ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4421/2013 от 15.10.2013 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Голубева О.Ф.                                                                      № 33-4421/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2013 года                                                              г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего         Максименко И.В.

судей                     Захарова Д.П., Гудожникова Д.Н.

при секретаре                 Щербина О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании права на звание, возложении обязанности выдачи удостоверения,

по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты -Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от 16 июля 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание «Ветеран труда» (ФИО)1.

Взыскать с Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей».

Заслушав доклад судьи Гудожникова Д.Н., судебная коллегия

установила:

(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) о признании незаконным решения от (дата) №15-исх-4387 об отказе учесть награждение юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России», Почетной грамотой ФНПР, как ведомственных знаков отличия в труде, обязании присвоить ему звание «Ветеран труда».

Требования мотивированы тем, что с (дата) и по настоящее время работает в должности председателя первичной профсоюзной организации СМТ (номер) ОАО «Сургутнефтегаз». Общий трудовой стаж составляет более 37 лет. (дата) в связи с делегированием права принимать решения о награждении медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России» исполнительным комитетом Федерации независимых Профсоюзов России коллегиальным органом членских организаций ФНПР, решением Президиума первичной профсоюзной организации СМТ (номер) ОПО ОАО «Сургутнефтегаз» от (дата) (номер) «О награждении» за внесение вклада в деятельность профсоюза, истец был награжден юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России». (дата) постановлением исполнительного комитета ФНПР (номер) «О награждении Почетной грамотой ФНПР» за активную и плодотворную деятельность по защите социально - трудовых прав и интересов работников истец был награжден Почетной грамотой ФНПР.

В марте 2013 года обратился в Управление социальной защиты населения по (адрес) и (адрес) с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако письмом Департамента от (дата) №15-Исх-4387 в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано, по причине того, что юбилейная медаль «100 лет профсоюзам России», Почетные грамоты ФНПР и Российского совета профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года №103-п. Отказ Департамента в присвоении звания считает незаконным, нарушающим его права и свободы, как гражданина РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьи 167 ГПК РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение судом норм материального права. Судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то субъекты РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации. Федерация Независимых Профсоюзов России не может являться ведомством, так как не относится к органам государственной власти Российской Федерации и награды, учрежденные ими, не могут расцениваться как ведомственные знаки отличия в труде.

В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец имеет трудовой стаж более 37 лет. В первичной профсоюзной организации Строительно - монтажного треста (номер) ОПО ОАО «Сургутнефтегаз» истец работает с (дата) по настоящее время, что подтверждено справкой работодателя и записями в трудовой книжке истца.

(дата) истец награжден Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России «За активную и плодотворную деятельность по защите социально - трудовых прав и интересов работников». Также имеет юбилейную медаль «100 лет профсоюзам России», которой был награжден (дата).

Решением комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания «Ветеран труда» от (дата) (протокол № 11) истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что юбилейная медаль «100 лет профсоюзам России», Почетные грамоты ФНПР России и Российского совета профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п. Кроме того, перечисленные награды не являются ведомственными знаками отличия в труде.

При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что юбилейная медаль и Почетная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России являются для истца ведомственными наградами, поскольку он длительное время работает в профсоюзе на штатных должностях.

Согласно частям 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с частями 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организации профсоюзов.

Почетная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России учреждена постановлением Исполнительного комитета генерального совета ФНПР № 1-13 от 30 ноября 1993 года для награждения профсоюзного актива, профсоюзных организаций и трудовых коллективов, работников профорганов членских организаций ФНПР, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений аппарата ФНПР за активную работу в профсоюзах, защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов.

В соответствии с Положением о Почетной грамоте ФНПР, являющейся приложением к постановлению Генерального Совета ФНПР от 28 ноября 1997 года № 4-5 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 09 апреля 2008 года № 2-7), Почетная грамота ФНПР учреждается для награждения профсоюзных работников за длительную и безупречную работу в профсоюзах, активистов профсоюзного движения за многолетний добросовестный труд и активную работу в профсоюзах, а также профсоюзных организаций, внесших большой вклад в работу по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, и трудовых коллективов. Награждение Почетной грамотой ФНПР производится Исполнительным комитетом ФНПР по представлению членских организаций Федерации Независимых Профсоюзов России, предприятий, организаций и учреждений ФНПР, структурных подразделений Аппарата Федерации. Почетной грамотой ФНПР, как правило, награждаются лица, проработавшие в профсоюзных органах не менее 10 лет и награжденные ранее почетными грамотами профорганов общероссийских (межрегиональных) профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов.

Согласно положению о медали ФНПР «100 лет профсоюзам России», утвержденному постановлением Генерального Совета ФНПР от 24 ноября 2004 года № 7-8, медаль ФНПР «100 лет профсоюзам России» учреждена Генеральным Советом ФНПР для награждения членов профсоюзов за конкретный вклад и достижения во всех областях, связанных с защитой трудовых прав, укрепления правопорядка и законности, обеспечения стабильности в обществе.

Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются, в частности, нагрудные знаки «За активную работу в профсоюзах», почетные грамоты ВЦСПС и ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах».

К ведомственным знакам отличия в труде также относятся: Почетная грамота ВЦСПС и ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах» при условии, если награжденный состоял в штате и получал заработную плату в профорганах или в организациях и учреждениях, подведомственных профорганам.

При этом Перечень ведомственных знаков отличия в труде, указанный в Письме от (дата) (номер) - СК не является исчерпывающим.

Таким образом, награждение истца Почетной грамотой и юбилейной медалью связано с его успехами в трудовой деятельности. Поскольку истец имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии и награжден ведомственными знаками отличия в труде, он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Доводы апелляционной жалобы о том, что письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от (дата) № 4545-СК не может использоваться при разрешении спора, судебной коллегией отклоняются, поскольку отозвано от применения было письмо Минтруда России N 5635-КС от (дата). И именно о письме № 5635-КС от (дата) говорится в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 3854-ЮВ от (дата). Таким образом, ввиду отзыва более позднего документа, предыдущий, не отмененный путем специального указания, является действующим.

Из изложенного следует, что решение является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании указанных нормативных актов, в связи с чем, не являются основанием для отмены решения суда.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, в связи с чем, оснований для изменения или отмены решения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты -Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Председательствующий                      И.В. Максименко

Судьи                                                                                 Д.П. Захаров

Д.Н. Гудожников