ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4472/2014 от 07.05.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья: Шулежко С.В. № 33А- 4472

 Докладчик: Евтифеева О.Э.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 «07» мая 2014г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

 председательствующего: Евтифеевой О.Э.,

 судей: Шалагиной О.В., Быковой С.В.,

 с участием прокурора Чичина С.С.

 при секретаре: Боякове Н.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционной жалобе отдела МВД по Крапивинскому району ГУ МВД России по Кемеровской области на решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04 марта 2014 года

 по делу по заявлению прокурора Крапивинского района в интересах РФ к Отделу МВД России по Крапивинскому району о признании незаконным бездействия, обязании взаимодействовать с военным комиссариатом при проведении мероприятий по установлению фактического места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и обеспечению их прибытия в отдел военного комиссариата,

 У С Т А Н О В И Л А:

 прокурор Крапивинского района обратился в суд с заявлением к Отделу МВД России по Крапивинскому району о признании незаконным бездействия Отдела МВД РФ России по Крапивинскому району по отказу и не принятию мер по исполнению обращений начальника Отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия, обязании отдела МВД России по Крапивинскому рйаону исполнять обращения начальника Отдела военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому района, связанные с принятием мер, направленных на осуществление призыва граждан на действительную военную службу.

 Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Отдела МВД России по Крапивинскому району направлено письменное обращение № об установлении местонахождения граждан, которым не удалось вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу с приложением соответствующих повесток.

 Согласно ответу начальника отдела МВД России по Крапивинскому району Захарова С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № полагает, что уклонение от воинского учета, призыва на военные сборы и их прохождения не образуют состава уголовно-наказуемого деяния, соответственно розыск по таким фактам сотрудникам полиции не осуществляется. Полиция осуществляет только те обязанности, которые возложены на неё Федеральным законом «О полиции», иные обязанности, в том числе и в области военного учета могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон.

 Не согласны с данным ответом. Указывают, что непринятие мер по установлению местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечении их прибытия на указанные мероприятия, нарушает права государства.

 Указывает, что безусловная обязанность по проведению мероприятий по розыску лиц, уклоняющихся от воинского учета и призыва на военную службу, возложена на органы внутренних дел непосредственно действующим Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о призыве на военную службу граждан РФ, Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы России.

 В судебном заседании представитель прокурора поддержал требования.

 Представитель заинтересованного лица Скуратов С.А. в судебном заседании требования не признал.

 Решением Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04 марта 2014 года постановлено:

 «Признать незаконным бездействие Отдела МВД России по Крапивинскому району по отказу и не принятию мер по исполнению обращений начальника Отдела (военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам) об установлении местонахождения граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.

 Обязать Отдел МВД России по Крапивинскому району исполнять обращения начальника Отдела (военного комиссариата Кемеровской области по городам Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам) связанные с принятием мер, направленных на осуществление призыва граждан на действительную военную службу в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

 В апелляционной жалобе представитель отдела МВД РФ по Крапивинскому району ФИО1, просит решение суда отменить.

 Указывает, что вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными должностными лицами, являются несвойственными для органов внутренних дел, поскольку основания для их выполнения не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции (статьи 1 и 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ "О полиции").

 Ссылается на то, что если уклонение от воинского учета, призыва на военные сборы и их прохождения не образуют состава уголовного наказуемого деяния, розыск по таким фактам сотрудниками полиции не осуществляется. Указывает, что к полномочиям органов полиции относится только задержание военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления.

 Ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 года № 199-О, в соответствии с которым в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применяются номы, принятые позже.

 Указывает, что обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, может быть возложена на полицию только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон (часть 2 статьи 12).

 Прокурором Крапивинского района Кемеровской области Шевяко К.В. на апелляционную жалобу принесены возражения.

 Представитель заинтересованного лица ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

 Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Об уважительности причин неявки не сообщали. Об отложении рассмотрения дела не заявляли. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 Из материалов дела усматривается и установлено судом, что отделом военного комиссариата Кемеровской области по г. Ленинск-Кузнецкий, Полысаево, Ленинск-Кузнецкому и Крапивинскому районам в адрес начальника ОМВД России по Крапивинскому району было направлено письменное обращение в отношении граждан, которым не представилось вручить повестку о явке в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, об установлении их местонахождения <данные изъяты>

 Согласно письменному ответу начальника ОМВД РФ по Крапивинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на сотрудников полиции в силу Федерального закона «О полиции» не возложена обязанность по осуществлению внепроцессуального розыска лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, а поскольку требования Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» противоречит Федеральному закону от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в связи с чем обращение начальника военкомата было возвращено их инициатору без исполнения.

 В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

 Пунктом 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

 В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 Согласно п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10 сентября 2007 г. утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

 В пункте 5 данной Инструкции установлено, что начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

 Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. N 250 (ред. от 29.08.2013) «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона «О полиции», на подразделения, организации и службы полиции возлагаются обязанности по розыску лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствие с федеральными законами.

 При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что розыск граждан, которым не удалось вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 После проведения указанных мероприятий руководители органов внутренних дел муниципального образования обязаны дать ответ на письменные обращения военных комиссаров о результатах проведенных ими мероприятий, связанных с розыском призывников. На каждого разыскиваемого гражданина составляется персональный письменный ответ.

 В случаях, когда указанные органы не имеют возможности обеспечить явку в военный комиссариат гражданина, уклоняющегося от призыва на военную службу, они обязаны направить в военные комиссариаты все соответствующие документы о результатах проведенного розыска, которые в последующем военными комиссарами приобщаются к личным делам призывников. В дальнейшем материалы подлежат рассмотрению, в результате чего ставятся вопросы о необходимости продолжения розыска гражданина или возбуждения ходатайства о привлечении его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Однако, в нарушение приведенных норм заинтересованное лицо не исполнило обязанность по осуществлению розыска лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно были удовлетворены требования прокурора.

 Довод жалобы о том, что обязанность по поиску лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, может быть возложена на полицию только путем внесения изменений в указанный Федеральный закон (часть 2 статьи 12) постановлен на основе неправильного толкования норм материального права.

 Действительно, статья 12 Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции" прямо не закрепляет за органами полиции обязанность по обеспечению призыва граждан на военную службу. Вместе с тем, согласно части 3 статьи 1 данного Федерального закона назначение полиции состоит также и в том чтобы, в пределах своих полномочий, оказывать содействие государственным органам.

 Организация такого содействия по осуществлению мероприятий по призыву граждан на военную службу предусмотрена, помимо норм Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", также и в действующей и после принятия Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции" "Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности", утвержденной совместным Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 года.

 Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании апеллянтом норм материального права.

 Остальные доводы жалобы также не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе. Приведенные судом нормы закона не противоречат Федеральному закону «О полиции» и подлежат применению.

 При таких данных, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

 Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела МВД по Крапивинскому району Главного управления Министерства внутренних дел России по Кемеровской области - без удовлетворения.

 Председательствующий:    

 Судьи: