ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4470 от 26.05.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Зеброва Л.А. № 33-4470

Докладчик: Рыжонина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 мая 2015 г. г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Рыжониной Т.Н.,

судей: Строгановой Г.В., Латушкиной Е.В.

при секретаре Паниной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 января 2015 года

по делу по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района о взыскании единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, процентов (денежной компенсации) и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам Управлению социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района о взыскании единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, денежной компенсации и компенсации морального вреда.

В последующем истцом заявленные требования были уточнены. Определением суда от 30.09.2014 г. в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

С учетом уточненных исковых требований просила суд взыскать в ее пользу с ответчика - работодателя Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района предусмотренную п.6.3 Коллективного договора Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2012-2014 годы от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный ) выплату в связи с выходом на пенсию в размере шести среднемесячных денежных содержаний в сумме ... рублей (за вычетом НДФЛ), проценты (денежную компенсацию) в сумме ... рублей, а также компенсацию морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав в размере ... рублей.

Требования мотивирует тем, что работала в Управлении социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного специалиста отдела по социальным вопросам, являлась муниципальной служащей. Стаж муниципальной службы 15 лет.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был расторгнут на основании пункта 3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости).

В соответствии с п.6.3 Коллективного договора Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2012-2014 годы от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный работодатель обязуется производить выплату единовременного пособия муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию - в размере 6 среднемесячных денежных содержаний на момент выхода на пенсию из фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Однако работодателем единовременное пособие не выплачено до настоящего времени. В связи с чем, в силу требований ст.236 ТК РФ просила взыскать с ответчика единовременное пособие с уплатой процентов (компенсация за задержку) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (92 дня), что составляет ... рублей. Кроме того, в соответствии со ст.237 ТК РФ просила взыскать с ответчика УСЗН в свою пользу компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав в размере ... руб.

В судебном заседании ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО2, на удовлетворении уточненных требований настаивали.

Представитель ответчика - Управление социальной защиты населения Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района – ФИО3, действующая на основании доверенности, не возражала против частичного удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика - Департамент соцзащиты населения Кемеровской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В письменных возражениях, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика – Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области – ФИО4, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 января 2015 года постановлено:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района единовременного пособия в связи с выходом на пенсию в размере шести среднемесячных денежных содержаний в сумме ... рублей (за вычетом НДФЛ) за счёт средств фонда оплаты труда муниципальных служащих, проценты (денежную компенсацию) в сумме ... рублей, а также компенсацию морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав в размере ... рублей.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Считает, что суд, в нарушение норм процессуального и материального права суд вышел за пределы заявленных исковых требований и признал коллективный договор УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Указывает, что в рамках бюджетного законодательства РФ, суд по собственной инициативе исследовал вопросы об источниках финансирования работодателя – УСЗН и его расходных обязательствах и признал выплату единовременного пособия с выходом на пенсию нецелевым расходованием средств фонда оплаты труда УСЗН. Однако заявитель в соответствии с уточненными требованиями от 16.12.2014 года просила выплатить пособие за счет средств работодателя – УСЗН.

Не согласна с доводами, относительно неправомерности взыскания в ее пользу процентов за несвоевременную выплату денежной компенсации и компенсации морального вреда при увольнении за период рассмотрения дела в судебной инстанции ввиду отсутствия вины работодателя в такой задержке, поскольку согласно разъяснениям, данным в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат )и увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

Относительно доводов апелляционной жалобы Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области принесены возражения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 – ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на муниципальной службе.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истицей был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 части первой ст.77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости.

На момент увольнения истица достигла пенсионного возраста и имела стаж муниципальной службы 15 лет.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе трудовой книжкой, и не оспариваются сторонами по делу (л.д. 24-35).

Согласно сведеньям пенсионного удостоверения истцу ФИО1 была назначена пенсия по старости ДД.ММ.ГГГГ (лд.21).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к начальнику УСЗН с заявлением о выплате ей единовременного пособия в связи с выходом на пенсию в размере 6 среднемесячных денежных содержаний согласно коллективному договору (.л.д.20)

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42).

Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (ст. 2).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26).

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст. 34).

В соответствии с Положением об Управлении социальной защиты населения Ленинск-Кузнецкого муниципального района (лд.63-70), утв. Постановлением главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района № 510 о 22.09.2010 г.(лд.62) Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (далее по тексту Управление) является самостоятельным отраслевым структурным подразделением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района.

Управление осуществляет отдельные государственные полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, переданные органами местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области, а также исполнительные распорядительные и контрольные функции в сфере социальной защиты района (п. 1.2 - лд.63)

Согласно п. 3.8.3 Положения Управление в пределах компетенции и выделенных денежных средств обеспечивает финансирование учреждений социальной защиты населения Ленинск-Кузнецкого муниципального района на их содержание. Осуществляет контроль за поступление и целевым использованием ими бюджетных средств (л.д.67).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией УСЗН Ленинск-Кузнецкого муниципального района и коллективом работников в лице главного специалиста аппарата управления ФИО6 был подписан коллективный договор.

ДД.ММ.ГГГГ данный договор прошел уведомительную регистрацию (л.д.9).

Согласно пункту. 6.3 данного договора работодатель обязался производить выплату единовременного пособия муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию в размере 6 среднемесячных денежных содержаний на момент выхода на пенсию из фонда оплаты труда муниципальных служащих (л.д.17).

В соответствии со ст. 5-1 Закона Кемеровской области от 30.06.2007г. № 103 - ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» (в редакции действующей на момент заключения данного коллективного договора) в состав денежного содержания входит единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию (пункт 7).

Таким образом, на момент заключения Коллективного договора его положения в принципе просто дублировали положение Областного Закона от 30.06.2007г. № 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы».

7 марта 2013 года в данную статью Законом от 27 февраля 2013 года № 15-ОЗ были внесены изменения, подпункт 7 статьи 5-1 признан утратившим силу.

Статья 9 данного закона (виды поощрения муниципальных служащих) дополнена пунктом 1-1, муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию производится выплата единовременного поощрения за установленную муниципальными нормативными актами выслугу лет. Закон от 07.03.2013 года был опубликован в Законодательном вестнике Совета народных депутатов Кемеровской области», № 130 (ч.2) от 12.03.2013г. и в соответствии со ст. 2 вступил в силу в течение 10 дней после его публикации.

И с данного момента положения Коллективного договора улучшали положение работников, поскольку данная выплата являлась в соответствии с коллективным договором гарантированной.

Финансирование аппарата Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района осуществляется Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области на основании Закона Кемеровской области от 16.12.2013 № 126-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов».

С момента заключения коллективного договора, ни изменений, ни дополнений к нему в установленно законом порядке принято не было.

В соответствии со статьями 5, 8 ТК РФ трудовые отношения регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, которые не ухудшают положения работников по сравнению с установленными трудовым законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Часть 1 статьи 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Часть 1 статьи 41 ТК РФ гласит, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Согласно части 2 статьи 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе по вопросам выплаты пособий и компенсаций.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 ТК РФ действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1.5 Коллективного договора он вступает в силу с момента подписания его сторонами сроком на три года, то есть до февраля 2015 года.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, о взыскании пособия в связи с выходом на пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении данного трудового спора не вправе признать локальным актом нормативного значения и соответственно применить п. 6.3. Коллективного договора.

Однако с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу части 2 статьи 5, статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

Тем самым, Трудовой кодекс РФ прямо признает их как правовые акты, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Коллективный договор, соглашения, трудовой договор не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации)

Исходя из смысла ст. 12 ТК РФ, действие коллективного договора либо его отдельных положений в связи с принятием нормативного правового акта может быть прекращено, только в том случае, если данный правовой акт устанавливает более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным.

Условия коллективного договора, улучшающие положения работников трудовому законодательству не противоречат и должны соблюдаться участниками этого договора надлежащим образом.

Изменений к данному коллективному договору, в порядке установленном главой 61 Трудового кодекса, принято не было, а потому само по себе изменение законодательства не прекращает действие коллективного договора.

Согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (кроме как в случае увольнения работника по инициативе работодателя), а так же устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

В установленном порядке изменений в коллективный договор внесено не было, как не было заключено дополнительных соглашений о приостановлении действия п. 6.3 коллективного договора.

Поскольку какие-либо изменения, касающиеся выплаты спорного пособия в коллективный договор не вносились, его положения подлежат исполнению

Поскольку подлежат удовлетворению требования о взыскании сумм пособия в связи с выходом на пенсию, удовлетворению подлежат и требования о взыскании процентов за несвоевременную их выплату. Данные проценты подлежат взысканию независимо от вины работодателя.

Подлежат удовлетворению, и требования в части взыскания компенсации морального вреда. Однако судебная коллегия считает, что размер компенсации морального подлежит уменьшению, исходя из конкретных обстоятельств по делу, и подлежит взысканию в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 января 2015 года - отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района о взыскание единовременного пособия, процентов за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в пользу ФИО1 единовременное пособие в размере ... копеек, проценты за несвоевременную выплату в размере ... копеек, компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий: Т.Н. Рыжонина

Судьи: Г.В. Строганова

Е.В. Латушкина

Судья: Зеброва Л.А. № 33-4470

Докладчик: Рыжонина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

26 мая 2015 г. г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Рыжониной Т.Н.,

судей: Строгановой Г.В., Латушкиной Е.В.

при секретаре Паниной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 января 2015 года

по делу по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района о взыскании единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, процентов (денежной компенсации) и компенсации морального вреда,

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 27 января 2015 года - отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района о взыскание единовременного пособия, процентов за несвоевременную выплату и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в пользу ФИО1 единовременное пособие в размере ... копеек, проценты за несвоевременную выплату в размере ... копеек, компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий: Т.Н. Рыжонина

Судьи: Г.В. Строганова

Е.В. Латушкина

Решение о публикации

судебного акта на сайте Кемеровского областного суда

по гражданскому делу № 33 – 4470

Принятое решение

Причина принятого решения

Подпись судьи об утверждении одного из принятых решений

Не публиковать

Опубликовать полностью

Опубликовать с удалением персональных данных участников

*

Опубликовать извлечение

Судья Т.Н. Рыжонина