Судья Степанова Е.А. Дело № 33-4432/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 16 июля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кудряшова В.К.,
судей областного суда Султанова Р.А., Фединой Е.В.
с участием прокурора Трофимова А.А.
при секретаре Стрельцовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО1 на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 21 марта 2013 года по гражданскому делу по заявлению администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании незаконным постановлений Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от (дата) г., № от (дата)
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., объяснения представителя УФССП России по Оренбургской области – ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Трофимова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Администрация Соль-Илецкого района Оренбургской области обратилась в суд с заявлением об обжаловании постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от (дата) года, указав, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится. Администрация МО Соль-Илецкий район является бюджетным учреждением, в связи с чем, денежные средства на которые наложено взыскание судебным приставом-исполнителем являются средствами местного бюджета. Обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей прямо противоречит ст. 239 Бюджетного кодекса РФ. Содержащиеся в исполнительном документе требования – обеспечение жилым помещением взыскателя, должны быть исполнены при наступлении определенного условия, за счет средств областного бюджета Оренбургской области, без определения срока его наступления. Денежные средства из областного бюджета Оренбургской области на приобретение жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма детям сиротам в (дата) в адрес администрации МО Соль-Илецкий район были вложены в долевое строительство квартир. При этом судебному приставу–исполнителю были представлены доказательства уважительности причин невозможности исполнения решения суда в установленный срок, т.к. согласно условиям муниципального контракта № на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, сдача объекта в эксплуатацию планируется не позднее (дата) года и соответственно предоставления ФИО2 согласно решению районной жилищной комиссии от (дата) года (адрес)вторая очередь). В связи с чем, было заключено и утверждено судом мировое соглашение с ФИО2, по условиям которого с учетом окончания сроков строительства, передачи квартиры в муниципальную собственность МО Соль-Илецкий район и сроков, необходимых для государственной регистрации соответствующих прав на названное жилое помещение, срок окончательного исполнения решения суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения был определен (дата) года. Распоряжением № от (дата) года администрацией района ФИО2 была предоставлена квартира. Полагают, что взыскание исполнительского сбора, при условии направленности действий должника на добровольное исполнение требований исполнительного документа, противоречит действующему законодательству. Вследствие чего оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным. На основании изложенного, просила суд признать постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от (дата) года незаконным.
Также администрация Соль-Илецкого района обратилась в суд с аналогичным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № № от (дата) года в отношении ФИО3, указав, что судебному приставу–исполнителю были представлены доказательства уважительности причин невозможности исполнения решения суда в установленный срок, так как согласно условиям муниципального контракта № на участие в долевом строительстве многоквартирного дома сдача объекта в эксплуатацию планируется не позднее (дата) года и соответственно предоставления ФИО3 согласно решению районной жилищной комиссии от (дата) года (адрес) (вторая очередь). В связи с чем, было заключено соглашение с ФИО3, по условиям которого с учетом окончания сроков строительства, передачи квартиры в муниципальную собственность МО Соль-Илецкий район и сроков, необходимых для государственной регистрации соответствующих прав на названное жилое помещение, срок окончательного исполнения решения суда о предоставлении ФИО3 жилого помещения был определен (дата). Распоряжением № от (дата) года администрацией района ФИО3 была предоставлена квартира. Администрация просила: признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от (дата).
Определением суда вышеуказанные исковые заявления объединены в одно производство.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 21 марта 2013 года заявление администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области удовлетворено частично. Суд постановил: признать постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от (дата) года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № незаконным.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
С вынесенным решением не согласен судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения заявления администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области, заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (п. 11 ст. 30 закона).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 12 ст. 30 закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 этого же закона).
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 13.08.2012 года на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области возложена обязанность предоставить ФИО2, (дата) года рождения, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, выделенных на эти цели. Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 03.07.2012 года на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий район Оренбургской области возложена обязанность предоставить ФИО3, (дата) года рождения, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, выделенных на эти цели.
(дата) года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области на основании исполнительного листа № от (дата) года, выданного Соль-Илецким районным судом Оренбургской области, возбуждено исполнительное производство № о предоставлении жилого помещения ФИО2
Исполнительное производство о предоставлении жилого помещения ФИО3 за № возбуждено (дата) года на основании исполнительного листа № от (дата) года, выданного Соль-Илецким районным судом Оренбургской области.
Одновременно указанными постановлениями должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должнику разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника – гражданина и 5000 рублей с должника-организации.
Указанное постановление по ФИО2 получено администрацией Соль-Илецкого района (дата) года, по ФИО3 - (дата) года, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями и не оспаривалось должником в судебном заседании.
Судом установлено, что исполнительные документы администрацией Соль-Илецкого района в срок, установленный для добровольного исполнения, не были исполнены.
Имеющимся в материалах исполнительного производства № письмом администрации Соль-Илецкого района от (дата) года № подтверждается, что судебному приставу-исполнителю ФИО1 сообщалось о невозможности добровольного исполнения требований исполнительного документа в течение пяти дней с момента получения постановления в связи с тем, что администрацией МО Соль-Илецкий район (дата) года заключен муниципальный контракт № на участие в долевом строительстве 11 квартир для предоставления их детям-сиротам, по условиям которого сдача квартир планируется не позднее (дата) года. По решению районной жилищной комиссии от (дата) года по одной из квартир после сдачи объекта в эксплуатацию и оформления права собственности будет предоставлена по договору социального найма ФИО2 и ФИО3
Указанное письмо получено Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области (дата) года, о чем имеется соответствующий штамп.
Кроме того, в адрес судебного пристава направлялась копия заявления в Соль-Илецкий районный суд об утверждении мирового соглашения от (дата) года между администрацией Соль-Илецкого района и ФИО2 в рамках вышеуказанного исполнительного производства, факт получения которого не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.
Определением Соль-Илецкого районного суда от 23.11.2012 года утверждено мировое соглашение, заключенное между ФИО2 и администрацией Соль-Илецкого района Оренбургской области, по условиями которого: 1) Администрация Соль-Илецкого района обязуется предоставить ФИО2 жилое помещение (квартиру) по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счет средств субъекта РФ по адресу: (адрес) (вторая очередь) №, расположенную на первом этаже многоквартирного жилого дома, на участие в долевом строительстве которого администрацией Соль-Илецкого района заключен муниципальный контракт № от (дата) с ***. 2) С учетом окончания сроков строительства, передачи квартиры в муниципальную собственность МО Соль-Илецкий район согласно условиям муниципального контракта не позднее (дата) и сроков, необходимых для государственной регистрации соответствующих прав на названное жилое помещение, срок окончательного исполнения решения суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения (квартиры) по договору социального найма установлен (дата).
Признавая причину неисполнения должником исполнительного документа в отношении ФИО2 и ФИО3 неуважительной, (дата) года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области ФИО1 вынесены постановления о взыскании с администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области исполнительского сбора по *** рублей по каждому исполнительному производству, с установлением нового срока для исполнения требований исполнительного документа (дата) года.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконным постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от (дата) года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № о предоставлении жилого помещения ФИО3, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, предусмотренных ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не имеется. При этом обоснованно исходил из того, что в установленный пятидневный срок администрация Соль-Илецкого района Оренбургской области не исполнила добровольно исполнительный документ, при этом доказательств, подтверждающих невозможность исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю не представила.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.
Поскольку администрация Соль-Илецкого района Оренбургской области добровольно требования исполнительного документа не исполнила, судебный пристав-исполнитель по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, обоснованно применил к должнику санкцию штрафного характера о взыскании исполнительского сбора. В связи с этим, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Удовлетворяя заявление администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании незаконным постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от (дата) года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № о предоставлении жилого помещения ФИО2, суд первой инстанции ссылается на то, что с утверждением (дата) года мирового соглашения исполнительное производство по ФИО2 должно быть прекращено, все назначенные судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения – отменены. Ввиду того, что постановление о взыскании исполнительного сбора вынесено (дата) года, после утверждения судом (дата) года мирового соглашения, указанное постановление нельзя признать законным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку согласно материалам дела заявление об утверждении мирового соглашения направлено должником в Соль-Илецкий районный суд лишь (дата) года, хотя срок для добровольного исполнения закончился (дата) года. Мировое соглашение по заявлению администрации МО Соль-Илецкий район утверждено Соль-Илецким районным судом лишь (дата) года, то есть после истечения срока для добровольного исполнения. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что судебный акт об утверждении мирового соглашения между должником и взыскателем, либо само мировое соглашение было представлено судебному приставу-исполнителю.
При этом доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, заявителем не было представлено.
Оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, предусмотренных частью 5 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, в данном случае не усматривается.
Кроме того, удовлетворяя заявление администрации Соль-Илецкого района в части признания незаконным постановления межрайонного отдела судебных приставов о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № о предоставлении жилого помещения ФИО2, в резолютивной части решения суд признал незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках другого исполнительного производства №
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы, поскольку правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от (дата) года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № не имелось, поэтому решение суда в указанной части на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ должно быть отменено, и в удовлетворении заявления администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области о взыскании исполнительского сбора полностью отказано.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 21 марта 2013 года в части удовлетворения заявления администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от (дата) года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № незаконным отменить, вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявления администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области от (дата) года № о взыскании исполнительского сбора отказать.
В остальной части решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 21 марта 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: