ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4413/2012 от 04.10.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

  Судья Колесникова Д.А. Дело № 33-4413/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 в составе председательствующего Харманюк Н.В.

 судей Голикова А.А., Головкова В.Л.,

 при секретаре Каракчиевой С.К.,

 рассмотрев в судебном заседании 04 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20 июля 2012 года, которым:

 Исковые требования прокурора Корткеросского района удовлетворены частично.

 Признано бездействие Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел России «Сыктывдинский» в части непринятия мер к полной комплектации укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в автомобилях отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства Внутренних дел России по Республике Коми ... незаконным и возложена обязанность обеспечить полную комплектацию укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ №905н от 10.08.2011 в отношении названных автомобилей.

 В остальной части исковых требований отказано.

 Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснения прокурора Ковригиной О.Н., представителя МВД России по Республике Коми ФИО1, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к Министерству Внутренних дел России по Республике Коми (далее – МВД по РК) и Межмуниципальному отделу Министерства Внутренних дел России «Сыктывдинский» (далее – МО МВД «Сыктывдинский») о возложении обязанности по обеспечению наличия огнетушителей и полной комплектации укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 №905н в автомобилях МО МВД «Сыктывдинский»: «.... Кроме того, заявитель просил признать незаконным бездействие МО МВД «Сыктывдинский» в части непринятия мер к установке огнетушителей и неполной комплектации укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в названных автомобилях отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки автомобилей установлено отсутствие огнетушителей, а также несоответствие утвержденным требованиям укладки для оказания первой медицинской помощи в автомобилях, что создает реальную вероятность наступления тяжких последствий в виде невозможности оказания первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте дорожно-транспортного происшествия сразу после его совершения, а также ликвидации возникшего возгорания транспортных средств.

 В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

 Представитель ответчиков исковые требования не признала.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе МВД по РК просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

 Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Корткеросского района Республики Коми проверки соблюдения требований федерального законодательства в ОГИБДД МО МВД «Сыктывдинский» с местом дислокации в с.Корткерос Корткеросского района Республики Коми установлено, что в автомобиле ... отсутствуют носилки медицинские мягкие бескаркасные, бинты, кровоостанавливающие жгуты, ножницы, пакет перевязочный индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой с двумя подушечками, сфигмоманометр механический с анероидным манометром и стетоскоп; в автомобилях «... установлены аналогичные нарушения комплектации укладки для оказания первой медицинской помощи; в автомобиле ... выявлено, что срок годности укладки истек .... Кроме того, указанной проверкой установлено отсутствие огнетушителей во всех вышеуказанных автомобилях ОГИБДД по Корткеросскому району.

 Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

 Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции проанализировал положения Приказа Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 №905н в нормативном единстве с иными положениями законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, и пришел к выводу, что обязанность по оснащению укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в патрульных автомобилях необходимыми материалами и оборудованием возлагается на органы внутренних дел и, в частности, на отдельные подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

 Учитывая наличие такой обязанности, и то обстоятельство, что МО МВД «Сыктывдинский» является самостоятельным юридическим лицом, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к МО МВД «Сыктывдинский» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к полной комплектации укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в автомобилях отдела и возложением обязанности обеспечить полную комплектацию укладки, и отказе в удовлетворении требований к другому ответчику.

 Судебная коллегия находит данные выводы суда обоснованными.

 Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Указом президента Российской Федерации от 15.06.1998 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России возложены обязанности по осуществлению на месте дорожно-транспортного происшествия неотложные действий по спасению людей, в том числе по их эвакуации и оказании им первой медицинской помощи, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой доврачебной помощи пострадавшим.

 На реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения направлена и утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №100 Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», государственным заказчиком – координатором которой выступает МВД России, и осуществляет управление реализацией данной Программы. Одним из первоочередных мероприятий Программы является разработка организационных и правовых основ оказания первичной медицинской помощи лицам, пострадавшим на месте дорожно-транспортного происшествия, и обучение этому работников служб, участвующих в проведении работ на месте дорожно-транспортного происшествия, а также участников дорожного движения.

 В силу подпункта 63 пункта 12 Положения о МВД России, утвержденного Указом Президента России от 01.03.2011 №248, к полномочиям МВД России относится осуществление функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.

 Приказом Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 №905н утверждены требования к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации.

 Указанный приказ издан в рамках полномочий Минздравсоцразвития России, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации», действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

 Действующее на момент рассмотрения дела в суде Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» также относит к полномочиям Министерства самостоятельное принятие нормативных правовых актов относительно требований к комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, а также к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи (п. 5.2.12).

 Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что полномочия по непосредственному оказанию медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях возложены на Госавтоинспекцию, в то время как полномочия Минздравсоцразвития России (Министерства здравоохранения России) в данной области ограничены только принятием соответствующих нормативных правовых актов, в связи с чем обязанность по оснащению служебных автомобилей укладкой для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 №905н обоснованно возложена судом на МО МВД «Сыктывдинский», как условие реализации его полномочий.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что вышеприведенные нормы закона не содержат прямого указания о необходимости наличия соответствующих укладок именно в патрульных автомобилях ГИБДД несостоятельны, поскольку данная обязанность установлена исходя из системного толкования вышеприведенных положений нормативно-правых актов и с учетом полномочий, возложенных на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России по совершению сотрудниками данной службы на месте дорожно-транспортного происшествия действий по оказанию первой медицинской помощи. В связи с этим, оборудование непосредственно служебных автомобилей Госавтоинспекции медицинской укладкой не противоречит вышеизложенным требованиям закона.

 При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, не имеется.

 При этом судебная коллегия считает необходимым уточнить решение суда установлением срока для выполнения возложенных на МО МВД «Сыктывдинский» обязанностей.

 Принимая во внимание характер возлагаемой на ответчика обязанности, а также необходимость соблюдения при исполнении этой обязанности определенных процедур, судебная коллегия считает необходимым определить срок, в течение которого данная обязанность должна быть исполнена – до 04 декабря 2012 года. В связи с этим второй абзац резолютивной части решения излагается в новой редакции.

 Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МВД по Республике Коми - без удовлетворения.

 Уточнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: «Признать бездействие Межмуниципального отдела Министерства Внутренних дел России «Сыктывдинский» в части непринятия мер к полной комплектации укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в автомобилях отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства Внутренних дел России по Республике Коми ... незаконным и возложить обязанность обеспечить полную комплектацию укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ №905н от 10.08.2011 в отношении названных автомобилей в срок до 04 декабря 2012 года».

 Председательствующий-

 Судьи-