ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4448/18 от 04.07.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-4448/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2018 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Устьянцевой С.А.,

судей: Ившиной Т.В., Раковского В.В.,

при секретаре Горковской Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Оренбургской области «Геронтологический центр «Долголетие» о пересмотре условий пребывания и взыскании излишне уплаченных сумм

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2018 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 19 марта 2015 года ОНА поступила в интернат, на момент обращения о предоставлении социальных услуг длительное время не имела определенного места жительства, что зафиксировано в договоре о предоставлении социальных услуг от 19 марта 2015 года. В связи с чем, социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в пределах норм, установленных стандартом социальных услуг, должны были быть предоставлены ей бесплатно как лицу без определенного места жительства. Министерство социального развития Оренбургской области неправомерно взимает с нее плату за проживание в интернате. На основании изложенного, просила суд пресечь нарушение закона в отношении нее, обязать Министерство социального развития Оренбургской области пересмотреть порядок оплаты социальных услуг в стационаре в соответствии с действующим законодательством, как лица, не имеющего определенного места жительства на момент обращения о предоставлении социальных услуг. Возвратить ей незаконно удержанные денежные средства с момента поступления в интернат по настоящее время в размере 313 390 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнила исковые требования, окончательно просила суд взыскать с ГБУСО «ГЦ «Долголетие» сумму в размере 344 997 рублей по состоянию на 01 апреля 2018 года.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

В судебном заседании представитель третьего лица ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата), возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве на исковое заявление основаниям.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой она просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика ГБУСО «ГЦ «Долголетие» ФИО2, действующей на основании доверенности от (дата), третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области ФИО4, действующего на основании доверенности от (дата), возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Министерства социального развития Оренбургской области от 27 февраля 2015 года № 210 ФИО1 признана нуждающейся в социальном обслуживании, ей составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 27 февраля 2015 года .

В индивидуальной программе предоставления социальных услуг от 27 февраля 2015 года указана форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

ФИО1 с индивидуальной программой предоставления социальных услуг от 27 февраля 2015 года обратилась в ГБУСО «ГЦ «Долголетие» и 19 марта 2015 года между ГБУСО «ГЦ «Долголетие» и ФИО1 заключен договор о предоставлении социальных услуг , в соответствии с которым стоимость социальных услуг составляет 10 556,69 рублей в месяц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 считает, что как лицо без определенного места жительства она имеет право на бесплатное проживание в интернате, в то время как ответчик взимает с нее плату за проживание.

Вопросы социального обслуживания граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ определено, что получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальных услуга или социальные услуги, поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Поставщиками социальных услуг являются: организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; индивидуальные предприниматели, осуществляющих социальное обслуживание.

В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ определено, что социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 32 ФЗ № 442-ФЗ).

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 826-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Оренбургской области» утверждён Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Оренбургской области (далее – Порядок).

Пунктом 19 Порядка определено, что предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) в течение суток с даты предоставления гражданином (его законным представителем) индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Решение о зачислении на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания оформляется распорядительным документом поставщика социальных услуг.

В соответствии с пунктом 28 указанного Порядка в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, отделения стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексных центров социального обслуживания населения принимаются для постоянного или временного проживания граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Согласно пункту 33 Порядка лица без определенного места жительства и занятий старше 18 лет, в первую очередь - лица пожилого возраста и инвалиды, принимаются в центры социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий на срок до 6 месяцев в году, но не чаще двух раз в год.

Таким образом, лица без определенного места жительства принимаются только в центры социальной адаптации лиц без определенного места жительства на определенный срок.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом положений законодательства, исходил из того, что ГБУСО «ГЦ «Долголетие» является поставщиком социальных услуг в стационарной форме, в котором социальное обслуживание гражданам предоставляются на условиях оплаты на основании договоров о предоставлении социальных услуг, а не центром социальной адаптации лиц без определенного места жительства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, разрешая спор, не принял во внимание Положение о порядке определения размера платы за предоставление социальных услуг и порядке ее взимания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Оренбургской области, утвержденное Постановлением Правительства Оренбургской области от 12 июля 2016 года № 242-п, которым предусмотрено бесплатное предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в пределах норм, установленных стандартом социальных услуг, лицам без определенного места жительства и занятий, на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта не влияют и не являются основанием для его отмены и удовлетворения исковых требований, поскольку основаны на ошибочном, субъективном толковании норм материального права.

Как указано выше, Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Оренбургской области предусматривает предоставление социальных услуг бесплатно в центрах социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

Кроме того, ФИО1 предоставляется социальная услуга в форме стационарного социального обслуживания как лицу, у которого утрачена возможность самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу травмы и наличия инвалидности.

При этом судебная коллегия отмечает, что отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства на момент поступления в ГБУСО «ГЦ «Долголетие» связано с тем, что она в 2014 года, действуя своей волей и в своем интересе, распорядилась принадлежащей ей ? долей в праве собственности на жилое помещение.

Судебная коллегия считает, что правовых оснований, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного акта и, соответственно, явиться в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: