ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4445/20 от 28.09.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0025-01-2020-001054-84

Дело № 33-4445/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи:

ФИО3

судей:

ФИО4, Чесноковой А.В.

при секретаре:

ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в лице представителя ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июля 2020 года по гражданскому делу № 2-2264/2020, которым постановлено:

«Иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным приказ департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 27.12.2019 № 5520 о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие».

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени восстановить ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени ФИО10, действующей на основании доверенности № 195 от 26.12.2019г. и поддержавшей доводы жалобы в полном объеме, возражения представителя истца ФИО2ФИО6, действующей на основании доверенности от 27.09.2018г. и полагавшей апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным приказа ответчика от 27.12.2019г. № 5520 «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязании восстановить ФИО2 на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие».

Исковые требования мотивированы тем, что 07.07.2000г. ФИО2 на основании ордера № 26 было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <.......> (в настоящее время <.......>). В указанной квартире истец проживает с 2000 года по настоящее время; кроме истицы в ней зарегистрированы ФИО7 (бывший супруг), ФИО8 (сын). Лицевой счет на квартиру открыт на имя истицы, задолженности по оплате коммунальных платежей не имеется. 19.04.2016 года истец ФИО2 признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие». Многоквартирный жилой дом по адресу <.......>, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истец включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Уведомлением комитета по учету и распределению жилых помещений Департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени от 28.11.2019г. принято решение о внесении в учётное дело истца изменений в части сведений о составе семьи с 2-х человек на одного человека – из состава семьи исключён сын истца – ФИО8 Уведомлением комитета по учету и распределению жилых помещений Департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени от 30.12.2019г. истица снята с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (наличие независящих причин не установлено). Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 27.12.2019г. № 5520 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО2 снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие». Данное решение ФИО2 считает незаконным и необоснованным, нарушающим её права и законные интересы.

Дело рассмотрено в отсутствии истца ФИО2, третьего лица Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района.

Представителя истца ФИО2 - ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени ФИО10 исковые требования не признала.

Суд постановил указанное выше решение, с которыми не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени.

В апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15.07.2020г. отменить, принять новое решение (л.д. 1-4 т.2).

В доводах апелляционной жалобы заявитель выражает несогласие с принятым решением в связи с применением судом закона, не подлежащего применению. Ссылаясь на ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8.1, 15 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области», указывает, что для определения гражданина в качестве малоимущего и признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения законом субъекта установлено наличие двух обстоятельств в совокупности:

- низкий доход,

- независящие причины, послужившие получению низкого дохода.

При этом независящие причины определяются в рамках предоставления адресной социальной помощи, сведения об оказании гражданину адресной социальной помощи являются необходимыми для принятия органом местного самоуправления решения о постановке граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» и сохранении такого права. По мнению заявителя, вывод суда о том, что не подтверждение факта наличия независящих причин низкого уровня доходов, не является основанием для снятия с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, противоречит требованиям закона. Судом не установлено, каким нормам действующего законодательства не соответствуют или противоречат оспариваемые решения департамента.

Истец ФИО2, представитель третьего лица Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 с 29.08.2016 года состояла на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие», с составом семьи 2 человека, с 28.11.2019г. - составом семьи 1 человек.

25.11.2019 года Департамент уведомил истца о наличии жилого помещения муниципального жилищного фонда общей площадью, необходимой для предоставления истцу в соответствии с очерёдностью предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие» и необходимости явиться в Департамент для подачи документов, предусмотренных Постановлением Администрации г.Тюмени от 21.08.2018г. № 455-пек «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» и Постановлением администрации г. Тюмени от 18.09.2017г. № 555-пк «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги приему заявлений, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

26.11.2019 года истец ФИО2 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В соответствии с ответом Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района на запрос департамента, ФИО2 состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, признана малоимущей для получения государственной социальной помощи: размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, составляет 166,94 руб., дата исчисления дохода 26.11.2019г., период, за который исчислен доход: с 01.08.2019г. по 31.10.2019г. Семье в 2019г. адресная социальная помощь не оказывалась, наличие независящих причин не установлено.

Уведомлением комитета по учёту и распределению жилых помещений департамента имущественных отношений администрации г.Тюмени от 30.12.2019г. истица снята с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (наличие независящих причин не установлено).

Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 27.12.2019г. № 5520 «О снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО2 снята с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «малоимущие».

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, учитывая положения ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской области от 07.10.1999г. № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Закона Тюменской области от 28.12.2004г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», обоснованно указал на то, что адресная социальная помощь является одним из видов поддержки отдельных категорий граждан в Тюменской области и не является единственным доказательством признания граждан малоимущими.

При этом, по смыслу действующего законодательства, получение адресной социальной помощи является одним из подтверждений независящих от гражданина причин низкого дохода, однако, само по себе не влияет на наличие возможности к признанию гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

По общему правилу, установленному статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 18.09.2017г. № 553-пк установлен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Исходя из анализа положений Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», статей 16, 17 Закона Тюменской области от 28.12.2004г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», согласно которых социальная поддержка малоимущих граждан, проживающих в Тюменской области, осуществляется путём оказания им адресной социальной помощи, право на нее имеют проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума на душу населения или по соответствующей социально-демографической группе, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что адресная социальная помощь является одним из видов поддержки отдельных категорий граждан в Тюменской области, и не является единственным доказательством признания граждан малоимущими.

Порядок ведения органами местного самоуправления в Тюменской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее по тексту - Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года №137), согласно ст. 6 которого нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:

1. постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет);

2. признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона;

3. имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области).

При этом признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом (ч.1 ст.8.1 настоящего Закона).

Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода, приходящегося на каждого

члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи (абзац первый ч.3 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137).

При этом, согласно абзаца второго ч.3 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 в действующей редакции, органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, указанным в Законе Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления, ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.

Перечень документов, необходимых для решения вопроса о признании гражданина малоимущими в целях учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрен статьей 8.2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137. При этом, документы, перечисленные в данной статье за исключением заявления, представляются заявителем по желанию. Получение сведений, не подтвержденных документами, предоставляемыми заявителем, осуществляется в порядке межведомственного запроса.

Получение адресной социальной помощи является одним из подтверждений независящих от гражданина причин низкого дохода, однако, само по себе не влияет на наличие возможности к признанию гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Как указано выше, ФИО2 состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, признана малоимущей для получения государственной социальной помощи: размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, составляет 166,94 руб., дата исчисления дохода 26.11.2019г., период, за который исчислен доход: с 01.08.2019 года по 31.10.2019 года.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ФИО2 является малоимущей и имеет право состоять на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а неполучение адресной социальной помощи не свидетельствует об утрате истцом статуса малоимущей.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм права и неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.

Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не допущено.

Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то суд апелляционной инстанции считает, что не имеется оснований для отмены или изменения судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: