ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4438/17 от 20.11.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Москвитина М.Р. Дело № 33-4438/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 20 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующей судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н., при секретаре Егоровой Т.Н.,

с участием прокурора Минеевой Э.В., представителей ответчика АО «Сахатранснефтегаз» ФИО1, ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по представлению Заместителя прокурора города Якутска Н. на определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2017 года, которым

по иску Заместителя прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к АО «Сахатранснефтегаз» об обязании обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости, судом

ОПРЕДЕЛЕНО:

Производство по гражданскому делу по иску Заместителя прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к АО «Сахатранснефтегаз» об обязании обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости - прекратить.

Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., лиц, участвующих по делу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора г. Якутска обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что ответчик является собственником ряда объектов системы газоснабжения, расположенных на территории ГО «город Якутск», при этом не по всем объектам системы газоснабжения установлены и внесены в государственный реестр охранные зоны. Истец просил обязать АО «Сахатранснефтегаз» обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости.

Судом вынесено вышеуказанное определение, с которым не согласен истец.

В своем представлении заместитель прокурора города Якутска Н. просит отменить определение суда, указывая на то, что согласно процессуальному законодательству, оспаривание действий коммерческих организаций в порядке административного судопроизводства не предусмотрено. В просительной части указал дополнить резолютивную часть оспариваемого определения указанием направить материалы дела для рассмотрения по существу в суд первой инстанции в порядке КАС РФ.

В суде апелляционной инстанции прокурор представление поддержал в части дополнения резолютивной части оспариваемого определения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Заместитель прокурора г. Якутска, обращаясь в суд с требованием об обязании обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости, реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия.

Согласно абз. 4, 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Прокурор реализует иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность определения суда, не находит оснований для его отмены.

Вместе с тем, правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд должен передать исковое заявление для рассмотрения в порядке, предусмотренном Кодексом административного производства РФ, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.

По данному делу суду следовало одновременно принять решение о передаче искового заявления для рассмотрения по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 334, 335 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2017 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть определения судьи указанием о передаче настоящего искового заявления для рассмотрения по существу в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Материал по иску Заместителя прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к АО «Сахатранснефтегаз» об обязании обеспечить внесение сведений о границах охранных зон объектов системы газоснабжения в единый государственный реестр недвижимости направить в Якутский городской суд РС(Я) для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.

Председательствующий В.В. Ноева

Судьи М.М. Оконешникова

С.Н. Сыренова