ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-44879/2021 от 15.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Попова В.В Дело № 33-5134/2022

2-7467/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Роговой С.В.,

судей: Малахай Г.А., Пархоменко Г.В.,

по докладу судьи Роговой С.В.

при секретаре Кононовой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макарова 12 к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (в порядке процессуального правопреемства - Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным,

по апелляционной жалобе представителя Макарова С.В. по доверенности Воронина Н.А. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Макаров С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, в котором просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (далее ГУ УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара) от 14 января 2020 г, об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях»; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период его работы с 2008 г. по 2009 г. в должности спасателя 2 класса в ГУ «Краснодарском ПСО им. 14 МЧС РФ», с 2013 г. по 2019 г. в должности начальника поисково-спасательного подразделения ГУ «Краснодарском ПСО им. 15 МЧС РФ» филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России», назначить пенсию со дня обращения с заявлением.

В обоснование заявленных требований указал, что с 22.03.2004 по 04.04.2013 он работал спасателем 3, 2, 1 классов в Краснодарском поисково-спасательном отряде МЧС РФ им. 13 - филиале ФГКУ «ЮРПСО МЧС России», участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а с 05.04.2013 по 10.10.2019 занимал должность начальника поисково-спасательного подразделения. Однако решением ответчика ему отказано в установлении пенсии. Считает, что он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2018 «О страховых пенсиях».

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 10 сентября 2020 г. в удовлетворении требований Макарова С.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года определение суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В апелляционной жалобе представитель Макарова С.В. по доверенности Воронина Н.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое об удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Определением судебной коллегии от 21.02.2022 произведена замена ответчика Государственного Учреждения – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г.Краснодара его правопреемником Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю ввиду реорганизации юридического лица.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще в соответствии со статьями 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем направления заказной повестки с уведомлением по адресам, имеющимся в материалах дела, что подтверждается судебными уведомлениями с отчетом о вручении почтового отправления.

Кроме того, информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции заблаговременно размещена на сайте Краснодарского краевого суда.

Неявившиеся лица о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении слушания дела не просили.

С учетом требований статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Макаров С.В., года рождения, 11 октября 2019 г. обратился в ГУ УПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 20 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 14 января 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости заявителю отказано.

Как видно из решения пенсионного органа, в специальный страховой стаж для назначения досрочной пенсии независимо от возраста не засчитаны периоды: с 5 апреля 2013 г. по 19 мая 2013 г., с 17 июня 2013 г. по 25 сентября 2017 г., с 1 октября 2017 г. по 10 октября 2019 г. – в должности начальника поисково-спасательного подразделения в Краснодарском ПСО МЧС России им. 16 (филиал ФГБУ «Южный региональный ПСО МЧС России» с учетом дальнейших переименований в Краснодарский ПСО МЧС России им. 17 (филиал ФГКУ «Южный региональный ПСО МЧС России») в связи с тем, что Перечнем должностей и специальностей работников, дающим право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № , данная должность не предусмотрена.

В специальный страховой стаж для назначения досрочной пенсии по достижении возраста 40 лет, а также независимо от возраста не засчитаны периоды: с 24 января 2008 г. по 13 февраля 2008 г., с 15 декабря 2008 г. по 4 января 2009 г., с 16 мая 2009 г. по 31 мая 2009 г., с 18 января 2010 г. по 7 февраля 2010 г., с 10 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г. - спасателем 2 класса, с 6 декабря 2010 г. по 26 декабря 2010 г., с 10 мая 2011 г. по 5 июня 2011 г., с 12 декабря 2011 г. по 1 января 2012 г., с 14 мая 2012 г. по 10 июня 2012 г., с 29 октября 2012 г. по 18 ноября 2012 г. - спасателем 1 класса, с 20 мая 2013 г. по 16 июня 2013 г. - начальником поисково-спасательного подразделения в Краснодарском ПСО МЧС России им. 18 (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России»), поскольку в указанные периоды Макаров С.В. находился в учебном отпуске с 26 сентября 2017 г. по 30 сентября 2017 г., начальником поисково-спасательного подразделения в Краснодарском ПСО МЧС России им. М.Н. Нархова (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России»), поскольку в указанные периоды Макаров С.В. находился в отпуске без сохранения заработной платы,

Согласно решению ответчика специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» для назначения досрочной пенсии независимо от возраста составляет 8 лет 5 месяцев 7 дней, для назначения названной досрочной пенсии по достижении возраста 40 лет - составляет 14 лет 10 месяцев 11 дней.

В этой связи Макарову С.В. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от возраста отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа не менее 15 лет, а в назначении страховой пенсии по старости по достижении возраста 40 лет отказано ввиду отсутствия требуемого возраста 40 лет и требуемого специального стажа не менее 15 лет.

Как подтверждается трудовой книжкой Макарова С.В., 22 марта 2004 г. он принят на работу в ГУ Краснодарский поисково-спасательный отряд имени 19. МЧС России Филиал Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России на должность спасателя, 25 июня 2004 г. присвоена классная квалификация «спасатель», 15 сентября 2005 г. - «спасатель 3 класса», 3 октября 2005 г. - «спасатель-парашютист 3 класса», 22 марта 2007 г. - спасатель 2 класса», 9 сентября 2010 г. - спасатель 1 класса», 5 апреля 2013 г. переведен на должность начальника поисково-спасательного подразделения ПСС, в настоящее время организация переименована в Краснодарский поисково-спасательный отряд МЧС России им. 20 (филиал ФГБУ «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России».

Наличие у истца соответствующей квалификации спасателя, факт участия Макарова С.В. в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривался.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца в должности начальника поисково-спасательного подразделения в Краснодарском ПСО МЧС России им. В.М. Нархова с 5 апреля 2013 г. по 19 мая 2013 г., с 17 июня 2013 г. по 25 сентября 2017 г., с 01 октября 2017 г. по 10 октября 2019 г., суд первой инстанции пришел к выводу, что истец осуществлял работу в должности, не предусмотренной перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Для назначения досрочной страховой пенсии по вышеуказанному основанию по достижении возраста 40 лет у пенсионного органа также отсутствовали основания, поскольку на момент обращения истца требуемый возраст не достигнут и не имеется необходимого специального стажа 15 лет (фактически 14 лет 10 месяцев 11 дней).

Между тем, при принятии решения судом оставлено без внимания следующее.

Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно- спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

В соответствии с данными Перечнями право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости установлено: независимо от возраста только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формирования. По достижению возраста 40 лет: работникам, постоянно проработавшим спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций: командирам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного отряда и его заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной группы; начальникам центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спасательных отрядов и их заместителям по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательной службы и его заместители по поисково-спасательной работе; начальникам поисково-спасательного подразделения, спасателям 1,2,3 классов, спасателям международного класса.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (ранее подпункт 16 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ), основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. № 551-О-П).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», пункта 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды льготной работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представляемых страхователями в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ с проставлением соответствующих кодов на основании документов, подтверждающих необходимые сведения.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.

Между тем, данные обстоятельства не учтены судом нижестоящей инстанции при принятии обжалуемого решения, сведения о наличии кода льготы в сведениях индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица не истребованы, в связи с чем, его выводы об отказе в удовлетворении заявленных требований нельзя признать обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным. Согласно с пунктами 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение суда первой инстанции указанным требованиям не соответствует ввиду следующего.

В целях исполнения указаний вышестоящего суда, отраженных в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года, и установления юридически значимых обстоятельств судом апелляционной инстанции истребована информация по кодам льгот по должностям, которые занимал Макаров С.В. в спорные периоды трудовой деятельности.

Согласно сведениям, представленным филиалом ФГКУ «» от 11.02.2022 № Макаров С.В. в период с 01.01.2008 по 04.04.2013 работал в должности спасателя код льготы 28-СП, 27-СП (26534), с 05.04.2013 по 30.06.2015 в должности начальника поисково-спасательного подразделения код льготы 27-СП, (24801), с 01.07.2015 по 31.12.2019 в должности начальника поисково-спасательного подразделения код льготы 30-СП, 27-СП (24801), аналогичные сведения содержатся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Согласно пункту 2.3.7 Порядка заполнения формы «сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-стаж)», формы «сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и учтенных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», утвержденного постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года № 507п, в графе 9 «Особые условия труда (код)» указываются периоды работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии. Коды особых условий указываются в соответствии с разделом «Коды особых условий труда, используемые при заполнении форм «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)» Классификатора. При этом пунктом 2.3.8 названного Порядка определено, что код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2016, № 27, ст. 4183) (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с разделом коды «Условия досрочного назначения страховой пенсии: основание», используемые при заполнении форм «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)» работа спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, подлежащая учету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии обозначенная кодом 27-СП:

- с 01.01.1996 по 31.12.2001 на основании статьи 78.2 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

- с 01.01.2002 по 31.12.2008 на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года № 702 «Об утверждении Перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», а также обозначенная кодом 28-СП:

- с 01.01.2009 по 31.12.2014 на основании подпункта 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 г. № 702 «Об утверждении Перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»

- с 01.01.2015 на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно справке, выданной Краснодарским поисково-спасательным отрядом МЧС России им. 21 17 марта 2020 г. №10, Макаров С.В. работает в Краснодарском поисково-спасательном отряде МЧС России им. 22 в должности спасателя 1 класса с 22 марта 2004 г. (приказ № от 22 марта 2004 г.) и начальника ПСП с 5 апреля 2013 г. На данного сотрудника произведены отчисления страховых взносов по дополнительному тарифу, установленному в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах» в полном объеме с 1 января 2013 г. по настоящее время.

Из заключения государственной экспертизы условий труда от 27.04.2022 № , выполненного ведущим консультантом отдела государственной экспертизы условий труда управления труда министерства труда и социального развития Краснодарского края 23. на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.02.2022, следует, что работа Макарова С.В. в периоды с 2008 г. по 2009 г. в должности спасателя 2 класса и с 2013 г. по 2019 г. в должности начальника поисково-спасательного подразделения в Краснодарском ПСО им. 24 МЧС РФ (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России») соответствует требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предъявляемым к досрочному назначению страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и дает ему право претендовать на досрочное назначение страховой пенсии за выслугу лет до достижения им сорокалетнего возраста по «Перечню должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. № 702, как лицу, проработавшему не менее 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, независимо от возраста.

Делая такой вывод, эксперт руководствовался отчетами о проведении специальной оценки условий труда на рабочем месте «начальник поисково-спасательного подразделения», проведенной в 2016 году и в 2022 году, доказательствами, представленными в его распоряжение, и следующим:

Согласно статье 1 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатель – гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ, а статус спасателей совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Согласно пункту 3 статьи 9 того Федерального закона № 151-ФЗ к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

В силу требований статьи 23 названного Закона, граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. При принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о книжке спасателя утверждено приказом МЧС России от 6 ноября 2019 г. № 646.

Статьей 24 Федерального закона № 151-ФЗ установлено, что спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

Таким образом, в Перечне в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по достижении 40 лет предусмотрены должности, на которых заняты работники не аттестованные в соответствующем порядке на работу спасателями (различных категорий) и не имеющие статус спасателя. Тогда как Перечнем на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет предусмотрены спасатели, имеющие аттестацию, соответственно, имеющие книжку спасателя, и поэтому приобретшие статус спасателя (без класса, 3-го, 2-го, 1-го и международного класса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 693 утвержден Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в который включены должности спасателя 2 класса и начальника поисково-спасательного подразделения, по которым работал истец в Краснодарском ПСО МЧС России им. 25 (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России») в рассматриваемые судом периоды.

Согласно представленным на экспертизу документам, в том числе выданных работодателем, Макаров С.В. имеет книжку спасателя с 26 июня 2004 года, установленного образца серия номер проходит аттестацию в соответствии с «Положением о проведении аттестаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приоретающих статус спасателя», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № , отметки о прохождении очередной аттестации на статус спасателя указаны в его книжке спасателя. Также в книжке спасателя Макарова С.В. отражено участие истца в качестве спасателя в поисково-спасательных работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из изложенного следует, что Макаров С.В. на протяжении всего периода своей работы в Краснодарском ПСО МЧС России (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России») с момента прохождения первой аттестации 26 июня 2004 года по настоящее время имеет статус спасателя и участвует в поисково-спасательных работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве спасателя.

В соответствии с пунктом 10 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федераций от 31 марта 2011 г. № «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На протяжении всего периода своей работы в Краснодарском ПСО МЧС России (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России») с 22 марта 2004 г. по настоящее время, включая спорные периоды с 2008 г. по 2009 г. в должности спасателя 2 класса и с 2013 г. по 2019 г. в должности начальника поисково-спасательного подразделения, Макаров С.В. осуществлял функциональные обязанности спасателя, непосредственно участвуя в поисково-спасательных работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно справке от 17 марта 2020 г. № , представленной Краснодарским ПСО МЧС России им. В.М. 26 (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России»), за сотрудника Макарова 27 работодатель производил отчисления страховых взносов по дополнительному тарифу, установленному статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в полном объеме с 1 января 2013 года по настоящее время.

В соответствии с отчетами о проведении специальной оценки условий труда на рабочем месте «начальник поисково-спасательного подразделения», проведенной в 2016 году и в 2022 году, на рабочем месте Макарова С.В. в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н, условия труда оценены как опасные с классом 4, что соответствует требованиям для условий назначения страховой пенсии по старости, изложенных в части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Гарантии и компенсации работнику Макарову С.В., занятому на работах с опасными условиями труда, на рабочем месте № 19 «начальник поисково-спасательного подразделения», работодателем предоставляются обоснованно, размер и порядок предоставления указанных гарантий (компенсаций) соответствует требованиям законодательными иных нормативных правовых актов, иных документов.

Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.

Судебной коллегией установлено, что заключение судебной экспертизы соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в ней содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы, приведены ссылки на законодательные акты, и документы, представленные на государственную экспертизу условий труда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Квалификация эксперта подтверждена, выводы эксперта согласуются с иными документами, имеющимися в материалах дела, сторонами не оспорены и документально не опровергнуты. Материалы дела не содержат доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 30 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» принятие дополнительных (новых) доказательств в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оформляется вынесением определения с указанием в нем мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу об относимости и допустимости данных доказательств.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заключение государственной экспертизы условий труда является относимым, допустимым и достоверным доказательством по данному делу.

С учетом установленных обстоятельств, требований действующего законодательства, принимая во внимание, что в нарушение требований части 2 статьи 56 ГПК РФ суд первой инстанции не разрешил вопросы, ответы на которые имеют существенное (основополагающее) значение для правильного разрешения спора, не установил юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия приняла в качестве дополнительного (нового) доказательства по делу заключение государственной экспертизы условий труда, что нашло свое отражение в протоколе судебного заседания.

Учитывая приведенное правовое регулирование, а также установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда нижестоящей инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорных периодов работы истца в должности спасателя и начальника поисково-спасательного подразделения в специальный стаж, дающий правой на досрочное назначение трудовой пенсии.

Принимая во внимание, что данными трудовой книжки, книжки спасателя, справок, уточняющих особый характер работы истца, оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в пенсионный орган с 01.01.2013 по настоящее время, наличие кода льгот 27-СП и 28-СП по должностям, занимаемым истцом в спорные периоды, сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждено, что Макаров С.В., выполняя работу в должности начальника поисково-спасательного подразделения, помимо осуществления руководства поисково-спасательным подразделением и координирования деятельности оперативных групп подразделения, как в режиме готовности в условиях чрезвычайных ситуаций, так и в режиме повседневной деятельности, выполнял обязанности спасателя, непосредственно принимая участие в проведении поисково-спасательных работ и первоочередных аварийно-восстановительных работах, добиваясь их соответствия лучшим образом в целях своевременного оказания помощи пострадавшим, оказавшимся в экстремальной ситуации, предотвращения материального ущерба на основе широкого внедрения новой техники и оборудования, совершенствования управления в условиях чрезвычайной ситуации и осуществляя личное руководство аварийно-спасательными и поисково-спасательными работами, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж, дающий правой на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов его работы в должности начальника поисково-спасательного подразделения в Краснодарском ПСО им. 28 (филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России») с 5 апреля 2013 г. по 19 мая 2013 г., с 17 июня 2013 г. по 25 сентября 2017 г., с 1 октября 2017 г. по 10 октября 2019 г.

Также судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, рекомендациям Международной организации труда от 24.06.1974 № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», установив, что в периоды нахождения истца в учебных отпусках за ним сохранялось место работы и средний заработок, приходит к выводу об удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения в учебном отпуске с 24 января 2008 г. по 13 февраля 2008 г., с 15 декабря 2008 г. по 4 января 2009 г., с 16 мая 2009 г. по 31 мая 2009 г., с 18 января 2010 г. по 7 февраля 2010 г., с 10 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г. - спасателем 2 класса, с 6 декабря 2010 г. по 26 декабря 2010 г., с 10 мая 2011 г. по 5 июня 2011 г., с 12 декабря 2011 г. по 1 января 2012 г., с 14 мая 2012 г. по 10 июня 2012 г., с 29 октября 2012 г. по 18 ноября 2012 г., с 20 мая 2013 г. по 16 июня 2013 г., поскольку указанные периоды входят в периоды работы истца в должности спасателя в поисково-спасательной службе, которые включены в специальный стаж ответчиком, а период с 20 мая 2013 г. по 16 июня 2013 г., входит в период работы истца в должности начальника поисково-спасательного подразделения, который включен в специальный стаж судом.

Учитывая характер, специфику и условия осуществляемой истцом работы в спорные периоды, осуществление им функций спасателя и участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что стаж, дающий истцу право на получение досрочной пенсии до достижения сорокалетнего возраста, с учетом периодов, включенных судом дополнительно к специальному стажу в размере 8 лет 5 месяцев 7 дней, и включенному непосредственно Пенсионным фондом на день обращения истца за назначением пенсии - 11 октября 2019 года составляют необходимую продолжительность специального стажа 15 лет, в связи с чем право на получение пенсии независимо от возраста в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» возникает у истца с 11 октября 2019 года, следовательно, решение ответчика об отказе в назначении Макарову С.В. пенсии по указанному основанию нельзя признать законным.

При установлении оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение

С учетом изложенного, судебная коллегия, приходит к выводу, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 сентября 2020 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя Макарова С.В. по доверенности Воронина Н.А. удовлетворить.

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 сентября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Макарова 29 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе г. Краснодара № от 14 января 2020 года об отказе в назначении Макарову 30 страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях»

Возложить на Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю обязанность включить в стаж для досрочного назначения Макарову 31 страховой пенсии по старости периодов нахождения в учебных отпусках с 24 января 2008 г. по 13 февраля 2008 г., с 15 декабря 2008 г. по 4 января 2009 г., с 16 мая 2009 г. по 31 мая 2009 г., с 18 января 2010 г. по 7 февраля 2010 г., с 10 мая 2010 г. по 6 июня 2010 г. - спасателем 2 класса, с 6 декабря 2010 г. по 26 декабря 2010 г., с 10 мая 2011 г. по 5 июня 2011 г., с 12 декабря 2011 г. по 01 января 2012 г., с 14 мая 2012 г. по 10 июня 2012 г., с 29 октября 2012 г. по 18 ноября 2012 г., в должности спасателя 2 класса в ГУ «Краснодарском ПСО им. 32 МЧС РФ», и с 20 мая 2013 г. по 16 июня 2013 г., а также периодов работы в должности начальника поисково-спасательного подразделения ГУ «Краснодарском ПСО им. 33 МЧС РФ» филиал ФГКУ «ЮРПСО МЧС России» с 5 апреля 2013 г. по 19 мая 2013 г., с 17 июня 2013 г. по 25 сентября 2017 г., с 1 октября 2017 г. по 10 октября 2019 г., и назначить Макарову С.В. досрочно страховую пенсию по старости с 11 октября 2019 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Рогова С.В.

Судьи Малахай Г.А.

Пархоменко Г.В.