ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4425/2015 от 30.07.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Лебедева О.И. Дело № 33-4425/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Равинской О.А.,

судей Парменычевой М.В., Гушкана С.А.,

при секретаре Бушуевой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи М.В. Парменычевой

30 июля 2015 года

гражданское дело по апелляционным жалобам мэрии г. Ярославля, ОАО «Управдом Дзержинского района» на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 февраля 2015 года, которым постановлено:

«Обязать мэрию города Ярославля в течение года со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт межпанельных горизонтальных и вертикальных швов наружных стеновых керамзитобетонных стеновых панелей; капитальный ремонт системы холодного водоснабжения (стояков, лежаков, запорной арматуры и водомерного узла) в подвале жилого дома; капитальный ремонт трубопроводов внутреннего организованного водостока в подвале жилого дома; капитальный ремонт общедомовых сетей электроснабжения и электрооборудования жилого дома с заменой электрооборудования (ВРУ) и внутридомовых магистралей с распределительными щитками на этажах жилого дома в многоквартирном доме <адрес>.

Обязать ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

-произвести ремонт сборного железобетонного козырька над балконом квартиры <адрес> (отремонтировать сборную железобетонную плиту, выполнить кровельное покрытие с заведением на наружную стену);

- выполнить текущий ремонт входов в подвал жилого дома со стороны торцевых фасадов жилого дома (отремонтировать ступени, восстановить кирпичные ограждения);

-выполнить текущий ремонт козырьков над входами в подъезды №1 и №2 со стороны дворового фасада жилого дома, а именно: рыхлый и отслоившийся бетон сборных железобетонных плит козырька отбить, зачистить арматуру от продуктов коррозии и ржавчины, восстановить защитный слой бетона; выполнить кровельное покрытий козырьков (из линокрома); установить металлические капельники по периметру козырьков;

-выполнить текущий ремонт заполнения дверных проемов запасных выходов из подъездов №1 и №2 со стороны главного фасада здания или установить новые дверные полотна;

-выполнить текущий ремонт заполнения дверных проемов входов в помещения мусоросборочных камер со стороны подъездов №1 и №2 или установить новые дверные полотна;

-в квартире трещину в наружной стене зачеканить цементным раствором, установить цементный маяк. В случае образования трещин в маяке рекомендуется выполнить детальное обследование стеновой панели с целью разработки рекомендаций по усилению стеновой панели;

-выполнить текущий ремонт подъездов №1 и №2 жилого дома, а именно заменить существующие почтовые ящики на новые; выполнить ремонт (покрасить и отшпатлевать стены, существующие трещины в межпанельных швах зачеканить раствором) отделочного покрытия стен, этажных и междуэтажных площадок, лестничных маршей и площадок подъездов №1 и №2; отремонтировать металлическое ограждение и перила лестничных маршей и площадок (существующее окрасочное покрытие зачистить и выполнить новое, установить деревянные перила в местах их отсутствия, существующие перила зачистить и окрасить) лестничных клеток в подъездах №1 и №2 жилого дома; заменить или выполнить ремонт (зачистить и окрасить, обеспечить плотный притвор, оснастить загрузочные кипим уплотнителями) загрузочных клапанов мусоропроводов на этажных площадках, стволы мусоропровода окрасить; выполнить ремонт оконных блоков (произвести зачистку и окраску оконных рам, заменить треснувшие стекла, покрасить металлические отливы) оконных проемов лестничных клеток в подъездах №1 и №2 жилого дома; заменить поврежденные и разбитые плафоны и установить лампы в светильники освещения лестничных клеток на этажных и междуэтажных площадках;

-выполнить текущий ремонт кровли (в местах повреждения кровли установить заплаты, очистить водоприемные желоба от мусора и грязи, установить металлические колпаки на воронках внутреннего организованного водостока, в процессе эксплуатации кровли следить за ее техническим состоянием);

-выполнить текущий ремонт системы канализации на техническом этаже жилого дома (вывести канализационные стояки на крышу жилого дома, отремонтировать стыки трубопроводов канализации по длине);

-выполнить текущий ремонт общедомовых сетей горячего водоснабжения и отопления в подвале жилого дома (корродированный задвижки демонтировать и установить новые, восстановить утеплитель трубопроводов в местах его повреждения, зачистить трубопроводы от продуктов и следов коррозии и выполнить антикоррозионное покрытие трубопроводов инженерных сетей).

Взыскать с мэрии города Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» в равных долях в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг ОРГАНИЗАЦИЯ 1 по инженерно-техническому обследованию в сумме ... руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме ... руб.

Взыскать с мэрии города Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» в равных долях в пользу ФИО2 расходы по оплате услуг представителя в сумме ... руб.

Истцам в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» государственную пошлину в доход бюджета города Ярославля в сумме ... руб.».

По делу установлено:

ФИО1 обратилась в суд с иском к мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» о защите прав потребителей, возложении обязанность выполнить работы. Просила возложить на мэрию города Ярославля обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить капитальный ремонт конструкции крыши и кровли, полную замену общедомовых инженерных коммуникаций, капитальный ремонт и утепление фасадов жилого дома, на ОАО «Управдом Дзержинского района» возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В дальнейшем в суд обратились ФИО1 и ФИО2, которые просили возложить на мэрию города Ярославля обязанность за счет средств бюджета города Ярославля в течение года со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт сборных железобетонных козырьков над балконами квартир №№ 37...40, 77...80 10-го этажа жилого дома (отремонтировать сборные железобетонные плиты, выполнить кровельное покрытие с заведением на наружную стену); межпанельных горизонтальных и вертикальных швов наружных стеновых керамзитобетонных стеновых панелей; капитальный ремонт системы холодного водоснабжения (стояков, лежаков, запорной арматуры и водомерного узла) в подвале жилого дома; капитальный ремонт трубопроводов внутреннего организованного водостока в подвале жилого дома; капитальный ремонт общедомовых сетей электроснабжения и электрооборудования жилого дома с заменой электрооборудования (ВРУ) и внутридомовых магистралей с распределительными щитками на этажах жилого дома в многоквартирном доме <адрес>. В случае если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, указать в решении на право истца с привлечением подрядных организаций выполнить работы по капитальному ремонту межпанельных горизонтальных и вертикальных швов наружных стеновых керамзитобетонных стеновых панелей за счет ответчика с взысканием в него необходимых расходов.

Также истцы просили возложить на ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить текущий ремонт входов в подвал жилого дома со стороны торцевых фасадов жилого дома (отремонтировать ступени, восстановить кирпичные ограждения); выполнить текущий ремонт козырьков над входами в подъезды №1 и №2 со стороны дворового фасада жилого дома, а именно: рыхлый и отслоившийся бетон сборных железобетонных плит козырька отбить, зачистить арматуру от продуктов коррозии и ржавчины, восстановить защитный слой бетона; выполнить кровельное покрытие козырьков (из линокрома); установить металлические капельники по периметру козырьков; выполнить текущий ремонт заполнения дверных проемов запасных выходов из подъездов №1 и №2 со стороны главного фасада здания или установить новые дверные полотна; выполнить текущий ремонт заполнения дверных проемов входов в помещения мусоросборочных камер со стороны подъездов №1 и №2 или установить новые деревянные полотна; в квартире трещину в наружной стене зачеканить цементным раствором, установить цементный маяк. В случае образования трещин в маяке рекомендуется выполнить детальное обследование стеновой панели с целью разработки рекомендаций по усилению стеновой панели; выполнить текущий ремонт подъездов №1 и №2 жилого дома, а именно заменить существующие почтовые ящики на новые; выполнить ремонт (покрасить и отшпатлевать стены, существующие трещины в межпанельных швах зачеканить раствором) отделочного покрытия стен, этажных и междуэтажных площадок, лестничных маршей и площадок подъездов №1 и №2; отремонтировать металлическое ограждение и перила лестничных маршей и площадок (существующее окрасочное покрытие зачистить и выполнить новое, установить деревянные перила в местах их отсутствия, существующие перила зачистить и окрасить) лестничных клеток в подъездах №1 и №2 жилого дома; заменить или выполнить ремонт (зачистить и окрасить, обеспечить плотный притвор, оснастить загрузочные клапана уплотнителями) загрузочных клапанов мусоропроводов на этажных площадках, стволы мусоропровода окрасить; выполнить ремонт оконных блоков (произвести зачистку и окраску оконных рам, заменить треснувшие стекла, покрасить металлические отливы) оконных проемов лестничных клеток в подъездах №1 и №2 жилого дома; заменить поврежденные и разбитые плафоны и установить лампы в светильники освещения лестничных клеток на этажных и междуэтажных площадках; выполнить текущий ремонт кровли (в местах повреждения кровли установить заплаты, очистить водоприемные желоба от мусора и грязи, установить металлические колпаки на воронках внутреннего организованного водостока, в процессе эксплуатации кровли следить за ее техническим состоянием); выполнить текущий ремонт системы канализации на техническом этаже жилого дома (вывести канализационные стояки на крышу жилого дома, отремонтировать стыки трубопроводов канализации по длине); выполнить текущий ремонт общедомовых сетей горячего водоснабжения и отопления в подвале жилого дома (корродированный задвижки демонтировать и установить новые, восстановить утеплитель трубопроводов в местах его повреждения, зачистить трубопроводы от продуктов и следов коррозии и выполнить антикоррозионное покрытие трубопроводов инженерных сетей).

В случае если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, указать в решении на право истца с привлечением подрядных организаций выполнить работы по текущему ремонту входов в подвал жилого дома со стороны торцевых фасадов жилого дома (отремонтировать ступени, восстановить кирпичные ограждения); козырьков над входами в подъезды №1 и №2 со стороны дворового фасада жилого дома, а именно: рыхлый и отслоившийся бетон сборных железобетонных плит козырька отбить, зачистить арматуру от продуктов коррозии и ржавчины, восстановить защитный слой бетона; выполнить кровельное покрытий козырьков (из линокрома); установить металлические капельники по периметру козырьков; заполнения дверных проемов запасных выходов из подъездов №1 и №2 со стороны главного фасада здания или установить новые дверные полотна; заполнения дверных проемов входов в помещения мусоросборочных камер со стороны подъездов №1 и №2 или установить новые дверные полотна; в квартире трещину в наружной стене зачеканить цементным раствором, установить цементный маяк; подъездов №1 и №2 жилого дома, а именно заменить существующие почтовые ящики на новые; выполнить ремонт (покрасить и отшпатлевать стены, существующие трещины в межпанельных швах зачеканить раствором) отделочного покрытия стен, этажных и междуэтажных площадок, лестничных маршей и площадок подъездов №1 и №2; отремонтировать металлическое ограждение и перила лестничных маршей и площадок (существующее окрасочное покрытие зачистить и выполнить новое, установить деревянные перила в местах их отсутствия, существующие перила зачистить и окрасить) лестничных клеток в подъездах №1 и №2 жилого дома; заменить или выполнить ремонт (зачистить и окрасить, обеспечить плотный притвор, оснастить загрузочные клапана уплотнителями) загрузочных клапанов мусоропроводов на этажных площадках, стволы мусоропровода окрасить; выполнить ремонт оконных блоков (произвести зачистку и окраску оконных рам, заменить треснувшие стекла, покрасить металлические отливы) оконных проемов лестничных клеток в подъездах №1 и №2 жилого дома; заменить поврежденные и разбитые плафоны и установить лампы в светильники освещения лестничных клеток на этажных и междуэтажных площадках; кровли (в местах повреждения кровли установить заплаты, очистить водоприемные желоба от мусора и грязи, установить металлические колпаки на воронках внутреннего организованного водостока, в процессе эксплуатации кровли следить за ее техническим состоянием) за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Также истцом ФИО1 заявлено требование о взыскании судебных расходов по оплате услуг ОРГАНИЗАЦИЯ 1 по инженерно-техническому обследованию дома в сумме ... руб., по оплате услуг представителя в сумме ... руб. Истец ФИО2 понесла расходы на оплату услуг представителя в сумме ... руб., которые просила с ответчиков.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ЦОР», ООО «ЦОР-1», ООО «РЭУ 18»,, МУ «Ярославльобщежитие».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в иске к мэрии г. Ярославля. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе ОАО «Управдом Дзержинского района» ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя ОАО «Управдом Дзержинского района» по доверенности ФИО3, возражения по жалобе представителя ФИО1 и ФИО2, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы оснований к отмене постановленного судом решения не содержат.

Удовлетворяя исковые требования в обжалуемой части, суд пришел к выводу о том, что для устранения неисправностей несущих и ограждающих строительных конструкций и инженерных коммуникаций вышеуказанного многоквартирного дома требуется проведение капитального ремонта; поскольку капитальный ремонт межпаненльных швов, инженерных систем никогда не производился, то в силу ст. 16 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" обязанность по проведению данного ремонта должна быть возложена на мэрию г. Ярославля.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении суда, и применением при разрешении спора норм материального права судебная коллегия соглашается и считает их правильными.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом <адрес> построен в 1990 году, управление и содержание дома в настоящее время осуществляет ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района".

Судом установлено и мэрией г. Ярославля не оспорено, что капитальный ремонт с момента ввода дома в эксплуатацию не проводился. Согласно обращений жителей многоквартирного дома и ответов на данные обращения управляющей компании, актов обследований технического состояния жилого дома, составленных комиссией управляющей компании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом имеет ненадлежащее состояние: в том числе не герметичность стеновых панелей, в результате которых происходят постоянные протечки в квартирах, неисправности инженерных систем, в том числе водоснабжения и электроснабжения. Управляющей компанией в ответах на такие обращения признавался факт необходимости проведения ремонтных работ, которые подлежали включению в план текущего ремонта дома.

Согласно техническому заключению ОРГАНИЗАЦИЯ 1 от ДД.ММ.ГГГГ общее инженерно-техническое состояние кровли, инженерных коммуникаций и эксплуатационное состояние несущих конструкций жилого дома характеризуется как ограниченно работоспособное, местами аварийное, в связи с чем необходимо проведение текущего и капитального ремонта обследованных и перечисленных в заключении строительных конструкций и общедомовых инженерных коммуникаций и оборудования жилого дома, в том числе капитальный ремонт сборных железобетонных козырьков над балконами, межпанельных горизонтальных и вертикальных швов наружных стеновых керамзитобетонных стеновых панелей, системы холодного водоснабжения в подвале дома, трубопроводов внутреннего организованного водостока в подвале жилого дома, общедомовых сетей электроснабжения и электрооборудования с заменой электрооборудования и внутридомовых магистралей с распределительными щитками на этажах жилого дома.

В заключении ОРГАНИЗАЦИЯ 1 также содержится вывод, сделанный на основании обследования дома, что капитальный ремонт строительных конструкций и общедомовых инженерных коммуникаций и оборудования не производился с момента ввода дома в эксплуатацию. Данное заключение соответствует требованиям законодательства, составлено по результатам непосредственного обследования жилого дома, на основании действующих нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, строительных норм и правил, специалистом, имеющим необходимые специальные знания для дачи такого заключения, что подтверждено письменными документами, полномочия и квалификация специалиста подтверждены документально. Поэтому оснований не доверять выводам заключения не имеется.

Кроме того, допрошенный в суде в качестве свидетеля специалист ОРГАНИЗАЦИЯ 1ФИО 1, проводивший вышеуказанное исследование, подтвердил, что неудовлетворительное техническое состояние жилого дома было достигнуто в результате длительного не проведения как текущего, так и капитального ремонта изношенных систем и оборудования, имевшее место ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Данные доказательства с учетом даты постройки дома достоверно подтверждают необходимость проведения капитального ремонта строительных конструкций и общедомовых инженерных коммуникаций и оборудования, в том числе и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - момент передачи одному из жильцов дома истице ФИО2 жилого помещения в порядке приватизации.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о необходимости проведения капитального ремонта, поскольку вышеуказанные строительные конструкции и общедомовые инженерных коммуникаций и оборудование имеет большую степень изношенности. Поэтому ссылка мэрии г. Ярославля о том, что нормативный срок службы конструктивных элементов, установленный ВСН 58-88(р), не истек, является несостоятельной, и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по проведению капитального ремонта при установленном объеме и степени дефектов жилого дома.

Достаточных доказательств, подтверждающих проведение органами местного самоуправления капитального ремонта дома, в том числе и выборочного, либо отсутствия необходимости его проведения на момент приватизации квартир истцов суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Доводы жалобы о том, что мэрия города Ярославля является ненадлежащим ответчиком, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Таким образом, исходя из системного толкования указанных выше норм закона, после исполнения бывшим наймодателем, собственником обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов переходит на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

При таких обстоятельствах, установив факт нуждаемости указанных элементов дома в капитальном ремонте, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по его проведению на мэрию г. Ярославля как организацию, являвшуюся бывшим наймодателем муниципального жилищного фонда.

Вместе с тем, неисполненная наймодателем обязанность по производству капитального ремонта не прекращается в связи со сменой собственника квартиры и сохраняется до момента надлежащего исполнения, поэтому судебной коллегией не принимаются и доводы жалобы о том, что истцы, приобретшие право собственности на жилые помещения после 01 марта 2005 года должны нести солидарную с ответчиком ответственность за состояние общего имущества многоквартирного дома, а также о том, что у ответчика отсутствует обязанность по проведению ремонта имущества, принадлежащего истцам на праве частной собственности.

Ссылка ответчика на неправильное применение норм закона и отсутствие у органов местного самоуправления с 01 марта 2005 года обязанности по финансированию капитального ремонта основаны на неверном толковании норм закона.

Судом установлено, что необходимость проведения капитального ремонта дома возникла до 01.03.2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанности по проведению вышеперечисленного капитального ремонта дома бывшим наймодателем не были исполнены. Поэтому с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 01 марта 2012 N 389, обеспечение содержания жилищного фонда не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия в бюджете муниципальных образований необходимых денежных средств или финансового обеспечения решения вопросов местного значения и не может являться основанием для освобождения от исполнения ранее возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества.

Ссылка автора жалобы на установленный разделом 9, главой 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок организации проведения капитального ремонта посредствам региональной программы, не влияет на существо спора, так как данные положения разрешают вопрос о том, в каком порядке региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должна предусматривать очередность такого ремонта.

Возможность проведения в настоящее время капитального ремонта в рамках региональной программы, утверждаемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на что ссылается ответчик в своей жалобе, не освобождает наймодателя от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не исполненной на момент приватизации, поскольку такая обязанность сохраняется у наймодателя до его исполнения.

Довод ответчика о включении многоквартирного дома <адрес> в региональную программу капитального ремонта общего имущества на 2014 - 2043 годы, являлся предметом оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается и не усматривает оснований для его переоценки.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

Статьей 31 Федерального закона от 1 июля 1999 года N 176-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 года) "О почтовой связи" предусмотрено, что абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.

На основании пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Подразделом 3.15 "Рекомендаций по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющихся приложением к Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденному Приказом Министерства регионального развития РФ от 1 июня 2007года N 45, указано, что абонентские почтовые шкафы относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ОАО «Управдом Дзержинского района» является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Условиями договора управления многоквартирным домом ОАО «Управдом Дзержинского района» приняло на себя обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, капитальному ремонту в многоквартирном доме, самостоятельно в полном или частично, либо путем заключения от имени и за счет собственников договоров с обслуживающими организациями на отдельные виды работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту (п.3.1.3. договора).

По результатам проверок, проведенных Государственной жилищной инспекцией, установлено неудовлетворительное техническое состояние общедомового имущества и, в том числе зафиксировано технически неисправное состояние многосекционного почтового шкафа, расположенного на лестничной клетке указанного дома.

Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по ремонту и замене почтовых ящиков является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.

То обстоятельство, что содержание почтовых ящиков не поименовано в Перечне работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечисленных в вышеуказанном договоре, не является основанием для освобождения управляющей компании от выполнения текущего ремонта почтовых ящиков.

Судом первой инстанции установлен сам факт нарушения управляющей компанией обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, поэтому доводы жалобы об отсутствии у обслуживающей организации обязанности по текущему ремонту почтовых ящиков являются несостоятельными.

Довод управляющей компании в части необоснованного отнесения расходов по составлению указанного технического заключения к судебным издержкам является несостоятельным, поскольку данное заключение представлено истцами с целью представления в суд доказательств для подтверждения требований о проведении капитального и текущего ремонта и в числе других собранных по делу доказательств положено в основу вывода суда об удовлетворении иска. Расходы на составление данного заключения в силу абз. 9 ст. 94 ГПК РФ должны быть отнесены к необходимым издержкам, связанным с рассмотрением дела, и подлежат возмещению по правилам ч. 1 ст. 98 ГПК РФ за счет ответчиков в полном объеме.

То обстоятельство, что договор на проведение технического исследования и изготовления заключения заключал представитель истцов, не имеет правого значения, так как представитель был уполномочен на тот момент от имени истцов заключать такой договор, расходы на составление заключения были понесены истцами.

Расходы на оплату услуг представителя взысканы с учетом требований ст. ст. 98, 100 ГПК РФ в разумных пределах.

С выводом суда о взыскании с ответчиков в пользу истца ФИО1 в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя в сумме ... рублей, в пользу истца ФИО2 – в сумме ... рублей, судебная коллегия соглашается и считает его правильным, а постановленное определение отвечающим требованиям ст. 100 ГПК РФ.

Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Довод жалобы о том, что взысканная судом сумма в пользу обоих истцов в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя является завышенной и не отвечающим требованиям норм процессуального закона, несостоятелен.

Судебная коллегия полагает, что с учетом характера и сложности спора, количество времени, затраченного представителем истцов на участие в судебных заседаниях в суде первой инстанций, объема оказанных представителем юридических услуг, требований разумности и справедливости, суд обоснованно взыскал с ответчиков в пользу истцов в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя в указанных суммах. Оснований для снижения взысканного судом размера расходов на оплату услуг представителя у судебной коллегии не имеется. Ссылка на то, что расходы не могут быть взысканы в пользу обоих истцов за услуги одного представителя основана на неверном толковании нормы процессуального права – ст.100 ГПК РФ.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, также не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционные жалобы мэрии г. Ярославля, ОАО «Управдом Дзержинского района» на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 февраля 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи