ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4427/2018 от 02.07.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-4427/2018

В суде первой инстанции дело слушал судья Е.В. Сурнин

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 июля 2018 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Пестовой Н.В.,

судей Хуснутдиновой И.И., Федоровой Г.И.,

при секретаре Вигуль А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 11 апреля 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу Федерального государственного бюджетного

учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ФГКУ «ДТУИО» МО РФ Быкова А.С., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор Благовещенского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу Федерального государственного бюджетного

учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указав, что в результате проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при оборудовании жилого дома № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области (коллективными) общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения (тепловой энергии), было установлено, что объекты федерального недвижимого имущества, были переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее по тексту - ФГКУ «ДТУИО» МО РФ). 26.09.2017 между Минобороны России и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации заключен договор управления жилищным фондом, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по управлению жилыми домами Минобороны России, в том числе и вышеуказанным жилым домом. До настоящего времени Министерством обороны Российской Федерации и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ в нарушение требований вышеуказанных норм закона в многоквартирном доме специализированного жилого фонда (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения (тепловой энергии) не установлены. При неисполнении собственниками жилых помещений обязательств по установке до 1 июля 2012 г. общедомовых приборов учета энергоресурсов, управляющая организация обязана организовать установку общедомовых приборов учета энергоресурсов. Проверкой установлено, что ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации до настоящего времени не принято мер по установке общедомовых (коллективных) приборов учета используемой воды и тепловой энергии. Просил суд признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, а также филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), связанное с не установлением коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и горячей воды (тепловой энергии) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом многоквартирном доме № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области; обязать вышеуказанных ответчиков в срок до 1 сентября 2018 года установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и горячей воды (тепловой энергии) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом многоквартирном доме № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, а также ввести указанные приборы учета в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 11 апреля 2018 года исковые требования военного прокурора удовлетворены частично, судом постановлено:

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, а также филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) в срок до 1 сентября 2018 года установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды и тепловой энергии в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в жилом многоквартирном доме № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области, ввести указанные приборы учета в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; доказательств того, что собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о включении расходов на приобретение и установку общедомового (коллективного) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения прокурором не представлено; обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов возложена на собственников; требования по повышению энергетической эффективности не применяются к многоквартирным жилым домам, в которых отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов; суд не дал оценки тому обстоятельству, что в материалах дела имеются акты об отсутствии технической возможности установки общедомовых приборов учета; сроки исполнения решения суда чрезмерно ограничены; филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не является юридическим лицом, в связи с чем суд незаконно возложил на него обязанности.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы военный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явился представителя ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, представитель филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО просил рассмотреть дело в его отсутствие, остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о явке были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу, что обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета при установленных обстоятельствах лежит на Минобороне РФ, как собственнике специализированного жилищного фонда и уполномоченных им органах ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, осуществляющих задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом ВС РФ по решениям Минобороны РФ, содержанию жилого фонда МО РФ, а так же филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, осуществляющем непосредственное управление и содержание общего имущества в жилом многоквартирном доме № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области.

Выводы суда о возложении на Минобороны РФ, филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по установке и вводу в эксплуатацию коллективных приборов учета не соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в указанном доме отсутствуют общедомовые приборы учета электрической и тепловой энергии, холодного водоснабжения. Собственником многоквартирного дома вопрос об установке общедомовых приборов учета не решен.

На основании договора управления от 26.09.2017 , заключенного между Минобороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на последнего возложена обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанном МКД по содержанию жилого фонда.

Согласно актам обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 19.03.2018 года, проведенных специалистами ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, установка приборов учета требует проведение капитального ремонта, ремонт не проводился с года постройки (л.д. 108-109).

Согласно п. 7 ст. 9 Федерального закона от 23.11. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу п. 11 ст. 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

На основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08. 2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

В соответствии с пп. «к» п. 11 Правил содержание многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электроэнергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

При указанных положениях закона и фактических обстоятельств дела надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, на которое на основании договора управления от 26.09.2017 , заключенного с Минобороны РФ возложена обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанном МКД по содержанию жилого фонда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не является надлежащим ответчиком по делу, что отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета данного вида, поскольку технические помещения для их установки требуют капитального ремонта, что собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт помещений, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению установки общедомовых приборов учета, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Независимо от действий собственников (собственника) многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил.

Исходя из ст. 13 Закона об энергосбережении, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.

Согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07. 2013 (в отношении объектов, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Доводы об отсутствии технической возможности установки коллективных приборов учета со ссылкой на акты обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от 19.03.2018, отклоняются.

Бесспорных доказательств о наличии критериев отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета, ответчиком не представлено и материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о том, что обращаясь в суд настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, прокурором не представлено доказательств того, что круг лиц, в интересах которых предъявлен иск, не может быть определен, в связи с чем суду следовало отказать в принятии искового заявления, отклоняются, поскольку состав лиц дома, относящегося к ведомственному жилищному фонду Минобороны РФ с учетом специфики обеспечения служебным жильем военнослужащих, подлежит постоянному изменению.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. В случае невозможности по объективным причинам исполнить решение суда в установленный судом срок, ответчик вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке его исполнения в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о незаконном возложении обязанности на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, являются обоснованными.

Согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается за организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов. Филиал не является юридическим лицом. Он представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все его функции или их часть и наделяется имуществом, создавшим его юридическим лицом (ст. 55 ГК РФ).

Следовательно, филиал не может быть истцом либо ответчиком в суде и действовать от своего имени как не обладающий гражданской процессуальной правоспособностью и не являющийся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

При таких обстоятельствах прокурор предъявил иск к филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ как к ненадлежащему ответчику.

Ненадлежащим ответчиком является и Министерство обороны РФ, поскольку обязанность по осуществлению услуг в вышеуказанном МКД по содержанию жилого фонда возложена на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на основании договора управления от 26.09.2017 .

При указанных обстоятельствах постановленное судом решение в части возложения судом обязанности по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме № 130 (инв. ) по ул. Южная с. Екатеринославка Октябрьского района Амурской области на Минобороны РФ, а также на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, не обладающий правоспособностью юридического лица, подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам по вышеизложенным основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 11 апреля 2018 года отменить в части удовлетворения исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований военного прокурора Благовещенского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (по Восточному военному округу) о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: Н.В. Пестова

Судьи: И.И. Хуснутдинова

Г.И. Федорова