Судья Думова Е.Н.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2018 года № 33-4424/2018
город Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Ехаловой Ю.А., Кяргиевой Н.Н.,
при секретаре Шутовой Я.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2018, которым исковые требования ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, филиалу по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» о признании решения незаконным, взыскании денежных средств удовлетворены частично;
решение филиала по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» №... от 20.02.2018 об отказе в назначении меры социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» отменено;
на филиал по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» возложена обязанность назначить ФИО1 меру социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 01.02.2018;
в остальном в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, филиалу по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., объяснения ФИО1, представителя казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» ФИО2, судебная коллегия,
установила:
решением филиала по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее КУ ВО «Центр социальных выплат») от 20.02.2018 ФИО1 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> связи с превышением максимально допустимой доли расходов в совокупном доходе семьи над расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг.
23.03.2018 жалоба ФИО1 на вышеуказанное решение КУ ВО «Центр социальных выплат» Департаментом социальной защиты населения Вологодской области оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность отказа в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, истец, с учетом изменений, просила суд отменить решение от 20.02.2018, обязать ответчика назначить указанную субсидию с 01.02.2018, взыскать расходы по уплате государственной пошлины, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, поскольку ее доход, согласно налоговой декларации, составил 26 873 рубля, а не 739 222 рубля 49 копеек, который ответчики высчитали исходя из данных, содержащихся в книге учета покупок и продаж индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика КУ ВО «Центр социальных выплат» по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал, представил суду отзыв на исковое заявление, указал, что отказ в предоставлении истцу субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг вызван тем, что совокупный доход её семьи превышает размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Вологодской области не присутствовал, извещался надлежащим образом, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента социальной защиты населения Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на то, что при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание сведения, содержащиеся в книге учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя ФИО1, тогда как именно в данном документе отражается информация о полученной предпринимателем прибыли от экономической деятельности.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Частично удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761, Постановлением Правительства Вологодской области от 20.11.2017 «О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2018 год», Постановлением Правительства Вологодской области от 25.12.2017 №1194 «О региональных стандартах на 2018 год», действующим на момент возникновения спорных правоотношений, положениями Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, исходил из того, что доход ФИО1 от предпринимательской деятельности должен исчисляться путем нахождения разницы между суммой полученной прибыли и суммой понесенных расходов за юридически значимый период, который составляет, с учетом налоговых отчислений, 26 873 рубля.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может, полагая доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем в период с февраля 2017 года по январь 2018 года и использовала в процессе своей деятельности общую систему налогообложения.
По истечении налогового периода (2017 год) ФИО1 представила в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, в которой указала, что её прибыль от ведения предпринимательской деятельности составила 30 889 рублей = 7 996 119 рублей (доход) – 7 965 230 рублей (расход).
Вместе с тем, по смыслу статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» индивидуальный предприниматель может не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из Письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2012 №03-11-11/257 следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учет доходов и расходов осуществляют в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Минфина России №86н и МНС России №БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».
Согласно пункту 4 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России №86н, МНС России №БГ-3-04/430 от 13.08.2002 учет доходов, расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом. В Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.
Таким образом индивидуальный предприниматель, применяющий общий режим налогообложения, учет доходов и расходов осуществляет в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, которая отображает его экономическую деятельность, в том числе полученные им доходы.
Подпунктом «д» пункта 8 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» установлено, что для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Согласно пунктам 47, 47.1 Приказа Минстроя России №1037/пр, Минтруда России №857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761» уполномоченным органам рекомендуется принимать от индивидуальных предпринимателей в подтверждение получаемых ими доходов документы в зависимости от избранной ими системы налогообложения: при применении общих условий установления налогов и сборов и упрощенной системы налогообложения: книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя на бумажных носителях; в случае, если объектом налогообложения являются доходы, не уменьшенные на величину расходов, - книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя на бумажных носителях и первичные учетные документы, подтверждающие расходы за расчетный период.
Из изложенного следует, что для решения вопроса о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем и использующим общую систему налогообложения, в подтверждение своих доходов за юридически значимый период, обязан представить в уполномоченный орган книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций, отражающую результаты его предпринимательской деятельности.
Декларация по налогу на доходы физических лиц, составленная самим индивидуальным предпринимателем, не является достаточным доказательством полученных заявителем доходов, поскольку указанные в ней суммы определяются расчетным путем исключительно для целей налогообложения и не отражают реальный доход, полученный индивидуальным предпринимателем. Для исчисления дохода, с целью получения мер социальной поддержки, содержащиеся в декларации сведения, должны быть подтверждены данными, имеющимися в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
Поскольку в представленной истцом в суд первой инстанции книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций содержаться сведения о получении ФИО1 в юридически значимый период дохода, при котором расходы на оплату жилья и коммунальных услуг не превышают, установленный Постановлением Правительства Вологодской области от 20.11.2017 №1016, региональный стандарт в размере 22%, оснований для предоставления ей субсидии, согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761, у филиала по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» не имелось.
Ссылка суда первой инстанции на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» не состоятельна, поскольку в данном постановлении подтверждается конституционность норм действующего законодательства на основании которых, решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судебный акт в части удовлетворения требований об отмене решения филиала по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» №... от 20.02.2018, о возложении на филиал по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» обязанности назначить ФИО1 меру социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 01.02.2018 подлежит отмене, с одновременным принятием в данной части нового решения об отказе истцу в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2018 в части удовлетворения требований об отмене решения филиала по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» №... от 20.02.2018, о возложении на филиал по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» обязанности назначить ФИО1 меру социальной поддержки «Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 01.02.2018 отменить.
Принять в данной части новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, филиалу по городу Вологде казенного учреждения Вологодской области «Центр социальных выплат» отказать.
В остальной части решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.05.2018 оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: