ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4446/2015 от 05.08.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-4446/2015

апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего: Киселёвой Л.В.

судей: Шаламовой И.А., Пятанова А.Н.

при секретаре: Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 14 мая 2015 года, которым постановлено:

«В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области к нотариусу Шмелевой Ю.А. об оспаривании отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество, обязании выдать свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Киселёвой Л.В., объяснение представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Шевалёвой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Шмелевой Ю.А. – Шмелева В.Н., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области (далее по тексту МИФНС России № 6 по Тюменской области) обратилась в суд с иском к нотариусу Шмелевой Ю.А. о признании отказа нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество незаконным, обязании нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество в отношении Б.

Иск мотивирован тем, что АСУСОН «Успенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» направил в МИФНС России № 6 по Тюменской области документы для инициирования передачи выморочного имущества в пользу государства в виде денежных вкладов, находящихся в филиалах Сбербанка России, в том числе в отношении Б. умершей 11 мая 2002 года, проживавшей на момент смерти в АСУСОН «Успенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в с.Успенка Тюменского района Тюменской области, у которой имелся остаток денежных средств на счёте по состоянию на 04 июня 2003 года в размере <.......> руб. Законные наследники Б. отсутствуют. МИФНС России № 6 обратилась к нотариусу Шмелевой Ю.А. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество. В адрес истца 14 января 2015 года поступил отказ нотариуса, мотивированный отсутствием у налоговых органов полномочий по принятию выморочного имущества. На основании Инструкции Минфина СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», согласно которому документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу, истец полагал отказ нотариуса незаконным и просил обязать нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество в виде денежных средств на счёте Б.

Представитель истца МИФНС России № 6 по Тюменской области - Уткина Е.А. в судебном заседании иск поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик нотариус Шмелева Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена.

Представитель ответчика нотариуса Шмелевой Ю.А. - Шмелев В.Н. в судебном заседании иск не признал, представил письменные возражения.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области (ТУ Росимущества по Тюменской области) - Шевалева Н.С. в судебном заседании поддержала письменный отзыв, полагала, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель третьего лица ОАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласно третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.

В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что в настоящий момент продолжают действовать Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 г. № 683 и Инструкция Минфина СССР от 19.12.1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». Указывает, что согласно данному Положению обязанности учёта имущества, переходящего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы. В соответствии с п.5 Инструкции документом, подтверждающим право государство на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. В связи с чем, указывает, что свидетельство о праве государства на наследство в установленном порядке получают налоговые органы. Также указывает, что функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на ФНС России и на Росимущество. При этом, на налоговые органы возложена обязанность по получению свидетельства о праве государства на наследство. Указывает, что согласно Письму ФНС РФ от 04.12.2008 г. «О выморочном имуществе» после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу. Доводы суда, что согласно п.5 и п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» именно Росимуществу выдаётся свидетельство о праве государства на наследство, считает не применимыми, поскольку данными разъяснениями не изменён законодательно установленный порядок получения свидетельства о праве государства на наследство налоговыми органами.

На апелляционную жалобу третьего лица от ответчика Шмелевой Ю.А. поступили возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 11.05.2002 г. умерла Б.

В соответствии со справкой АСУСОН ТО «Детский психоневрологический дом-интернат» от 27.08.2013 г. Б. на день смерти была зарегистрирована по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с.Успенка, УДДИ.

Согласно сберегательной книжке на имя Б.. на её счете в ОАО «Сбербанк России» на момент смерти имелся остаток денежных средств.

21 ноября 2014 года МИФНС России № 6 по Тюменской области обратилась к нотариусу Шмелевой Ю.А. с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в виде денежных средств на счёте в ОАО «Сбербанк России» в размере <.......> руб., в отношении наследодателя Б.

На данное заявление 22 декабря 2014 года нотариусом Шмелевой Ю.А. МИФНС России № 6 по Тюменской области был направлен ответ об отсутствии у налогового органа полномочий по принятию выморочного имущества со ссылкой на п.5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество налоговому органу, а также решение суда являются законными и обоснованными.

В соответствии с п.1 ст.1151 Гражданского кодекса РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Из п.2 ст.1151 Гражданского кодекса РФ следует, что выморочное имущество, в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения, переходит в порядке наследования по закону либо в собственность муниципального образования, либо в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Согласно п.5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В п.50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Таким образом, обязанность принимать выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – Росимущество.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, нарушений норм материального или процессуального права судом допущено не было, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 14 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: