ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4476/2013 от 17.12.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Чалаева Л.А.

Дело № 33-4476/2013

Апелляционное определение

г. Махачкала 17 декабря 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

судей Османова Т.С., Хираева Ш.М.,

при секретаре Юсупове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2013 года, которым постановлено:

«Заявление и.о. прокурора Тарумовского района РД к М. М. Б. удовлетворить.

Запретить М. М. Б. использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения расположенный на территории МО «село Карабаглы» Тарумовского района РД в 1.5 км юго- восточнее с. Карабаглы в 100 метрах от автодороги Тарумовка-Рассвет, с кадастровым номером № площадью 3 га, не по целевому назначению.

Запретить М. М. Б. осуществлять деятельность по изготовлению и реализации кирпичной продукции до устранения нарушений требований трудового законодательства, указанных в акте проверки Государственного инспектора труда Федеральной службы по труду и занятости РФ по РД от 15.07.2013 №51 МИШ08.

Запретить М. М. Б. осуществлять деятельность по изготовлению и реализации кирпичной продукции до устранения нарушений требований природоохранного законодательства, указанных в заключении руководителя Тарумовского МКЭП от 23.07.2013».

Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора Тарумовского района Республики Дагестан М.Я. Рамазанов обратился в Тарумовский районный суд РД с заявлением (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации к ФИО1 о запрете использования земельного участка не по целевому назначению, обязании устранить нарушения требований федерального законодательства.

В исковых требований указывается, что по заданию прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой района проводится проверка соблюдения требований федерального законодательства на объектах по производству кирпича, расположенных на поднадзорной территории. В ходе проверки установлено, что постановлением главы МО «Тарумовский район» от 19.10.2007 № 354 земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории МО «село Карабаглы» в 2,5 км. Восточнее с.Карабаглы вдоль дороги на х.М.Горького с ориентировочной площадью 10 га, предоставлен ФИО1 для использования в целях сельскохозяйственного производства. 15 января 2-10 г. за №445 между главой администрации МО «Тарумовский район» и ФИО1 на основании постановления администрации МО «Тарумовский район» 19 октября 2009 г. №354 заключен договор аренды земельного участка, согласно которого администрация района предоставляет ФИО1 земельный участок, площадью 10 га из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:04:000100:71 для использования в целях сельскохозяйственного назначения сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован Тарумовским районным отделом Управления

Росреестра РФ по РД. На земельном участке ФИО1 организовано изготовление и реализация кирпичной продукции, керамических плиток и плит. Производство кирпичной продукции является промышленной деятельностью.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе, и деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Частью 1 ст. 7 ЗК РФ установлены категории земель, в числе которых указана и категория земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ч. 2 данной статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В статье 87 ЗК РФ определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 названного Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 названного Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (п.2).

Статьей 88 ЗК РФ установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1).

В силу п.п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 № 45 «О земле» перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности Республики Дагестан, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности осуществляется Правительством Республики Дагестан.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Статья 42 ЗК РФ закрепляет обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Перевод вышеуказанного земельного участка до его передачи ФИО1 администрацией МО «Тарумовский район» в установленном законом порядке не проведен. Вышеуказанный земельный участок, используется для целей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных либо иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В ходе проверки деятельности ФИО1 по изготовлению кирпичной продукции на вышеуказанном земельном участке прокуратурой района совместно с представителями контролирующих органов установлены иные нарушения требований федерального законодательства.

Так, из заключения руководителя Тарумовского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 23.07.2013 следует, что в нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при осуществлении деятельности по изготовлению кирпичной продукции в деятельности данного цеха не ведется учет и отчетность об образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период отходах, представляющей собой лимит на размещение отходов, проект нормативов ПДВ и разрешение на выбросы в атмосферный воздух отсутствует, руководитель кирпичного цеха не состоит на учете в Росприроднадзоре по платежам, и не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду, программы и мероприятия по охране атмосферного воздуха не разработаны и не выполняются, не проводится инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, из-за конструктивной неприспособленности кирпичного цеха на проводится мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не ведется учет и производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не имеется сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, 15.07.2013 при осуществлении надзорных мероприятий, соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, проведенных прокуратурой района совместно с Главным государственным инспектором труда ФИО2 в деятельности кирпичного цеха, расположенного в 2,5 км. Восточнее с.Карабаглы вдоль дороги на х.М.Горького выявлены нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных правовых актов в указанной области. Нарушения трудового законодательства в деятельности кирпичного цеха создают угрозу повышенного производственного травматизма, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, каким является круг лиц, которые работают, либо могут работать в кирпичном цехе по трудовым договорам и должны приступить к работе в условиях, отвечающих требованиям охраны труда с первого дня работы.

Просит суд запретить ФИО1 использовать земельный участок не по целевому назначению. Запретить осуществлять деятельность по изготовлению и реализации кирпичной продукции до устранения нарушений требований трудового законодательства, указанных в акте проверки Государственного инспектора труда Федеральной службы по труду и занятости РФ по РД от 15.07.2013 № 51 МИШ08. Запретить осуществлять деятельность по изготовлению и реализации кирпичной продукции до устранения нарушений требований природоохранного законодательства, указанных в заключении руководителя Тарумовского МКЭП.

Судом постановлено указанное выше решение.

На решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2013 года ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене вышеуказанного судебного постановления как незаконного и необоснованного.

В обоснование апелляционной жалобы ФИО1 указывает на то, что допущенные недостатки устранены и приняты меры о недопущении нарушений требований природоохранного законодательства.

Штрафы за нарушения оплачены, недостатки устраняются.

Выпуск кирпичной продукции состоит из длительного технологического процесса, в выпуск вложен труд и материальные средства, прерывание процесса может загубить производство.

Поступили также возражения помощника прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Дибирова М.Г. на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

Стороны, извещенные надлежаще, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением главы МО «Тарумовский район» от 19.10.2007 № 354 земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории МО «село Карабаглы» в 2,5 км. Восточнее с.Карабаглы вдоль дороги на х.М.Горького с ориентировочной площадью 10 га, предоставлен ФИО1 для использования в целях сельскохозяйственного производства. 15 января 2-10 г. за №445 между главой администрации МО «Тарумовский район» и ФИО1 на основании постановления администрации МО «Тарумовский район» 19 октября 2009 г. №354 заключен договор аренды земельного участка, согласно которого администрация района предоставляет ФИО1 земельный участок, площадью 10 га из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № для использования в целях сельскохозяйственного назначения сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован Тарумовским районным отделом Управления Росреестра РФ по РД. На земельном участке ФИО1 организовано изготовление и реализация кирпичной продукции, керамических плиток и плит. Производство кирпичной продукции является промышленной деятельностью.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе, и деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Частью 1 ст. 7 ЗК РФ установлены категории земель, в числе которых указана и категория земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ч. 2 данной статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

На основании п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования и.о. Прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Нурмагомедова А.Ш. о возложении на индивидуального предпринимателя Магомеда М.Б. обязанности приостановить деятельность по производству кирпича на территории МО «село Карабаглы» в 2.5 км. Восточнее с.Карабаглы вдоль дороги на х. М.Горького Тарумовского района Республики Дагестан, Тарумовский районный суд в обжалуемом решении от 26 сентября 2013 г. обоснованно указал на то, что налаженное ответчиком ФИО1 производство кирпича является промышленным. При этом из имеющегося в материалах дела постановления о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 10), кадастрового паспорта земельного участка с к/н № (л.д. 60), договор аренды (л.д.11-15) следует, что земельный участок, на котором находится принадлежащий ФИО1 цех по производству кирпича, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Этот факт в суде не отрицал и представитель ответчицы, признавая, что категорию использования земельного участка необходимо было изменить (л.д. 88). Следовательно, земельный участок, на котором ФИО1 наладил производство кирпича, не предназначен для промышленного производства, а такое производство нарушает земельное и природоохранное законодательство, на что и указал суд первой инстанции.

Ставя вопрос об отмене решения Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2013 г., ФИО1 в поданной им апелляционной жалобе, не приводит доводы, указывающие на его незаконность и обоснованность. ФИО1 ссылается только на то, что производство кирпича является сложным процессом, его приостановление чревато серьезными последствиями. Данный довод не может служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку на законность и обоснованность решения суда не влияет.

Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что штрафы за допущенное нарушение ФИО1 оплачены, также не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: