ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4424 от 25.09.2014 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 Дело № 33-4424

 Строка № 34.3

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 25 сентября 2014г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

 председательствующего Федорова В.А.,

 судей Батищевой Л.В., Степановой Е.Е.,

 при секретаре Ольховик Ю.С.,

 с участием адвоката Князевой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Батищевой Л.В.

 гражданское дело по иску Ремизовского Р.И. к ООО «УК «Новый город» о защите прав потребителя, свободы на получение информации и компенсации морального вреда

 по апелляционной жалобе Ремизовского Р.И.

 на решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 29 мая 2014 года

 (судья районного суда Соколова О.В.),

У С Т А Н О В И Л А :

 Ремизовский Р.И. обратился в суд с иском к ООО «УК Новый город», первоначально просил обязать ООО «УК «Новый город» предоставить ему интересующую его информацию согласно его запросов и заявлений, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере … рублей. В обоснование своих требований указал, что он является собственником квартиры №…в доме …. Управление указанным домом осуществляет ООО «УК Новый город». Начиная с 2012 года указанная управляющая компания препятствует истцу в получении какой-либо информации по оплате коммунальных услуг и по эксплуатации внутридомового оборудования. На письма и направляемые в адрес ООО «УК Новый город» запросы ответчик не отвечает, несмотря на предусмотренную законом обязанность, а именно он не получил ответы на следующие запросы: вх.№69 от 18.09.2012г., вх.№78 от 25.09.2012г., вх.№381 от 18.03.2013г., вх.№516 от 03.07.2013г., вх.№611 от 03.10.2013г., вх.№635 от 15.11.2013г., вх. б/н от 16.01.2014г.. Сайт ООО УК «Новый город» не раскрывает информацию о техническом состоянии домового оборудования и необходимости его ремонта с обязательным указанием времени его проведения, сроков этих работ. В помещении УК «Новый город» также отсутствует необходимая информация об исполнителе, номера телефонов диспетчерской службы, тарифы на коммунальные услуги, предельные сроки устранения аварий и другая информация, подлежащая предоставлению потребителям. Отсутствие информации на официальном сайте ООО «УК Новый город», невозможность ее получения непосредственно от работников компании, постоянное затягивание в публикации или в ознакомлении с информацией нарушают права истца как потребителя их услуг, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом последующих уточнений просил суд: вх.№69 от 18.09.2012г. предоставить информацию о причинах предъявления ежемесячно счетов на оплату кабельного ТВ с учетом того, что оплачивать данную услугу он отказался и обязать ООО «УК Новый город» исключить плату по счету за кабельное ТВ; вх №78 от 25.09.2012г. обязать ООО «УК Новый город» ознакомить его с показаниями общедомовых приборов учета на момент передачи дома в ведение управления домом; вх.№381 обязать ООО «УК Новый город» разъяснить разницу между ОДП (общедомовое потребление) и МОП (места общего пользования); вх.№381 разъяснить содержание и смысл его долга на 01 сентября 2012 года; вх.№516 от 03.07.2013г. обязать ООО «УК Новый город» предоставить все протоколы собраний жильцов и владельцев помещений, проведенных представителями УК и советом дома; вх.№611 от 03.10.2013г. обязать ООО «УК Новый город» предоставить информацию о марках эксплуатируемых в доме трансформаторов со схемами их подключения к сети потребления; вх.№635 от 15.11.2013г. обязать ООО «УК Новый город» разъяснить методику вычисления общедомовых трат горячей воды; вх. №841/08 от 07.08.2013г. обязать ООО «УК Новый город» ознакомить с методикой и формулой пересчёта траты тепловой энергии из Гкал в куб. метры с обоснованием по формуле и источнике её появления (формулы) для указанных перерасчётов; исх.№861/08 от 16.08.2013г. обязать ООО «УК Новый город» ознакомить его с результатами обследований работы клапана, регулирующего подачу теплоносителя общедомовой системы отопления с предоставлением актов выполнения указанных работ; обязать ООО «УК Новый город» заполнить сайт с анкетой дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г №731 в соответствии со стандартом раскрытия информации о своей деятельности; вх. б/н от 16.01.2014г. обязать ООО «УК Новый город» ответить на конкретный вопрос: работал ли зам.директора компании Беленков А.В. в её штате во время подработки в качестве стороннего юриста для нужд компании в одно и то же время; обязать ООО «УК Новый город» предоставить информацию о том, каким образом при отсутствии отопления в мае 2013 года заактированы показания счётчиков тепловой энергии, а также величины указанных показаний за апрель, май и июнь месяцы 2013г. согласно ходатайству перед мировым судьёй 3-го участка Ленинского района (от 08.08.2013г.), которое так и не было удовлетворено; вх. №26/14 от 10.02.2014г. обязать ООО «УК Новый город» вернуться к бланку принятому во всех ЖКХ города, так как нужды в изменении бланка не было; Вх.№26/14 от 10.02.2014г. исключить из требований УК (преамбула платёжного документа) угрозу предъявления к оплате счёта за ноябрь месяц 2013г, который был уже оплачен в декабре; Bx.№26/14 от 10.02.2014г. исключить из бланков, предъявляемых к оплате счетов, заводские номера приборов учета как не соответствующих действительным; Вх.№26/14 от 10.02.2014г разъяснить на каком основании при тех же тарифах платёж резко увеличился в декабре 2013г.; вх.№26/14от 10.02.2014г. убрать графу бланка с требованием оплаты за электроэнергию по насосам холодной воды как ненужную и входящую в общедомовые траты и провоцирующую УК к дальнейшим выдумкам поборов по другим видам перекачки воды в доме и из него; вх.№26/14 от 10.02.2014г. обязать вернуться к старому бланку, где всегда присутствовали величины общедомовых трат ресурсов по индивидуальным потребителям, чего нет в новом бланке; вх.№26/14 от 10.02.2014г. обязать отремонтировать телефон 251-56-89, так как он продолжает работать на сброс звонков клиентов; вх.№26/14 от 10.02.2014г. обязать ООО «УК Новый город» вернуться к старой программе, не разбрасывавшей данные о задолженности по всем ресурсам, так как новая программа скрывает эти данные и выяснить откуда взялась и чем выражена задолженность новая программа умышленно скрывает, что противоречит законодательству; обязать обеспечить выполнение ходатайства о раскрытии информации от 08.08.2013г.; взыскать с ООО «УК Новый город» в его пользу компенсацию морального вреда в размере … руб.

 Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 29 мая 2014 года исковые требования Ремизовского Р.И. удовлетворены в части, постановлено обязать ООО «УК Новый город» предоставить Ремизовскому Р.И. протоколы общих собраний собственников дома №45б по ул.Ворошилова г.Воронежа, предоставить информацию о марках эксплуатируемых трансформаторов со схемами их подключения к сети потребления, взыскать с ООО «УК Новый город» в пользу Ремизовского Р.И. компенсацию морального вреда в размере … руб., в остальной части иска отказать (л.д. 83-85)

 ФИО1 с решением суда не согласился и обжаловал его в апелляционном порядке.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Полагает, что судом не были рассмотрены в полном объеме заявленные им исковые требования, решение не мотивировано, в связи с чем просит принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме (л.д.99-102).

 Представитель ответчика ООО «УК Новый город» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен заблаговременно и надлежащим образом, заявления об отложении рассмотрения дела от него не поступало, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 Проверив материалы дела, выслушав объяснение истца ФИО1, представителя истца по ордеру – адвоката Князевой Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.

 В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 В силу п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.

 Пунктом 1 ст. 10 данного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

 Согласно ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

 В силу ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

 Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

 Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Из п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, следует, что собственники помещений, осуществляя контроль за содержанием общего имущества, вправе получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы), требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

 Пунктом 42 Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

 Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

 В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.

 Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731, управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (п. 3).

 Положения Стандарта содержат исчерпывающий перечень информации, которую обязана раскрывать управляющая организация.

 При этом под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2).

 Согласно п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации (сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность); опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

 Пунктом 21 данного Стандарта предусмотрено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

 Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры №… в доме №…. Управляющей компанией дома №45б по ул.Ворошилова г.Воронежа является ООО «УК Новый город». ФИО1 полагает, что ООО «УК Новый город» в нарушение требований действующего законодательства препятствует получению им информации по оплате коммунальных услуг и по эксплуатации внутридомового оборудования, на письма и направляемые в адрес ООО «УК Новый город» запросы не отвечает, не раскрывает информацию о техническом состоянии домового оборудования и необходимости его ремонта с обязательным указанием времени его проведения сроков этих работ, информацию об исполнителе, номера телефонов диспетчерской службы, тарифы на коммунальные услуги, предельные сроки устранения аварий и другую информацию, подлежащую предоставлению потребителям, что побудило его обратиться в суд с настоящим иском.

 Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, действующего законодательства, на основании положений Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 пришел к обоснованному выводу об их частичном удовлетворении, обязав ООО «УК Новый город» предоставить ФИО1 протоколы общих собраний собственников дома №… и предоставить информацию о марках эксплуатируемых трансформаторов со схемами их подключения к сети потребления, а также взыскав с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере …. руб.

 Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Закона «О защите прав потребителей», учел степень вины ответчика, длительность неисполнения законных требований истца, характер и степень причиненных нравственных страданий, требования разумности и справедливости.

 Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, поскольку он основан на имеющихся материалах дела, представленных доказательствах, соответствует положениям действующего законодательства, которые подробно приведены в обжалуемом решении. Оснований к изменению размера взысканной судом компенсации морального вреда в сторону увеличения судебная коллегия не усматривает.

 Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в остальной части у суда первой инстанции не имелось ввиду того, что часть требований о предоставлении информации сформулирована некорректно, не содержит перечень и наименование требуемой информации, указания на период, за который она истребуется, из содержания запросов, направляемых в адрес ответчика и на которые ссылается истец невозможно установить какую конкретно информацию необходимо предоставить. Исковые требования истца надлежащим образом не сформулированы, не конкретизированы. Другая же часть запрашиваемой истцом информации не подлежит раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, поскольку не затрагивает отношения между собственниками помещений и управляющей компанией, оказывающей услуги, содержание данной информации о каком-либо качестве оказываемых услуг не свидетельствует.

 Кроме того из материалов дела усматривается, что на некоторые, направляемые в адрес управляющей компании запросы и обращения ООО «УК Новый город» направило ФИО1 соответствующие ответы, предоставив ему затребуемую им информацию.

 Таким образом, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции последовательными и логичными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и заявленным требованиям, основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах, оценка которых соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ.

 Приведенные в решении суда нормы материального права применены и истолкованы судом верно.

 Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда не усматривается.

 Доводы апелляционной жалобы истца, в пределах которых судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения, по существу не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием для отмены или изменения решения не являются.

 Более того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что если ФИО1 считает действиями ответчика свои права как потребителя услуг нарушенными, он не лишен возможности избрать иные способы защиты своего права.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А :

 решение Ленинского районного суда г.Воронежа от 29 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи коллегии: