** Дело №33-442/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 15 апреля 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Болат-оол А.В.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Ч. к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Тыва, Федеральной службе исполнения наказания России о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Ч. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (далее – УФСИН России по Республике Тыва), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, указывая на то, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, стаж его службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе составляет более 20 лет. На очереди по улучшению жилищных условий по последнему месту несения службы - в УФСИН России по Республике Тыва не состоит. 29 ноября 2013 года он подал в жилищную комиссию УФСИН России по Республике Тыва (далее - подкомиссия) заявление (рапорт) на имя директора ФСИН России о принятии его на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему необходимые документы. 20 августа 2014 года от секретаря подкомиссии ему стало известно о том, что комиссией ФСИН России ему отказано в постановке на учет сотрудников (пенсионеров), имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, в связи с тем, что им не предоставлены в полном объеме документы: в учетом деле отсутствовала копия финансового лицевого счета с места жительства; копия послужного списка прошита и заверена 30 декабря 2013 года, при этом сопроводительное письмо к учетному делу датировано 24 декабря 2013 года. Выписку из решения комиссии ФСИН России от 03 февраля 2014 года он получил спустя шесть месяцев после принятия решения. Считает отказ в постановке на учет незаконным, нарушающим его право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. Просил суд признать решение комиссии ФСИН России незаконным, признать его право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, обязать УФСИН России по Республике Тыва исправить дату на копии послужного списка с 30 декабря 2013 года на 29 ноября 2013 года, обязать ФСИН России принять его на учет сотрудников (пенсионеров), имеющих право на получение единовременной социальной выплаты по первоначальной дате подачи заявления, то есть с 29 ноября 2013 года.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2014 года исковые требования Ч. удовлетворены. Судом постановлено:
«Признать незаконным отказ ФСИН России в постановке на учет Ч. для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать УФСИН по Республике Тыва принять документы и повторно направить в комиссию ФСИН России учетное дело Ч..
Признать за Ч. право на постановку на учет для получения единовременного пособия для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ФСИН России принять на учет Ч. для получения единовременного пособия для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта 29 ноября 2013 года, с составом семьи одни человек».
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03 февраля 2015 года исправлена описка в решении суда: в описательно-мотивировочной и резолютивной частях решения фамилия истца с «Ч.» исправлена на «Ч.».
Не согласившись с решением суда, ФСИН России подало апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что судом не в полном объеме исследованы материалы дела. Истцом не представлены копии финансовых лицевых счетов с места жительства за последние 5 лет до подачи заявления либо замещающие их документы, а также документ, подтверждающий невозможность их получения. Справка, подтверждающая невозможность получения лицевых счетов, представлена истцом позднее, после получения выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России от 03 февраля 2014 года. Вывод суда о том, что выдача заверенной копии послужного списка из личного дела заявителя является обязанностью кадровой службы УФСИН России по Республике Тыва, является необоснованным, так как для постановки на учет сотрудник самостоятельно собирает и представляет в подкомиссию надлежаще оформленные документы. Судом также применен термин «пособие», тогда как в данном случае речь идет о социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Истцом поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит в связи с необоснованностью доводов апелляционной жалобы оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ФСИН России М. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Истец Ч. с апелляционной жалобой не согласился и просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Ч. 6 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила).
В соответствии с п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 Правил приведен перечень документов, которые сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением в целях постановки на учет, в том числе: копия послужного списка сотрудника (пп. «г»); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (пп. «з»).
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Ч. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы по Республике Тыва в должности **. Выслуга лет истца в календарном исчислении составляет более 20 лет.
29 ноября 2013 года истцом на имя директора ФСИН России было подано заявление (рапорт) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, одновременно с которым им были представлены документы, подтверждающие его право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, в соответствии с п. 5 Правил.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Тыва единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 19 декабря 2013 года представленный истцом пакет документов направлен в ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременно выплаты.
Решением комиссии ФСИН от 03 февраля 2014 года истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как не представившему в полном объеме документы, согласно п. 5 Правил, а именно: в учетном деле отсутствует копия финансового лицевого счета с места жительства; копия послужного списка прошита и заверена 30 декабря 2013 года, при этом дата исходящего сопроводительного письма учетного дела - 24 декабря 2013 года (выписка из протокола заседания комиссии ФСИН ** от 03 февраля 2014 года).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ФСИН России в постановке Ч. на учет для получения единовременной социальной выплаты является незаконным.
К заявлению о постановке на учет истцом, в частности, были приложены: договор на передачу домов и квартир в собственность граждан (приватизации) от 18 января 1994 г., согласно которому собственниками квартиры, **, являются Ш. и Ш.; копия паспорта с отметками о регистрации его по месту жительства по указанному адресу; выписка из домовой книги ** от 19 ноября 2013 г., согласно которой истец зарегистрирован по адресу: **, с 18 декабря 2001 г. по 30 декабря 2011 г. и с 17 августа 2013 г. по настоящее время.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что отсутствие финансового лицевого счета с места жительства не может служить основанием для отказа в постановке на учет, поскольку истцом представлена выписка из домовой книги на жилое помещение, которое является неблагоустроенным частным жилым домом в сельской местности, коммунальные услуги в доме не оказываются, в связи с чем финансовый лицевой счет не ведется.
Судебная коллегия с таким выводом согласна, поскольку п. 5 Правил предусмотрено представление сотрудником одного из указанных в этом пункте документов: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства либо заменяющих их документов.
Истцом выписка из домовой книги была представлена, следовательно, требование пп. «г» п. 5 Правил им выполнено.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (действовавший на день подачи ФИО1 заявления о постановке на учет) (далее - Порядок).
Согласно п. 10.1 вышеуказанного Порядка территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзаце третьем п. 7 настоящего Порядка (сотрудников территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС, а также сотрудников учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации), и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС, осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии и подкомиссии, в частности, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
Территориальные подкомиссии и подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет осуществляет подготовку для направления в ФСИН России пакета документов, который должен содержать: сопроводительное письмо от имени начальника соответствующего территориального органа ФСИН России… (п. 11 Порядка).
Несовпадение даты, когда послужной список истца был прошит и заверен (30 декабря 2013 года), с датой, указанной на сопроводительном письме к учетному делу (24 декабря 2013 года), допущено не по вине истца, поскольку пакет документов истца направлялся в ФСИН России территориальной комиссией УФСИН России по Республике Тыва.
В нарушение требования п. 10.2 Порядка территориальная подкомиссия УФСИН России по Республике Тыва не проверила представленные истцом документы на предмет соответствия установленному порядку их оформления.
Несовпадение указанных дат не может служить основанием для отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку все необходимые документы в соответствии с п. 5 Правил в подкомиссию УФСИН России по Республике Тыва истцом были представлены.
Истец имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет, ранее единовременная социальная выплата ему не предоставлялась, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Признав незаконным отказ ФСИН России в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд в целях восстановления его нарушенного права обоснованно обязал УФСИН по Республике Тыва принять документы и повторно направить в комиссию ФСИН России учетное дело истца, а ФСИН России - принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи им рапорта - 29 ноября 2013 года.
Указание в решение суда на «пособие» вместо «выплата» не может служить основанием для отмены или изменения решения суда, так как из содержания решения суда видно, что в данном случае речь идет о единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения. Судом допущена описка, которая не влияет на существо принятого решения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям, приводившимся стороной ответчика в ходе судебного разбирательства, которые являлись предметом исследования и оценки суда, по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в решении, и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 ноября 2014 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 апреля 2015 года.
Председательствующий
Судьи