ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-441/2017 от 01.02.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Чеснокова Е.В. дело № 33-441/ 2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Михальчик С.А.

судей Королевой Н.С., Харитоненко Н.О.

при секретаре Зининой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 31 октября 2016 года, которым ФИО1 отказано в удовлетворении иска к МП «Калининградтеплосеть» об установлении факта отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснение ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград», в котором указал, что он проживает в 5-ти этажном панельном многоквартирном доме № по <адрес>, 1980 года постройки, имеющем вертикальную разводку системы отопления, потребляющем менее 0,2 гигокаллорий в час тепловой энергии на отопление и водоподогрев, что зафиксировано в актах, составленных управляющей компанией на основании данных из счетов на оплату услуг МП «Калининградтеплосеть» по отоплению и водоподогреву за 2013-2015годы. Капитальный ремонт в данном доме не проводился.

Ответчик не желает признать факт отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии в многоквартирном доме № по <адрес>.

Полагал, что в соответствии с положениями п.1 ст.13, п.1.1 ст.48 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», требование по установке ОДПУ тепловой энергии не должно применяться к данному дому.

Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а так же формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», установка прибора учета тепловой энергии по проектным характеристикам многоквартирного дома невозможна без его реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем, что подтверждено актом управляющей компании ООО «УК ТСЖ».

Его обращения к ответчику о признании отсутствия технической возможности и необходимости установки общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии в данном доме результата не дали.

Просил суд обязать МП «Калининградтеплосеть» признать, что в указанном доме отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, настаивает на доводах иска, указывая о том, что суд не принял во внимание акт обследования дома от 30.12.2015 на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуальных, коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, составленный МКД ООО «УК ТСЖ» и писем МК «Калининградтеплосеть» о том, что такой акт может составить только управляющая организация. Судом принят во внимание акт обследования № от 18.02.2016, представленный и составленный МП «Калининградтеплосеть», не соответствующий требованию к порядку заполнения этих актов по приказу Минрегион России №627 от 29.12.2011. Полагает, что акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя, составленный представителями теплоснабжающей организации подрядной организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого узла учета, является внутренним документом и к МКД никакого отношения не имеет. Полагает, что в дело представлены доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета тепловой энергии без капитального ремонта или реконструкции внутридомовых инженерных систем. Указывает, что капитальный ремонт дома не проводился. Также указывает, что согласно данным РИВЦ «Симплекс дом потребляет не более 0,2 Гкал/час тепловой энергии, что исключает необходимость установки ОДПУ тепловой энергии согласно ст. 13 ФЗ №261-ФЗ от 23.11.2009.

Представитель МП «Калининградтеплосеть», представитель ООО «УК «ТСЖ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, учитывая положения части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судом установлено, что специалистами тепловой инспекции МП «Калининградтеплосеть» совместно с представителями управляющей компании ООО «УК ТСЖ», в управлении которой находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, проведено техническое обследование многоквартирного дома, по результатам которого составлен акт № от 18.02.2016 наличия технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ).

ООО «УК ТСЖ» МП «Калининградтеплосеть» выданы технические условия № на монтаж прибора учета тепловой энергии на систему теплоснабжения жилого дома № по <адрес>, согласно которым максимальная договорная тепловая нагрузка на жилой дом на систему отопления составляет – 0,2401 Гкал/час, на систему горячего водоснабжения – 0,2341Гкал/час, что не менее объема (0,2 Гкал/час).

Прибор узла учета тепловой энергии по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию, что подтверждается актом, представленным ответчиком.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался вышеназванными установленными обстоятельствами, пришел к правильному выводу о том, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> имеется техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ).

Так, согласно ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

В силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011года №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

В соответствии с п. 2 указанных Критериев, техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Указанный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с п. 4 Критериев определения технической возможности (или невозможности) установки приборов учета определены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 настоящего документа.

Пункт 6 указанных Критериев устанавливает, что результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Из материалов дела следует, что истцом, вопреки требованиям ст. 57 ГПК РФ, не было представлено суду доказательств того, что для установки ОДПУ необходимо проводить реконструкцию, либо капитальный ремонт существующих внутридомовых инженерных систем дома, либо при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, либо в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не принят во внимание акт обследования дома от 30.12.2015 на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуальных, коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, составленный МКД ООО «УК ТСЖ», не может быть принят во внимание, поскольку выводы указанного акта о невозможности установления ОДПУ опровергаются выданными впоследствии МП «Калининградтеплосеть» техусловиями на установку ОДПУ.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что по данным РВЦ «Сиплекс» указанный дом потребляет тепла не более – 0,2 Гкал/час не имеет правового значения для дела, поскольку истцом были заявлены требования об установлении факта отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета.

Кроме того, из технических условий, выданных МП «Калининградтеплосеть», усматривается, что максимальная договорная тепловая нагрузка на жилой дом на систему отопления составляет – 0,2401 Гкал/час, на систему горячего водоснабжения – 0,2341Гкал/час, что не менее объема (0,2 Гкал/час).

Довод, изложенный суду апелляционной инстанции, о том, что до настоящего времени оплата за тепло начисляется в соответствии с тарифами, а не по показаниям общедомового прибора учета, основанием для отмены решения не является, поскольку не подтверждает отсутствие технической возможности установки ОДПУ, фактически является доводом несогласия с произведенными управляющей компанией начислениями оплаты поставляемой в дом тепловой энергии.

Другие доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем отвергаются судебной коллегией как несостоятельные.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: