
ДД.ММ.ГГГГ Тернейским районным судом вынесено определение о привлечении в качестве соответчика по делу ГУ- Отдел пенсионного фонда РФ по <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию по адресу: <адрес>, но фактически с ДД.ММ.ГГГГ года проживает и имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В связи с тем, что ее семья была признана пострадавшей от ЧС - наводнения, просила установить юридический факт проживания и включить ее в список на получении адресной социальной помощи.
Представитель ответчика департамента труда и социального развития в лице отдела по Тернейскому муниципальному району в судебном заседании просила в исковых требованиях отказать, считает, что гражданам, не имевшим постоянную регистрацию по месту пребывания в зоне ЧС в период прохождения тайфуна «Лайнрок», АСП с участием субсидий ПФР не может быть оказана.
Представитель ответчика ГУ-Отдел пенсионного фонда РФ по Тернейскому району Приморского края ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился департамент труда и социального развития в лице отдела по Тернейскому муниципальному району, представителем подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.10.2016 N 479-па "Об утверждении Порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>" право на адресную социальную помощь имеют неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, которые постоянно проживали на территориях муниципальных образований <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом Приморского края от 2 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно п.2.2 постановления Администрации Приморского края от 11.10.2016 года № 479-па «Об утверждении порядка оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>» департамент труда и социального развития <адрес> производил распределение денежных средств между территориальными отделами департамента труда и социального развития <адрес> на оказание адресной социальной помощи пенсионерам за счет средств краевого бюджета и субсидий, выделяемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации Приморскому краю, пропорционально численности пенсионеров, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, в отношении которых территориальными отделами вынесено решение об оказании адресной социальной помощи в соответствии с вышеназванным Порядком.
В соответствии с п. 1.3, адресная социальная помощь оказывается в форме единовременной денежной выплаты в равном размере каждому пенсионеру, имеющему право на получение адресной социальной помощи в соответствии с настоящим Порядком и списками, согласованными департаментом труда и социального развития <адрес> и государственным учреждением - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес>. Размер единовременной выплаты устанавливается департаментом в зависимости от общей численности пенсионеров, имеющих право на получение адресной социальной помощи в соответствии с настоящим Порядком, общего объема средств краевого бюджета и субсидии. При этом составляющая величина единовременной выплаты, выплачиваемая за счет средств субсидии, не может превышать десять тысяч рублей каждому пенсионеру.
Таким образом, право на адресную социальную помощь имеют: неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, которые постоянно проживали на территориях муниципальных образований <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом Приморского края от 2 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2, является гражданкой Российской Федерации, согласно паспортным данным, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию места жительства в <адрес> по адресу: <адрес>
Удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что ФИО2, является получателем страховой пенсии по старости.
Из копии трудовой книжки ФИО2, следует, что она уволена по сокращению штатов ДД.ММ.ГГГГ, т.е. является неработающим пенсионером.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта о фактическом проживании, составленного администрацией Тернейского городского поселения, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года в жилом помещении по адресу: <адрес> проживают ФИО4, ФИО6 и ФИО2
Из акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС, составленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО4, и двое членов его семьи, проживающие по адресу: <адрес> признаны пострадавшими в результате ЧС. Акт утвержден главой Тернейского городского поселения, подписан членами комиссии и ФИО4
Согласно справке департамента труда и социального развития в лице отдела по Тернейскому муниципальному району ФИО2 не назначалась и не выплачивалась адресная социальная помощь по причине отсутствия постоянной регистрации в <адрес>.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец вправе требовать включения ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в целях получения адресной социальной помощи как неработающий пенсионер из средств ПФР, постоянно проживающий на территории муниципальных образований <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 262 Гражданского процессуального кодекса РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В силу ст.264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
... |
Поскольку такая регистрация подтверждает волеизъявление лица, осуществившего свой выбор места жительства, то за исключением случаев, свидетельствующих о нарушениях прав гражданина при регистрации, жилое помещение по которому зарегистрирован гражданин по месту жительства определяет его место жительства.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию места жительства в <адрес> по адресу: <адрес>, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Законодатель же при определении граждан, имеющих права на получения адресной помощи исходил из того, что право на адресную социальную помощь имеют неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, которые постоянно проживали на территориях муниципальных образований <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с Законом Приморского края от 2 декабря 1999 года N 74-КЗ "О защите населения и территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Наличие же временной регистрации не свидетельствует о факте постоянного проживания, поскольку ФИО2 было в добровольном порядке выбрано место проживание по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для установления факта постоянного проживания ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес> возложении обязанности включить ФИО2 в список граждан, на получение разовой адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности за счет средств краевого бюджета и субсидии, выделяемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году.
Кроме того, заслуживает внимание и довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в соответствии с п. 2.2 Постановления № 479-па адресная социальная помощь неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности предусмотрена только в ДД.ММ.ГГГГ году, который на момент рассмотрения спора в суде, истек. Порядком определен срок выплаты адресной социальной помощи- это текущий ДД.ММ.ГГГГ финансовый год. Основания выплаты адресной социальной помощи в ДД.ММ.ГГГГ году отсутствуют. Поскольку нормативными правовыми актами не установлен порядок указанных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году, то решение суда фактически является неисполнимым. При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2
Руководствуясь статьями 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тернейского районного суда Приморского края от 23 января 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО12 к Департаменту труда и социального развития Приморского края в лице отдела по Тернейскому муниципальному району, ГУ Отдел пенсионного фонда РФ по Тернейскому району Приморского края об установлении юридического факта проживания, включения в список на получении адресной социальной помощи отказать.
Председательствующий Судьи