Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-4486/2021 УИД 21RS0025-01-2021-002114-38
Судья Афанасьев Э.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 декабря 2021 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Арслановой Е.А., Спиридонова А.Е.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-1079/2021 по иску администрации Чебоксарского района Чувашской Республики к Курочкиной Л.С. о прекращении действия договора аренды и возложении обязанности возвратить земельный участок
по апелляционной жалобе Курочкиной Л.С. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 6 августа 2021 года, которым иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения представителя ответчика Курочкиной Л.С. - Рыбкиной Е.М., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Курочкиной Л.С. о признании прекращенным действия заключенного между ними договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года №38, возложении обязанности в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу возвратить по акту земельный участок с кадастровым номером "1", расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
7 июня 2018 года между администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики и Курочкиной Л.С. был заключен договор аренды земельного участка № 38, согласно которому администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (арендодатель) передала Курочкиной Л.С. (арендатору) во временное владение и пользование на срок с 7 июня 2018 года по 6 июня 2020 года земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 15000 кв.м с кадастровым номером "1", имеющий разрешенное использование «для организации садово-пасечного хозяйства», расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение.
17 марта 2021 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в адрес Курочкиной Л.С. было направлено уведомление о намерении прекратить действие указанного договора аренды в связи с окончанием срока его действия и необходимости возвратить земельный участок по акту в срок до 30 марта 2021 года.
29 марта 2021 года Курочкина Л.С. получила направленное ей уведомление, однако земельный участок администрации Чебоксарского района Чувашской Республики не возвратила.
Согласно пункту 6.1 договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года №38 договор считается прекращенным по истечении срока. При расторжении и прекращении действия договора земельный участок подлежит возврату арендодателю по акту приема-передачи.
Принятым по делу решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 6 августа 2021 года постановлено:
«Обязать Курочкину Лидию Семеновну возвратить администрации Чебоксарского района Чувашской Республики земельный участок с кадастровым № "1", расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение, по акту приема-передачи земельного участка в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований о признании прекращенным действия договора аренды земельного участка №38 от 7 июня 2018 года, заключенного между администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики и Курочкиной Лидией Семеновной, отказать.
Взыскать с Курочкиной Лидии Семеновны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5406 (пять тысяч четыреста шесть) рублей 28 копеек».
В апелляционной жалобе ответчик Курочкина Л.С. просит отменить решение суда, которое считает незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела были извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Представитель истца - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и ответчик Курочкина Л.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации одной из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Из изложенного следует, что на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции возможно использовать лишь земельный участок сельскохозяйственного назначения, не являющийся сельскохозяйственными угодьями.
В настоящее время виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412.
До этого Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Порядок осуществления строительства на землях сельскохозяйственного назначения законом прямо не урегулирован. Исходя из положений частей 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2019 года № 35-КА19-5).
Частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13июля2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 упомянутой статьи.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Как следует из пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 указанного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с названным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 этой же статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В силу пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2020 года по делу № 305-ЭС19-18488, само по себе утверждение Правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов, внесение в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположены спорные участки, не свидетельствует об обязанности арендодателя внести изменение в договоры аренды в части видов использования участков. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельных участков иным образом, нежели установлен в договорах, в том числе и посредством заключения дополнительных соглашений к договорам аренды об изменении вида разрешенного использования земельных участков, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Арендатор при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка. Кроме того, внесение изменений в условия договора аренды о виде разрешенного использования земельного участка не должно привести к нарушению публичных норм земельного законодательства о предоставлении участков, в частности в целях строительства. Соответствующие позиции отражены в пунктах 2, 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года (далее - Обзор об изменении вида разрешенного использования земельного участка). Исходя из положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе продолжать использование этого участка по виду, разрешенному до такого изменения, без какого-либо ограничения по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов. Соответствующая позиция отражена в пункте 6 Обзора об изменении вида разрешенного использования земельного участка, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2019 года № 301-КГ18-25680.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Следовательно, одним из общих оснований для прекращения договора аренды является истечение срока его действия.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В силу пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Как следует из пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Исходя из указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусмотрена возможность возобновления договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на неопределенный срок согласно положениям пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В то же время при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в названных правовых нормах, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствовался положениями статей 421, 432, 606, 610, 611, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями заключенного между сторонами договора аренды и исходил из того, что ответчик обязана возвратить истцу земельный участок, предоставленный по договору аренды, отметив при этом, что договор аренды не предполагал строительства на нем какого-либо здания, и что заключенный сторонами договор аренды был прекращен по истечении срока действия, в связи с чем не требуется признание его прекращенным по решению суда.
Доводы апелляционной жалобы изменения правовой судьбы решения суда не влекут.
Из материалов дела, в том числе из дополнительных доказательств, принятых судом апелляционной инстанции в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», вытекает следующее.
23 января 2012 года в ЕГРН внесены сведения о земельном участке площадью 15000 кв.м с кадастровым номером "1", категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – «для организации садово-пасечного хозяйства», имеющем местоположение: Чувашская Республика - Чувашия, Чебоксарский район, ... сельское поселение, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно письму филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии от 23 ноября 2021 года № 04-4836/21 и выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 22 ноября 2021 года № КУВИ -002/2021-154864172 земельный участок с кадастровым номером "1" находится за границами населенного пункта – с. ... Чебоксарского района Чувашской Республики и их не пересекает, полностью расположен в зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
10 октября 2018 года в ЕГРН внесена запись № "1"-... об обременении земельного участка с кадастровым номером "1" арендой на срок со 2 октября 2018 года по 6 июня 2020 года в пользу Курочкиной Л.С. на основании договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38.
Кроме того, по сведениям ЕГРН на кадастровый учет поставлены также три части земельного участка с кадастровым номером "1", в отношении которых установлены ограничения (обременения), предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: площадью 306 кв.м с учетным номером "1"/1; площадью 310 кв.м с учетным номером "1"/2; площадью 9745 кв.м с учетным номером "1"/3.
В границах земельного участка с кадастровым номером "1" расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами "2", "3".
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 22 ноября 2021 года №КУВИ-002/2021-154866086 объект недвижимости с кадастровым номером "2" – возведенное в 1989 году и поставленное на кадастровый учет 23 октября 2017 года сооружение энергетики (высоковольтная кабельная линия) протяженностью 6285 м, находящееся в собственности ПАО «...», о чем в ЕГРН внесена запись от 23 октября 2017 года № "2"-21/001/2017-1.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 15 апреля 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером "3" – поставленный на кадастровый учет 15 апреля 2019 года 2-этажный дом ... площадью 226,2 кв.м, находящийся в собственности Курочкиной Л.С., о чем в ЕГРН внесена запись от 15 апреля 2019 года № "3"-21/042/2019-1.
Право собственности Курочкиной Л.С. на указанный объект недвижимости зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29 марта 2019 года № 21-21516305-01-2019.
Ранее, 6 марта 2013 года, в ЕГРН была внесена запись № 21-21-11/004/2013-179 о государственной регистрации заключенного между администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики и ФИО. договора аренды земельного участка №41, из которого видно, что администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (арендодатель) на основании постановления администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 4 апреля 2012 года № 342 «О предоставлении земельного участка ФИО.» передала ФИО. (арендатору) на условиях аренды земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,5 га с кадастровым номером "1", расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение, для организации садово-пасечного хозяйства на срок с 4 апреля 2012 года по 3 апреля 2017 года.
Постановлением администрации ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 марта 2016 года № 65 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» по заявлению ФИО. был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "1" в с. ... Чебоксарского района Чувашской Республики.
На основании названного постановления на имя ФИО. администрацией ... сельского постановления Чебоксарского района Чувашской Республики был выдан градостроительный план земельного участка № 21516305-6.
23 октября 2017 года между ФИО 2 (продавцом) и ФИО1 (покупателем) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому покупатель приобрела у продавца находящийся в собственности согласно записи в ЕГРН от 23 августа 2017 года № ... объект незавершенного строительства площадью застройки 151,7 кв.м, степенью готовности 18% с кадастровым номером "4", имеющий местоположение: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение, с. ..., ул. ..., ..., расположенный на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,5 га с кадастровым номером "1", имеющем разрешенное использование «для организации садово-пасечного хозяйства», предоставленном продавцу во временное владение и пользование из земель сельскохозяйственного назначения согласно договору аренды земельного участка от 5 апреля 2017 года № 14, на основании которого 17 ноября 2017 года в ЕГРН была внесена запись о праве собственности ФИО1 на данный объект.
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 22 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-154861279 следует, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером "4" был снят с кадастрового учета 15 апреля 2019 года.
23 марта 2018 года ФИО1 обращалась в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером "1", к которому приложила копии постановления администрации ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 10 марта 2016 года № 65 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и градостроительного плана земельного участка № 21516305-6.
7 июня 2018 года между администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики (арендодателем) и ФИО1 (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка №38, из которого следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подпунктом 10 пункта 2, пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, на основании выписки из ЕГРН от 17 ноября 2017 года об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект незавершенного строительства степенью готовности 18% с кадастровым номером "4" и заявления ФИО1 арендодатель предоставляет арендатору во временное владение и пользование на срок с 7 июня 2018 года по 6 июня 2020 года земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 15000 кв.м с кадастровым номером "1", имеющий разрешенное использование «для организации садово-пасечного хозяйства», расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение, относящийся к неразграниченной государственной собственности (пункты 1.1, 1.3,2.1).
Пунктами 1.4, 2.3 договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 предусмотрено, что передача участка производится по акту-приема передачи, который подписывается арендодателем и арендатором, а правоотношения сторон возникают с момента подписания договора.
В соответствии с пунктом 4.1.4 договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 арендодатель имеет право отказаться от продления договора, предупредив об этом арендатора письменно за три месяца с указанием даты освобождения земельного участка.
Согласно пунктам 4.4, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.8 договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора; использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; после окончания срока действия передать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.4 договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 данный договор считается прекращенным по истечении срока, участок подлежит возврату арендодателю по акту приема-передачи; при прекращении договора арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии.
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду (абзацы второй и третий пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).
Содержащиеся в договоре аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 сведения о площади и виде разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, свидетельствуют о том, что данный участок, хотя и был предоставлен ФИО1 на основании ее заявления как собственнику объекта незавершенного строительства без проведения торгов с указанием на положения подпункта 10 пункта 2 и пункт 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие однократное предоставление земельного участка для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства, но при этом для целей строительства с учетом требований градостроительных регламентов о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков соответствующего вида разрешенного использования не формировался.
12 февраля 2019 года администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 было выдано разрешение на строительство № 21-21516305-01-2019, согласно которому разрешалась реконструкция объекта капитального строительства с кадастровым номером "4", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение, с. ..., ул. ..., ....
29 марта 2019 года администрацией ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО1 было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 21-21516305-01-2019, которым был разрешен ввод в эксплуатацию дома ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, ... сельское поселение, с. ..., ул. ..., ....
17 марта 2021 года № 06/06-04-06-2924 администрация Чебоксарского района Чувашской Республики направила в адрес ФИО1 уведомление о намерении прекратить действие договора аренды от 7 июня 2018 года № 38 в связи с истечением его срока, указав, что действие данного договора прекращено 6 июня 2020 года, а ранее письмом от 17 февраля 2021 года № 06/06-04-06-1828 администрация Чебоксарского района Чувашской Республики уже сообщила ей об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "1" ввиду того, что площадь выкупаемого земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для обслуживания и эксплуатации объекта капитального строительства, принадлежащего заявителю.
Из письма администрации ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 13 августа 2021 года следует, что земельный участок с кадастровым номером "1" расположен в зоне СХ-2 («Зона размещения сельскохозяйственных предприятий»), в указанной зоне одним из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является природно-познавательный туризм (код 5.2), предельный минимальный размер земельных участков составляет 0,4 га, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 15%. Вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «для организации садово-пасечного хозяйства» в зоне СХ-2 («Зона размещения сельскохозяйственных предприятий») не предусмотрен. При этом предусмотрен, в частности, вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «Пчеловодство» (код 1.12), и предельный минимальный размер земельных участков такого вида разрешенного использования составляет 0,05 га, максимальный процент застройки в границах земельного участка - до 30%.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственой регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412, вид разрешенного использования «Природно-познавательный туризм» (код 5.2) предполагает размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный ранее приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, также устанавливал, что вид разрешенного использования «Природно-познавательный туризм» (код 5.2) предполагает размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации новый договор аренды земельного участка с кадастровым номером "1" между сторонами не заключался.
Таким образом, из дела видно, что предназначенный для организации садово-пасечного хозяйства земельный участок с кадастровым номером "1" для целей строительства объекта недвижимости с кадастровым номером "3" с учетом требований градостроительных регламентов о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков соответствующего вида разрешенного использования не формировался и площадь земельного участка с кадастровым номером "1" многократно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости с кадастровым номером "3", который ФИО1 в период аренды после завершения строительства был введен в эксплуатацию и оформлен в собственность, а заключенный между администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики и ФИО1 договор аренды земельного участка от 7 июня 2018 года №38 за истечением срока его действия прекращен.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключенный между сторонами договор аренды земельного участка не мог быть прекращен с 6 июня 2020 года в силу положений статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как был возобновлен на неопределенный срок ввиду отсутствия против этого возражений со стороны арендодателя, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании приведенных выше норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.
То обстоятельство, что объект недвижимости с кадастровым номером "3" – дом ... расположен на земельном участке с кадастровым номером "1", отнесенном Правилами землепользования и застройки ... сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики к зоне СХ-2, в которой одним из видов разрешенного использования земельных участков является природно-познавательный туризм, с учетом правовой позиции, содержащейся в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2020 года по делу № 305-ЭС19-18488, само по себе не свидетельствует об отсутствии у администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в настоящее время права на дальнейшее использование земельного участка для организации садово-пасечного хозяйства согласно виду его разрешенного использования.
При таком положении возложение судом на ФИО1 обязанности возвратить администрации Чебоксарского района Чувашской Республики земельный участок с кадастровым номером "1" по акту приема-передачи в соответствии с положениями статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 не может свидетельствовать о нарушении ее прав как бывшего арендатора данного земельного участка, в том числе права на осуществление государственной регистрации права собственности на возведенный в период аренды объект недвижимости с кадастровым номером "3".
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
На основании пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Между тем земельный участок с кадастровым номером "1" не является земельным участком, сформированным для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости с кадастровым номером "3", и какая-либо его часть под объект недвижимости с кадастровым номером "3" не предоставлялась.
При прекращении права пользования земельным участком, предоставленного собственнику находящегося на этом участке недвижимого имущества (статья 271), права на недвижимость, оставленную ее собственником на земельном участке, определяются в соответствии с соглашением между собственником участка и собственником соответствующего недвижимого имущества (пункт 1 статьи 272 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 272 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии или недостижении соглашения, указанного в пункте 1 этой статьи, последствия прекращения права пользования земельным участком определяются судом по требованию собственника земельного участка или собственника недвижимости.
Следовательно, нахождение на земельном участке с кадастровым номером "1" объекта недвижимости с кадастровым номером "3" также не исключает обязанности ФИО1 возвратить администрации Чебоксарского района Чувашской Республики земельный участок с кадастровым номером "1" в соответствии с положениями статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года № 38 ввиду прекращения между ними арендных отношений, поскольку данный земельный участок для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости с кадастровым номером "3" не предназначен, а правоотношения сторон в связи с нахождением указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером "1" в последующем могут быть урегулированы с учетом норм статьи 272 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истцом, как собственником здания, расположенного на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, на основании положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации об исключительном праве собственников зданий и сооружений на приобретение земельных участков в порядке статей 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации может быть инициирован вопрос о формировании и предоставлении земельного участка в целях эксплуатации и обслуживания находящегося в собственности здания.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что договор аренды не предполагал строительства, учитывая содержание данного договора, заслуживают внимания, поскольку указанный вывод суда не согласуется с фактическим обстоятельствами дела, однако не могут повлечь отмену решения, так как согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером "1" для целей строительства не формировался.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд не признавал объект недвижимости с кадастровым номером "3" самовольной постройкой в отсутствие соответствующего требования истца и не лишил ответчика возможности пользоваться принадлежащим ей имуществом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение требования истца о возврате земельного участка предполагает освобождение земельного участка от расположенного на нем объекта недвижимости за счет и силами ответчика, то есть, по сути, снос этого объекта и приведение земельного участка в первоначальное состояние, не могут быть признаны обоснованными, поскольку такая обязанность ответчика не вытекает ни из условий договора аренды, ни из содержания обжалуемого решения.
На момент заключения договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 года №38 на земельном участке с кадастровым номером "1" уже имелся находившийся в собственности ФИО1 объект незавершенного строительства с кадастровым номером "4", на месте которого ФИО1 согласно материалам дела был возведен объект недвижимости с кадастровым номером "3", правомерность нахождения которого на земельном участке с кадастровым номером "1" администрация Чебоксарского района Чувашской Республики не оспаривает.
Приведенные в апелляционной жалобе правовые позиции, изложенные в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2017 года № 304-ЭС16-20773, от 27 июня 2017 года № 305-ЭС17-2608, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 года № 10661/10, от 15 февраля 2011 года № 14381/10, не заслуживают внимания, поскольку высказаны по делам с иными установленными по ним фактическими обстоятельствами.
Иные доводы апелляционной жалобы, воспроизводящие обстоятельства дела, на неправильность решения суда также не указывают.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекут отмену решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела не усматривается.
Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 6 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Определение21.12.2021