Председательствующий: Глазкова Т.Г. Дело № 33-4430/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Цериградских И.В.
судей областного суда Астапчук Р.В., Дзюбенко А.А.
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2018 года
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Омска от 03 мая 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Возложить на товарищество собственников жилья «Военный городок» обязанность предоставить истцу ФИО1 для ознакомления документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества и собственников помещений в многоквартирном <...> имевшем место в период с 23.12.2017 по 18.01.2018, проводимом в форме заочного голосования, в том числе бюллетени для голосования, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.
Документы для ознакомления должны быть представлены в срок не позднее 3 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения товариществом собственников жилья «Военный городок» решения суда о предоставлении документов для ознакомления в установленный срок, с товарищества собственников жилья «Военный городок» в пользу ФИО1 подлежит взысканию денежная сумма в размере 25 рублей за каждый день просрочки.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Военный городок» в доход местного бюджета города Омска неуплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 300,00 рублей».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд г. Омска с иском к ТСЖ «Военный городок» о присуждении к исполнению обязанности предоставить потребителю документы для ознакомления и раскрыть информацию в письменном виде. С учетом неоднократных уточнений исковых требований просил:
Обязать ТСЖ "Военный городок" по истечении 3 рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить ФИО1 в рабочие дни в офисе ТСЖ (<...>) в период с 15 ч. до 17 ч. следующие подлинные документы для ознакомления и фотокопирования силами и техническим средством ФИО1: - утвержденные общими собраниями ТСЖ "Военный городок" сметы доходов и расходов 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 г.г.; - утвержденные общим собранием ТСЖ "Военный городок" отчеты об исполнении смет доходов и расходов за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 г.г.; - протокол общего собрания членов ТСЖ "Военный городок", собственников помещений в многоквартирном доме <...> от 26.07.2016 г.; - протокол общего собрания членов ТСЖ "Военный городок", собственников помещений в многоквартирном доме <...> проводимого в заочной форме с 23.12.2017 г. по 18.01.2018 г.
Обязать ТСЖ "Военный городок" по истечении трех дней с момента вступления судебного акта в законную силу передать ФИО1 в офисе ТСЖ информацию в письменной форме по следующим вопросам: - о выполненных работах, (оказанных услугах), оплаченных из средств начисленных и собранных по статье квитанции "Обслуживание придомовой территории", за 2013 г. в хронологическом порядке с указанием по каждой работе, услуге следующих данных: наименование работы, услуги; наименование и реквизиты договора (дата, №); сторона договора (наименование подрядчика и /или исполнителя); цена договора; сроки выполнения работы, оказания услуги; сумма, оплаченная за выполнение работ, оказание услуг; об основаниях произведенных расходов.
Обязать ТСЖ "Военный городок" по истечении трех дней с момента вступления судебного акта в законную силу передать ФИО1 в офисе ТСЖ информацию в письменной форме по следующим вопросам: общую информацию о ТСЖ, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за период 2013 - 2016 г.г. (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах за период 2013 - 2016 г.г., понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов ТСЖ и отчеты о выполнении смет доходов и расходов ТСЖ за период 2013-2016 г.г.; общую информацию о многоквартирном доме (<...>) управление которыми осуществляет ТСЖ, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг в период 2013 - 2016 г.г.; информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг за период 2013-2016 г.г.; - информацию об использовании общего имущества в многоквартирном доме, включая информацию об использовании земельного участка за период 2013-2016 г.г.; - информацию о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме за период 2013 -2016 г.г.; - информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний за период 2013-2016 г.г.; - информацию о случаях привлечения ТСЖ, должностного лица ТСЖ к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций за период 2013-2016 г.г.
Обязать ТСЖ "Военный городок" по истечении 3 рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить ФИО1 для ознакомления в рабочие дни в офисе ТСЖ (<...>) в период с 15 ч. до 17 ч. подлинные документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ "Военный городок", собственников помещений в многоквартирном доме <...> проводимого в заочной форме с 23.12.2017 по 18.01.2018, в том числе письменные решения по вопросам голосования членов ТСЖ и собственников;
На случай полного или частичного неисполнения ТСЖ "Военный городок" судебного акта течение 7 рабочих дней с момента вступления его в законную силу присудить в пользу Истца денежную сумму в размере 100 рублей за каждый день просрочки надлежащего исполнения судебного акта до даты его полного исполнения.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по аналогичным основаниям.
Представитель ТСЖ «Военный городок» ФИО3 исковые требования не признал, поскольку все имеющиеся в распоряжении ТСЖ документы истцу представлены. Бухгалтерские документы за периоды до вступления в должность бухгалтера, который работает в настоящее время, бухгалтер восстанавливать отказывается, поскольку не хочет отвечать за возможную недостоверную информацию, поэтому иная информация у них отсутствует.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить в части неудовлетворенных требований истца как незаконное и необоснованное. Не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложении обязанности на ответчика по предоставлению ряда документов, которые у ответчика отсутствуют, указывая, что вывод об отсутствии документов сделан на основании голословного заявления об этом представителя ответчика, кроме того, суд не вправе освобождать кредитора от обязанности исполнить обязательство на том основании, что кредитор не может его исполнить не в силу объективных причин, а вследствие нарушения закона, который возлагает на него обязанности по ведению и хранению различной документации. При этом полагает несостоятельным аргумент суда о том, что восстановление документов является нецелесообразным, так как повлечет затраты для собственников, поскольку собственники постоянно несут затраты на оплату труда председателя и бухгалтера ТСЖ, то есть должностных лиц, в чью обязанность входит хранение и ведение документации. Вынесенное решение сможет создать опасный прецедент для уклонения должностных лиц ТСЖ от контроля за законностью собственных действий путем неведения либо уничтожения документации. Вывод суда о том, что носитель информации о выполненных работах, оплаченных из средств начисленных и собранных по квитанции «обслуживание придомовой территории» за 2013 год, может хранению не подлежать, так как информация утратила свою актуальность, противоречит ст. 29 ФЗ «О бухгалтерской учете», где указано, что такие документы должны храниться не менее 5 лет после отчетного года. Не соглашается с применением судом редакции Стандартов раскрытия информации действующей на момент вынесения решения суда, указывая, что на момент обращения истца с требованием к ответчику о раскрытии информации и на момент обращения в суд, действовала прежняя редакция Стандартов раскрытия информации, применение их с учетом изменений, вступивших в законную силу 11.04.2018 года противоречит п. 1 ст. 6 ЖК РФ о запрете обратной силы нормативного акта. Считает, что суд, установив факт неисполнения ответчиком решения Октябрьского районного суда г. Омска от 26.05.2016 года о возложении обязанности по раскрытию информации на сайте, устранился от непосредственной защиты индивидуального права истца на получение информации, определив иные возможные способы действий истца для реализации своего индивидуального права, не выполнил функции правосудия. Выводы суда о том, что размещение в дальнейшем информации в сети Интернет в соответствии с новой редакцией Стандартов раскрытия информации, в полной мере позволит истцу реализовать свое законное право, противоречит выводам о том, что ответчик вправе не предоставлять отсутствующую у него информацию, наличие которой предусмотрено действующим законодательством, не восстанавливать ее.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, заслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФИО3, согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит таких оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
Так, в соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры <...> (л.д.10).
Управление данным многоквартирным домом осуществляется ТСЖ «Военный городок» (л.д.72).
25.01.2018 года ФИО1 обратился в ТСЖ «Военный городок» с заявлением о предоставлении для ознакомления протоколов общих собраний с членов данного ТСЖ на которых принимались решения о платежах по обслуживанию придомовой территории, рассматривались вопросы порядка использования средств, поступающих по строке квитанции «Обслуживание придомовой территории», рассматривались и утверждались отчеты об использовании средств, поступающих по указанной строке, протоколов заседаний правления ТСЖ, на которых рассматривались вопросы порядка использования средств, поступающих по строке квитанции «Обслуживание придомовой территории», рассматривались и утверждались отчеты об использовании данных средств, реестра собственников многоквартирного дома, реестр членов ТСЖ, утвержденные сметы доходов и расходов за период с 2010 по 2017 года, утвержденные отчеты об исполнении смет доходов и расходов ТСЖ за период с 2010 по 2017 года (л.д. 12).
26.01.2018 года ФИО1 обратился в ТСЖ «Военный городок» с заявлением о направлении ему в письменном виде на бумажном носителе информации о выполненных работах (оказанных услугах), оплаченных их средств начисленных и собранных по статье квитанции «Обслуживание придомовой территории» с начала начисления данных средств по 31.12.2017 в хронологическом порядке по годам с указанием по каждой работе наименования работы, услуги, наименования и реквизитов договора, стороны договора, цены договора, сроков выполнения работы, оказания услуги, суммы, оплаченной за выполнение работ, оказание услуг, информации об основаниях указанных выше расходов с указанием даты и наименования документа.
31.01.2018 в ответ на указанные заявления ТСЖ «Военных городок» по электронной почте сообщило об отсутствии правоустанавливающих документов на квартиру <...>, в связи с чем для разъяснили необходимость представления данного документы для возможности ознакомления с документами 02.02.2017 года с 14-00 по 15-00 часов (л.д. 14).
13.02.2018 года ФИО1 повторно обратился к ответчику с требование о предоставлении информации, указанной в заявлении от 26.01.2018 года (л.д. 15).
В тот же день ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему на ознакомление протоколов общего собрания ТСЖ «Военный городок» от 22.08.2017 года, протоколов общего собрания проводимого в заочной форме с 23.12.2017 по 18.01.2018 года и документов, подтверждающие голосование по принятым решениям.
Также 13.02.2018 года истец обратился в ТСЖ с заявлением о рассмотрении с его участием на ближайшем заседании правления вопроса о причинах непредставления документов, указанных в п. 6-9 его запроса, обеспечению предусмотренных законом прав собственников на информацию о деятельности ТСЖ. Также указал, что ему для ознакомления не были предоставлены протоколы общих собраний членов ТСЖ «Военный городок», собственников МКД на которых принимались решения о платежах по обслуживанию придомовой территории, так как представлены только 4 протокола общих собраний ТСЖ с вопросами о парковке, протоколы общих собраний на которых рассматривались вопросы порядка использования средств, поступающих по стоке квитанции «Обслуживание придомовой территории», о рассмотрении и утверждении отчетов об использовании средств по данной строке, протоколов заседания правления ТСЖ о рассмотрении и утверждении отчетов об использовании средств по данной строке, так как таких документов не имеется, реестр собственников многоквартирного дома представлен неактуальный, неоформленный надлежащим образом, реестр членов ТСЖ не предоставлен, с пояснением возможности ознакомления с ним только члена ТСЖ, причину непредставления утвержденных смет доходов и расходов ТСЖ и утвержденных отчетов об использовании смет доходов и расходов ТСЖ за период 2010 по 2017 года объяснить не смогли (л.д. 17).
17.02.2018 ФИО1, обратился в ТСЖ «Военный городок» с заявление о предоставлении ему Протокола заседания Правления ТСЖ «Военный городок» от 15.02.2018 года (л.д. 17), а также с заявление о предоставлении ему информации в письменном виде на бумажном носителе за период с 2012 года оп 2016 год посредством направления ему почтового отправления, либо выдачи по месту нахождения органов управления товарищества указанную в пп. «а», «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и», «к» п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельности в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением правительства РФ от 23.09.2010 №731
06.03.2018 в ответе на обращение ФИО1 от 26.01.2018 года ТСЖ предоставляло истцу сведения о начислениях и расходовании денежных средств, поступающих по строке квитанции «Обслуживание придомовой территории» за 2014-2017 года (л.д. 23-25).
12.03.2018 ФИО1 обратился в ТСЖ с заявлением о разъяснении причин и правовых оснований непредставлении ему сведений в ответе на запрос от 06.03.2018 с момента начисления средств по строке «Обслуживание придомовой территории», и просьбой раскрыть содержание работ по благоустройству придомовой территории, выполненных ИП ФИО по договору № <...> от 15.07.2015 (л.д. 32).
Согласно ответу от 05.04.2018 на обращение ФИО1 Госжилинспекция Омской области вневнеплановой проверкой ТСЖ «Военный городок» установила, что <...> в офисе ТСЖ «Военный городок» ФИО1 был ознакомлен с документами, указанными в обращениях от 25.01.2018, 26.01.2018, такими как протоколами общих собраний членов ТСЖ от 11.03.2016, от 31.03.2007, от 01.07.2008, 2010, от 19.08.2015, с протоколами заседаний Правления, где рассматривались вопросы об использовании средств, получаемых со взносов по обслуживанию придомовой территории от 13.12.2010, от 04.09.2015, от 21.08.2014, от 22.11.2016, от 24.02.2017, от 21.04.2017, от 30.05.2017, реестром членов ТСЖ «Военный городок», предписаниями контрольно-надзорных органов. Акт подписан членами Правления ТСЖ «Военный городок», подпись ФИО1, отсутствует, оснований для привлечения товарищества в административной ответственности за не предоставление в срок ответа на обращение не представляется возможным (л.д. 62).
Полагая, что ТСЖ «Военный городок» исполнило не в полном объеме обязанность по предоставлению истцу информации по его письменным запросам, предусмотренную жилищным законодательством, в установленные законодательством сроки, ФИО1 обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела ответчик предоставил истцу ряд документов: сметы затрат на содержание и ремонт жилья на 2013-2017 годы (л.д. 47-51), отчеты о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ на 2015 и 2016 годы (л.д. 52-57), протокол общего собрания от 26.07.2016 (л.д. 58), протокол внеочередного общего собрания от 28.01.2018 (л.д. 59-61), протокол общего собрания членов ТСЖ, собственников помещений в многоквартирном доме <...> проводимого в заочной форме с 23.12.2017 по 18.01.2018 от 31.01.2018 года (л.д. 98-101).
Возражая против заявленных требований, сторона ответчика ссылалась на предоставление истцу для ознакомления всех документов, которые имеются в ТСЖ, отсутствие части документов в товариществе в настоящее время восстановить невозможно.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731 в редакции на день вынесения решения, исходил из того, что обязанность по раскрытию информации товариществом собственников жилья существует постоянно и реализовываться она должна в порядке, предусмотренном на момент исполнения, предоставление истцу информации в письменной форме для личного ознакомления и снятия копия за исключением пункта требования о предоставлении документов, подтверждающих итоги голосования на общем собрании) не предусмотрено законодательством, регулирующим спорные правоотношения, а также не предусмотрено Уставом ТСЖ, требование о предоставлении документов, о физическом отсутствии которых заявляет ответчик удовлетворению не полежит ввиду того, что исполнение обязательства в натуре не представляется возможным, информация о выполненных работах (оказанных услугах), оплаченных из средств начисленных и собранных по статье квитанции «Обслуживание придомовой территории» за 2013 года утратила актуальность и хранению не подлежит, учитывая, что решением, вступившим в законную силу, ТСЖ «Военных городок» было обязано раскрыть информацию, установленную Стандартом раскрытия информации в сети Интернет, указанная информация раскрыта до настоящего времени не была, истец не лишен права защиты нарушенного права на раскрытие информации путем реализации вступившего в законную силу решения суда в компетентный надзорный орган. При этом признал правомерным требование о предоставлении истцу на бумажном носителе для ознакомления подлинных документов, подтверждающих итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ «Военный городок», собственников помещений в многоквартирном доме <...>, проводимого в заочной форме с 23.12.2017 по 18.01.2018 года, в том числе письменные решения по вопросам голосования членов ТСЖ и собственников, установив ответчику срок исполнения решения суда - 3 рабочих дня после вступления решения суда в законную силу, в предусмотрев ответственность ответчика за неисполнение решения суда в размере 25 рублей за каждый день просрочки. Решение в части удовлетворённых судом требований не оспаривается.
Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами.
Учитывая, что спорные правоотношения, связанные с необходимостью представления товариществом запрашиваемых ответчиком документов возникли в период с января 2018 по март 2018 года, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства, действующие в указанный период.
Согласно ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества.
В силу части 3 статьи 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами: 1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества; 2) реестр членов товарищества; 3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок); 4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; 6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества; 7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; 8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы; 9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.
Аналогичные положения предусмотрены Уставом ТСЖ «Военный городок» (л.д. 80), права на получение иных внутренних документов устав не содержит.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Однако, в соответствии с п. 4 Федерального закона от <...> №263-ФЗ «О внесении "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» положения ч. 10 ст. 161 ЗК РФ применяются до 01.01.2018 года, то есть к спорным отношениям не применимы.
Согласно ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, которая применяется в соответствии с п. 5 Федерального закона от 21.07.2014 года №263-ФЗ на территории Омской области с 01.07.2017 года, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно п.п. «з» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731.
К спорным правоотношениям подлежит применению стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, в редакции от 22.02.2017.
Перечень сведений, которые должны быть раскрыты Товариществом содержится в пунктах 3, 8 - 11, 13, 14 Стандарта.
Как верно указано судом, право истца на ознакомление с испрашиваемыми документами закреплено Стандартом раскрытия информации, а также статьёй 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года N 731, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив: а) общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Товариществом собственников жилья информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность; б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде (пункт 5 (1) Стандарта).
В пункте 6 Стандарта установлено, что информация размещается товариществом собственников жилья на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего документа. При этом информация должна быть доступна в течение пяти лет. Товарищество обязано сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
В пункте 17 Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 03.06.2014 года по гражданскому делу 2-2293/2014, вступившим в законную силу, по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на ТСЖ «Военный городок» возложена обязанность раскрыть информацию: общую информацию о товариществе; об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многократном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы,- путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества: сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность (л.д. 43)
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 26.05.2016 по гражданскому делу № 2-2641/2016, вступившим в законную силу, по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Омска на ТСЖ «Военный городок» возложена обязанность раскрыть информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, - путем её обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh/ru) (л.д.44-46).
На основании ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании, требуемая истцом информация не размещена товариществом собственников жилья «Военный городок» на официальном сайте в сети Интернет. Принудительного исполнения названных судебных постановлений никто не требовал.
При том положении, что названные выше судебные решения постановлены в интересах неопределенного круга лиц, указание суда о том, что истец имеет возможность обратиться как к прокурору, действовавшему в интересах неопределенного круга лиц, так и в указанный надзорный орган с соответствующим заявлением о реализации вступившего в законную силу решения суда (к прокурора), либо о понуждении товарищества собственников жилья «Военный городок» обеспечить раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации (в Госжилинспекцию Омской области), само по себе на существо принятого судом решения не влияет и прав истца не нарушает.
В данной связи, проверяя требования истца о предоставлении заявленной информации по его обращениям к ответчику, начиная с января 2018 года, суд установил, что вся имеющаяся в ТСЖ документация на данный момент была предоставлена истцу при ознакомлении с документами в ТСЖ, а также в ходе судебного разбирательства, иная документация в ТСЖ отсутствует.
В силу ч.1. ст.3 ГПК заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Из существа заявленного иска следует, что по его требованию вынести вопрос о причинах не предоставления документов на заседание Правления ТСЖ, 15 февраля 2018 состоялось заседание Правления по такому вопросу, на котором он присутствовал. Предоставление ему ответчиком смет доходов и расходов ТСЖ, отчетов о выполнении смет доходов и расходов ТСЖ за период 2013-2016 гг., истец в суде не оспаривал, из чего следует, что основная хозяйственная документация ТСЖ истцу была предоставлена.
В апелляционной жалобе истец ссылается на незаконность освобождения ответчика от обязанности по раскрытию информации на бумажном носителе, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, вследствие отсутствия документов ведение и хранение которых предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
По смыслу ст. 416 ГК РФ невозможность исполнения обязательства наступает в случае, если действие, являющееся содержанием обязательства, объективно не может быть совершено ни одним лицом.
Как указано в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, необходимо учитывать не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например, обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.
Таким образом, законом на ответчика обязанность по предоставлению информации возложена лишь в вышеуказанном объеме, и требование истца у ответчика иной информации, в том числе требование предоставления копий документов нельзя признать правомерным, основанным на положениях Стандарта, так как Стандартом прямо не предусмотрена обязанность управляющей организации по изготовлению и выдаче копий документов по письменному запросу.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений. Это предполагает не только возможность обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст. 3 ГПК РФ), но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта, поэтому оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Как следует из пояснений представителя ответчика, во второй половине 2015 года в товариществе был избран новый бухгалтер, иная отчетность, кроме предоставленной истцу утрачена, восстановить бухгалтерские документы за период до указанного периода не представляется возможным (л.д. 125), факт смены бухгалтера истцом не оспаривался.
Таким образом, в случае понуждения ответчика к восстановлению утраченной документации за прошлые годы у суда отсутствовала возможность проверить ее достоверность, а понуждение ответчика к созданию недостоверной документации противоречило бы задачам гражданского судопроизводства, закрепленных ст.2 ГПК РФ, и принципам справедливости и соразмерности, указанным в статье 308.3 ГК РФ.
В данной связи, суд правильно указал, что товарищество собственников жилья не является профессиональным участником предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, составление утраченных документов повлечет для собственников помещений многоквартирного дома дополнительные затраты, которые необходимо обсуждать и согласовывать в объеме сметы при проведении общего собрания членов ТСЖ, в силу чего не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об исполнении в натуре обязательства, осуществление которого не представляется возможным.
Из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что получение заявленной им информации от ответчика вызвано наличием спора по платежам за обслуживание придомовой территории, то есть скрытый платеж за парковку транспортных средств, который ежемесячно составляет <...> рублей.
Из чего следует, что между истцом и ответчиком имеется конкретный спор, который может быть разрешен в установленном законом порядке.
Принимая оспариваемое решение в части отказа в остальной части требований, суд первой инстанции указал, что в силу пункта 33 постановления Правительства РФ от 27.03.2018 N 331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", носитель с информацией, утратившей свою актуальность, хранению не подлежит. К такому виду информации можно отнести информацию о выполненных работах, (оказанных услугах), оплаченных из средств начисленных и собранных по статье квитанции "Обслуживание придомовой территории", за 2013 г., с применением данной нормы закона истец не согласен, считая, что она не может быть применима к правоотношениям, возникшим до введение ее в действие.
Между тем при том положении, что спорное правоотношение является длящимся, требование истца направлено на предоставление информации в будущем, а на день рассмотрения дела судом такая норма являлась действующей, такой довод апелляционной жалобы не может повлечь отмену по существу правильно постановленного решения, тем более, разрешая спор, суд применил другие нормы материального права, действующие на день обращения истца к ответчику за предоставлением информации, которые приведены выше.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обоснованным частичный отказ в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на отсутствие у товарищества запрашиваемого перечня документов, содержащих сведения в истребуемом истцом формате, тогда как Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" предусмотрено раскрытие информации в установленной форме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отклонены требования истца о предоставлении информации по статье квитанции «обслуживание придомовой территории» за 2013 год, со ссылкой ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются несостоятельными, поскольку данная норма закона спорное правоотношение не регулирует, напротив, при разрешении заявленного спора судом применены все правовые нормы, подлежащие применению.
Истец просил на случай неисполнения или неполного исполнения товариществом собственников жилья судебного акта в течение 7 рабочих дней с момента вступления его в законную силу присудить денежную сумму 100 рублей за каждый день просрочки надлежащего исполнения судебного акта до даты его полного исполнения.
Судом принято решение о том, что в случае неисполнения товариществом собственников жилья «Военный городок» решения суда о предоставлении документов для ознакомления в установленный срок, с товарищества собственников жилья «Военный городок» в пользу ФИО1 подлежит взысканию денежная сумма в размере 25 рублей за каждый день просрочки, которое по доводам жалобы не оспаривается.
Таким образом, решение суда в оспариваемой части фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона не противоречит, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Омска от 03 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи