Судья Солонина Е.А. № 33 - 4453/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Мелехиной Т.И.
судей Решетниковой О.В., Гавриленко Е.В.
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска к (ФИО)1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка,
по частной жалобе Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска на определение Ханты-Мансийского районного суда от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска к (ФИО)1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка, оставить без рассмотрения».
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., судебная коллегия
установила:
Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска обратился в суд с исковым заявлением к (ФИО)1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка. В обоснование иска указал, что в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Главы Администрации города Ханты - Мансийска от 30.07.2014 №703 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования город Ханты-Мансийск», постановлением Главы Администрации города Ханты-Мансийска от (дата)(номер) «Об определении органов муниципального земельного контроля за использованием земель города Ханты- Мансийска и перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль на территории города Ханты-Мансийска», межведомственной комиссией было проведено обследование земельного участка по (адрес), в районе дома № (номер) в г. Ханты-Мансийске. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, с кадастровым номером (номер), находящимся в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома, расположенном по адресу: (адрес), (ФИО)1 установил объект движимого имущества в деревянном исполнении «балок», не жилой, размерами 8м х 3м (24 кв.м.). Частично на указанном земельном участке и на земельном участке, в кадастровом квартале (номер), государственная собственность на который не разграничена, прилегающем к участку по (адрес), ответчик установил объект движимого имущества - «балок», металлический, не жилой, размерами 3м х 9м (27 кв.м.). Также на земельном участке в районе (адрес) ответчиком установлен объект движимого имущества – «балок», металлический, жилой, размерами 3м х 9м (27 кв.м.). Общая площадь самовольного занятия земли составляет 78 кв.м, правоустанавливающие документы у ответчика на самовольно занятые земельные участки отсутствуют. МО город окружного значения Ханты- Мансийск является собственником квартир (номер), (номер), (номер), в (адрес) в (адрес), что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества на жилые дома и квартиры № (номер)(дата) Истец является органом Администрации города, осуществляющим от имени муниципального образования юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования при управлении муниципальным имуществом, в том числе жилищным фондом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городе Ханты-Мансийске. Согласие истца на использование указанных земельных участков для размещения объектов движимого имущества ответчиком не получено. Решением на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес), о предоставлении ответчику земельных участков для размещения спорных объектов не принималось. На основании изложенного, просит обязать ответчика освободить земельный участок от объектов движимого имущества, в случае неисполнения ответчиком обязанности предоставить право истцу самостоятельно освободить земельные участки.
Определением Ханты-Мансийского районного суда от 28 мая 2015 года исковое заявление Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска оставлено без рассмотрения на основании того, что требования заявлены в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица – муниципального образования, Департамент не является лицом, уполномоченным выступать в интересах муниципального образования в суде без доверенности.
В частной жалобе Департамент муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска просит указанное определение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска наделен полномочиями необходимыми для обращения в суд с иском в защиту интересов муниципального образования в сфере имущественных, жилищных и земельных отношений.
В соответствии с частью 3 статьи 333Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность определения проверена в пределах доводов частной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение подлежащим отмене.
Оставляя без рассмотрения исковое заявление Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска к (ФИО)1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка, суд исходил из того, что действующее процессуальное законодательство не предоставляет Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска право на обращение в суд с указанным иском, поскольку фактически Департаментом муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица (муниципального образования) организацией (казенным учреждением), которой федеральным законом не предоставлено такое право. При этом, суд указал, что изложенные в иске требования могут быть предъявлены в суд либо исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (не функциональным органом местной администрации), либо специально уполномоченными доверенностью лицами.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет заявление без рассмотрения, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Из содержания поданного в суд заявления следует, что Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска обратился в суд в интересах муниципального образования города Ханты-Мансийска в связи с исполнением полномочий в защиту интересов муниципального образования в сфере земельных отношений.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 37 названного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 статьи 54 Устава города Ханты-Мансийска, принятого решением Думы города Ханты-Мансийска от 11 марта 2011 года N 1169, администрация города в соответствии с федеральным законодательством, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальными правовыми актами города Ханты-Мансийска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска, а также осуществляет распоряжение на территории города Ханты-Мансийска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, решением Думы города Ханты-Мансийска от 03 марта 2006 г. № 197 утверждено Положение о Департаменте муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска.
Согласно названному положению Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска является органом Администрации города Ханты-Мансийска, осуществляющим функции исполнительного органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом, в том числе в области жилищных, земельных отношений, правоприменительные функции в сфере имущественных, жилищных и земельных отношений, функции в области приватизации муниципального имущества (п. 1.1 Положения).
Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска осуществляет в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе выступает наймодателем жилых помещений муниципального жилого фонда; осуществляет от имени муниципального образования юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования при управлении муниципальным имуществом, в том числе жилищным фондом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени и в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом (п.п.7 п. 2.2 Положения).
Также имеет иные права, необходимые для реализации возложенных полномочий.
Таким образом, решением Думы города Ханты-Мансийска, Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска наделен полномочиями необходимыми для обращения в суд с иском в защиту интересов муниципального образования в сфере имущественных, жилищных и земельных отношений.
В силу ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Однако суд первой инстанции названное требование Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не учел.
Следовательно, исковое заявление было подано с соблюдением действующего законодательства.
В связи с чем, сделанные в определении выводы суда нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Частную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска удовлетворить.
Определение Ханты-Мансийского районного суда от 28 мая 2015 года отменить.
Гражданское дело по иску Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска к (ФИО)1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка, направить в тот же суд для рассмотрения гражданского дела по существу.
Председательствующий: Мелехина Т.И.
Судьи: Решетникова О.В.
Гавриленко Е.В.