Председательствующий по делу Дело № №
Судья Л.Л. Лещева
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей краевого суда Ануфриевой Н.В., Изюмовой Е.А.
при секретаре Некрасовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности включить в стаж государственной службы периоды работы для назначения пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной защиты населения <адрес> об обязании включить в стаж государственной службы периоды работы для назначения пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости отказать.
Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Ануфриевой Н.В., судебная коллегия
установила:
истец ФИО1 обратился с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением комиссии по пенсионным вопросам Министерства социальной защиты населения <адрес> от <Дата> ему была установлена пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих с учетом стажа государственной службы <Дата>). Период работы истца в Краснокаменском горкоме КПСС в должности секретаря парткома Приаргунского управления строительства с <Дата>г. по <Дата>г., а также период работы в должности исполнительного директора Фонда социальной защиты и поддержки населения администрации <адрес> и <адрес> с <Дата>. не был включен ответчиком в стаж государственной гражданской службы. Полагая данный отказ незаконным, ФИО1 просил суд обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> включить в стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, указанные периоды работы истца.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 85-88).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить в связи с нарушением судом норм материального права. Указывает на несогласие с выводами суда об обоснованности отказа ответчика от включения в стаж государственной гражданской службы периода работы с <Дата> по <Дата> в Краснокаменском горкоме КПСС в должности заместителя секретаря парткома Приаргунского управления строительства. Указывает, что должность заместителя секретаря парткома Приаргунского управления строительства являлась номенклатурной Краснокаменского горкома КПСС, в силу чего ФИО1 был прикомандирован в партком Приаргунского управления строительства, который не являлся юридическим лицом и не пользовался правом приема и увольнения. Работодателем являлся первый секретарь ГК КПСС. Заработная плата, больничные и отпускные начислялись и выплачивались в горкоме КПСС. Заявитель указывает на несогласие с выводом суда о том, что хранение трудовой книжки, получение заработной платы в горкоме КПСС не являются юридически значимыми обстоятельствами.
Считает неправомерными выводы суда, связанные с отказом в удовлетворении требований по включению в стаж государственной гражданской службы периоды работы в должности исполнительного директора Фонда социальной защиты и поддержки населения администрации <адрес> и <адрес> с № Указывает, что суд не учел того, что Фонд социальной защиты и поддержки населения являлся структурным подразделением администрации <адрес> и <адрес>, должность директора названного фонда предусматривалась штатным расписанием администрации. Кроме того, распоряжением главы администрации <адрес> и <адрес> от <Дата> № на должность исполнительного директора Фонда было распространено действие ст.ст. 12,14,16,17,18,20,21 Закона «О муниципальной службе в <адрес>», в связи с чем ФИО1 пользовался всеми правами муниципального служащего. Считает указанное распоряжение главы администрации документом, предшествующим реестру муниципальных служащих и по своему правовому значению равнозначным ему.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело без его участия, судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела без участия истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности ФИО2, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих <адрес> в настоящее время регулируются <адрес> от <Дата> N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих <адрес>".
В соответствии со ст. 2 указанного Закона, государственные гражданские служащие <адрес> при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет, при этом размер пенсии зависит от размера стажа государственной службы.
Стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим <адрес> устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ст.6 Закона). Ранее действовавший <адрес> от <Дата> N 499-ЗЧО (ред. от 14.09.2005) "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих <адрес>" предусматривал аналогичные положения.
Статьей 19 ФЗ от <Дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что периоды работы в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Таким образом, для включения спорных периодов работы в стаж государственной гражданской службы истец должен был доказать, что он проходил государственную гражданскую службу в должностях государственной гражданской службы, либо в иных должностях, перечень которых определен действующим законодательством.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от <Дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Перечень этих должностей содержится в соответствующем реестре (ст.10 указанного ФЗ).
Истец в обоснование своих требований не ссылался на то, что занимаемая им должность относится к должностям государственной службы. Таким образом, истец должен был представить доказательства того, что занимаемые им должности входят в перечень иных должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В настоящее время спорные правоотношения регулируются Указом Президента РФ от <Дата> N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", которым утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Ранее аналогичные положения содержались в Указе Президента Российской Федерации от <Дата> N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих".
Истец основывал свои требования в части включения периода его работы в должности секретаря парткома Приаргунского управления строительства с <Дата>г. по <Дата>г., ссылаясь на п.18 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от <Дата> N 1141.
Данный пункт предусматривает, что в стаж государственной гражданской службы включаются периоды работы в должностях в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до <Дата> (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), за исключением должностей в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о включении этого периода работы в стаж государственной гражданской службы, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями п. 18 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от <Дата> N 1141, не включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периоды работы в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Из материалов дела, записей в трудовой книжке, архивной справки (л.д.8,17) следует, что местом работы истца являлся партком Приаргунского управления строительства, а занимаемой должностью- заместителя секретаря парткома (л.д.7).
Судебная коллегия, принимая во внимание, что партийные комитеты первичных организаций на предприятиях и учреждениях по своему организационно-правовому статусу не являлись органами государственной власти и управления, полагает возможным согласиться с выводами суда от отказе в иске в этой части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно применил положения указанного выше п. 18 Перечня, что истец фактически числился в штате Краснокаменского горкома КПСС, где принимался и увольнялся с работы, получал заработную плату, где хранилась его трудовая книжка и так далее, по сути, повторяют основания заявленных исковых требований, которые являлись предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и обоснованно были признаны судом несостоятельными. Данные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, что, в силу действующего законодательства, не является основанием для отмены решения суда.
Обосновывая свои требования о включении периода работы с <Дата> по <Дата> в стаж государственной гражданской службы, истец фактически ссылался на то, что занимаемая им должность – исполнительный директор Фонда социальной защиты и поддержки населения являлась должностью муниципальной службы.
Пунктом 13 Указа Президента РФ от <Дата> N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", действительно, предусмотрено включение в стаж государственной гражданской службы периодов работы (службы) в должностях муниципальной службы (муниципальных должности муниципальной службы).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в этой части, суд обоснованно исходил из того, что истец не представил доказательств заявленных требований. Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Фонд социальной защиты и поддержки населения являлся структурным подразделением администрации <адрес> и <адрес>, должность директора названного фонда предусматривалась штатным расписанием администрации, а в соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> и <адрес> от 02.09. 1998г. №104, которое истец полагает предшествующим реестру муниципальных служащих и по своему правовому значению равнозначным ему, на должность исполнительного директора Фонда было распространено действие ст.ст. 12,14,16,17,18,20,21 Закона «О муниципальной службе в <адрес>», судебная коллегия не может принять по следующим основаниям.
Статьей 21 Федерального закона от <Дата> N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утратившего силу с <Дата> в связи с принятием Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ, предусматривалось, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
Само понятие муниципальной должности определялось статьей 1 названного Закона, как должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Согласно ст. 42 Федерального закона от <Дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемый период действовал закон <адрес> от <Дата> N 64-ЗЧО (ред. от 26.06.1997) "О муниципальной службе в <адрес>", в соответствии со ст. 1 которого муниципальная должность - штатная должность в муниципальных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению полномочий органов местного самоуправления или обеспечению полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, ответственностью за выполнение этих обязанностей и денежным содержанием за счет средств местного бюджета.
Муниципальные должности входят в реестр должностей муниципального образования (ст.7 данного Закона), который был установлен Приложением к <адрес> от <Дата> N 136-ЗЧО "О реестре и классификации муниципальных должностей муниципальной службы <адрес>". В указанный реестр не входит должность исполнительного директора Фонда социальной поддержки и защиты населения.
При этом в силу ст.<адрес> от <Дата> N 64-ЗЧО (ред. от 17.03.2004) "О муниципальной службе в <адрес>", муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом области, а в силу ст.21 указанного закона, а стаж муниципальной службы определяется в соответствии с законом области.
Действующий в настоящее время закон <адрес> от <Дата> N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в <адрес>" определяет, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в <адрес>, утверждаемым законом края, в соответствии с классификацией должностей, установленной настоящей статьей. При этом периоды трудовой деятельности, помимо установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него периодов трудовой деятельности устанавливаются законом края ст.12 названного Закона).
В соответствии со ст.<адрес> от <Дата> N 48-ЗЗК "О стаже муниципальной службы в <адрес>", в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы (службы) на должностях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.
Следовательно, на лиц, замещающих муниципальные должности, гарантии, предусмотренные для муниципальных служащих, могут распространяться лишь при условии прямого указания на это в законе.
Таким образом, глава администрации <адрес> и <адрес> не имел полномочий на то, чтобы распространить действие закона области на конкретную должность, не внесенную в реестр должностей муниципальной службы, в связи с чем судебная коллегия не может принять ссылку истца на распоряжение главы администрации <адрес> и <адрес> от <Дата>, которое истец полагает предшествующим реестру муниципальных служащих и по своему правовому значению равнозначным ему.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи Ануфриева Н.В.
Изюмова Е.А.