Судья Романов А.В. Дело 33-4438
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2013 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
при секретаре Михайлове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам УИК избирательного участка <данные изъяты>, ТИК МО <данные изъяты> на решение Велижского районного суда Смоленской области от 8 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., возражения ФИО1 относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей решение подлежащим отмене в части удовлетворения требований ФИО1, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления участковой избирательной комиссии <данные изъяты> от 07.09.2013 об отклонении его заявления о включении в список избирателей на выборах депутатов Смоленской областной думы пятого созыва 08.09.2013, ссылаясь на его незаконность, поскольку он проживает на территории данного избирательного участка по адресу: ... что подтверждается актом проверки УФМС России по Смоленской области. Просил также вынести частное определение в отношении Главы администрации <данные изъяты> о нарушении сроков рассмотрения заявления о регистрации по месту жительства и направить его прокурору Велижского района для привлечения должностного лица к административной ответственности. В суд заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представители заинтересованных лиц – УИК <данные изъяты> ФИО2 и территориальной избирательной комиссии МО <данные изъяты> (далее – ТИК) ФИО3 с требованием не согласны, ссылаясь на то, что место жительства заявителя находится в г.Смоленске, а по указанному в заявлении месту пребывания последний не имеет регистрации.
Оспариваемым решением заявленные требования удовлетворены частично. Постановление № 10 от 07.09.2013 Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> признано незаконным. Суд обязал Участковую избирательную комиссию избирательного участка <данные изъяты> включить ФИО1 в список избирателей на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва 08.09.2013 по месту его временного пребывания: .... В удовлетворении остальной части заявления отказано. Решение об обязывании УИК <данные изъяты> включить ФИО1 в список избирателей по избирательному участку <данные изъяты> обращено к немедленному исполнению.
В апелляционных жалобах УИК избирательного участка <данные изъяты> и ТИК МО <данные изъяты> просят отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное толкование судом норм избирательного права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Закона избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно ч.ч.1-3 ст.4 Закона Смоленской области от. 30 мая 2007 года N37-3 «О выборах депутатов Смоленской областной Думы", избирательные права граждан Российской Федерации на выборах депутатов Смоленской областной Думы определяются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом Смоленской области, настоящим Областным законом (ч.1)
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории Смоленской области, имеет право избирать депутатов Смоленской областной Думы по единому избирательному округу. Избирать депутатов Смоленской областной Думы по единому избирательному округу имеет право также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы возраста 18 лет, место жительства которого находится за пределами территории Смоленской области, обучающийся по очной форме обучения в образовательном учреждении, расположенном на территории Смоленской области, и зарегистрированный по месту пребывания на территории Смоленской области (ч.2).
Избирать депутата Смоленской областной Думы по одномандатному избирательному округу имеет право также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах депутатов Смоленской областной Думы возраста 18 лет, место жительства которого находится за пределами территории соответствующего одномандатного избирательного округа (в том числе, за пределами территории Смоленской области), обучающийся по очной форме обучения в образовательном учреждении, расположенном на территории Смоленской области, и зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего одномандатного избирательного округа (ч.3).
Из материалов дела усматривается, что заявитель является гражданином РФ, обладает активным избирательным правом, местом его жительства с 19.07.2011 является ... 07.09.2013 в 12 час. 30 мин. в УИК <данные изъяты> поступило заявление от ФИО1 о включении его в список избирателей по избирательному участку <данные изъяты>, этим же днем УИК <данные изъяты> вынесено постановление №10 об отклонении данного заявления на том основании, что заявитель включен в список избирателей по избирательному участку <данные изъяты> по месту жительства. Согласно письменных сведений УФМС России по Смоленской области от 08.09.2013, ФИО1 с 21.03.2012 по 20.03.2015 зарегистрирован по месту пребывания: ... (л.д. 10). Между тем, из акта проверки, проведенной в г.Велиже УФМС РФ по Смоленской области от 06.09.2013, усматривается, что заявитель фактически проживает в г.Велиже по адресу: ... (л.д. 6). По данным УИК <данные изъяты> на 10 час. 30 мин. 08.09.2013 ФИО1 не участвовал в голосовании.
Удовлетворяя заявление ФИО1 о включении его в список избирателей по месту его пребывания, районный суд пришел к выводу том, что обжалуемое постановление УИК <данные изъяты> от 07.09.2013 является незаконным, противоречащим положениям п.4 ст.4, п.п.1,4,16,17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002, ч.2,3 ст.4, п.п.4,5,15,17 ст.8 Закона Смоленской области от 30.05.2007 N 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы», поскольку данными актами предусмотрено включение в список избирателей граждан, находящихся в месте временного пребывания.
Между тем, с указанными выводами суда первой инстанции Судебная коллегия не может согласиться. Из смысла и содержания вышеприведенных правовых норм усматривается, что законодатель допускает возможность для граждан проголосовать по месту их временного пребывания, кроме того, он установил, что цель предупреждения об этом участковой избирательной комиссии за 3 дня до голосования – исключить возможность включения граждан в несколько избирательных списков. По обстоятельствам дела не усматривается, что заявитель был лишен возможности принять участия в выборах по месту своего жительства ввиду невозможности получения открепительного удостоверения, поскольку его место жительство и место пребывания расположены на территории одного субъекта (Смоленская область). В суде ФИО1 пояснил, что имел желание участвовать в выборах в депутаты Смоленской областной думы исключительно на территории г. Велижа, поскольку в нем длительное время фактически проживает. Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о временном пребывании заявителя на территории г. Велижа и включении его в списки избирателей по избирательному округу <данные изъяты> в том смысле, который придается избирательным законодательством, поскольку заявитель указывает на адрес фактического проживания в г. Велиже. В п. 17 ст. 17 Федерального закона №» 67-ФЗ речь идет об избирателях, находящихся в местах временного пребывания, т.е. местах, которые не являются их местом жительства.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено, в числе прочих обстоятельств, и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, при этом само по себе длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе, законом субъекта РФ.
С учетом изложенного, Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя является ошибочным. Суду первой инстанции не было представлено доказательство того, что заявитель в день выборов не мог принять участие в голосовании по месту жительства, а также не мог своевременно выехать в г. Смоленск для получения открепительного удостоверения.
Судебная коллегия полагает, что действиями УИК не нарушено конституционное право ФИО1, поскольку заявителя права на участие в голосовании на выборах 08 сентября 2013 года как гражданина РФ никто не лишал, он внесен в списки избирателей по месту его постоянной регистрации в г. Смоленске.
Решение районного суда в данной части подлежит отмене.
Судебная коллегия в этой части выносит новое решение, которым отказывает заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным постановления № 10 от 07.09.2013 Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> и обязывании Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> включить ФИО1 в список избирателей на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва 08.09.2013 по месту его временного пребывания: ...
Поскольку ФИО1 отказано в удовлетворении требований, ходатайство о взыскании судебных расходов, понесенных в суде апелляционной инстанции также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Велижского районного суда Смоленской области от 8 сентября 2013 года отменить в части удовлетворения требования ФИО1 о признании незаконным постановления № 10 от 07.09.2013 Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> и обязывании Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> включить ФИО1 в список избирателей на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва 08.09.2013 по месту его временного пребывания: ...
В данной части вынести новое решение, которым отказать ФИО1 в удовлетворении требования о признании незаконным постановления № 10 от 07.09.2013 Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> и обязывании Участковой избирательной комиссии избирательного участка <данные изъяты> включить ФИО1 в список избирателей на выборах депутатов Смоленской областной Думы пятого созыва 08.09.2013 по месту его временного пребывания: ...
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: