Председательствующий по делу Дело № 33-4487-2014
Першутов А.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей Смолякова П.Н., Карабельского А.А.
при секретаре Гайгул И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 25 ноября 2014 года гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Автохозяйство технологического транспорта» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,
по апелляционным жалобам представителя администрации городского поселения «Город Краснокаменск» Ермошина Э.А. и представителя ООО «Автохозяйство Технологического Транспорта» Притулина А.А.,
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 июля 2014 года, которым постановлено: иск Краснокаменского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Общества с ограниченной ответственностью «Автохозяйство технологического транспорта» по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в 20 метрах от входа в Гаражно-потребительский кооператив № 6 г. Краснокаменска Забайкальского края. Обязать администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и Общество с ограниченной ответственностью «Автохозяйство технологического транспорта» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 20 метрах от входа в Гаражно-потребительский кооператив № 6 г. Краснокаменска Забайкальского края, в срок до 01 октября 2014 года. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Автохозяйство Технологического Транспорта» в доход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Краснокаменской межрайонной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Автохозяйство технологического транспорта» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, ссылаясь на следующее. В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение законодательства в сфере сбора утилизации и уничтожения биологических отходов на территории городского поселения «Город Краснокаменск» в 20 метрах от входа в гаражно-строительный кооператив № 6 находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, строительного мусора, имеются следы сжигания ТБО и строительного мусора, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» возложенные на нее в силу п.18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.п.1, 2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытового и строительного мусора не исполняются. Просил признать бездействие администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и ООО «Автохозяйство технологического транспорта» незаконным, обязать администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и ООО «Автохозяйство технологического транспорта» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в 20 метрах от входа в гаражно-потребительский кооператив №6 г. Краснокаменска Забайкальского края в срок до 1 октября 2014 года (л.д.3-4, 110).
Определением суда от 6 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, Гаражно-строительный кооператив № 6 (л.д.35-36).
Определением суда от 30 мая 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Автохозяйство технологического транспорта» (л.д.84-87).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 116-120).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края Ермошин Э.А., действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что в соответствии с действующим законодательством администрация района обязана лишь организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, но не заниматься непосредственным вывозом мусора и ликвидацией свалок. Сбором мусора в городе Краснокаменск занимается ООО «Автохозяйство технологического транспорта», которому на основании договора аренды передан имущественный комплекс. Полагает, что в силу ст. 24 Земельного кодекса РФ администрация муниципальных районов поселения, являющаяся собственником земельных участков, обязана принимать меры по очистке земельных участков. Обращает внимание на то, что исполнить решение суда затруднительно, так как точное местоположение свалки не определено, кроме того администрация не была извещена о проведении проверки по факту нарушения действующего законодательства (л.д.128)
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности генерального директора ООО «Автохозяйство технологического транспорта» Притулин А.А., ставит вопрос об отмене решения суда в части заявленных требований к ООО «Автохозяйство технологического транспорта» как незаконного и необоснованного. Ссылается на то, что удаление и обработка твердых отходов, уборка территории, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется Обществом на основании возмездного договора (договора об оказании услуг). Обращает внимание, что со стороны Общества обязанности по договору аренды исполняются надлежащим образом. Ссылаясь на положения ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» указывает на то, что общество не должно выполнять обязанностей муниципального образования в лице администрации городского поселения «Город Краснокаменск» (л.д. 137-141).
В возражениях на апелляционные жалобы глава администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края Колов Г.Н. просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения (л.д. 162-165).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно жалоб, выслушав представителя ответчика ООО «Автохозяйство технологического транспорта» Куповых С.Ю., поддержавшую доводы апелляционной жалобы Общества, прокурора прокуратуры Забайкальского края Дьячкову Ж.В. о том, что решение суда в части возложения обязанности на общество подлежит отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования, т.е. в данном случае городское поселение обязано совершить действия, непосредственно направленные на ликвидацию свалок и очистку земельных участков от мусора.
Как установлено судом, несанкционированная свалка расположена на территории городского поселения «Город Краснокаменск».
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о возложении на администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из материалов дела следует, что установить собственника бытовых отходов, находящихся недалеко от Гаражно-потребительского кооператива № 6 г. Краснокаменска, не представилось возможным.
Следовательно, являются несостоятельными ссылки апелляционной жалобы на то, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на иное лицо.
Иные доводы жалобы представителя городского поселения не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правовых оснований и направлены на иное применение и толкование закона.
Вместе с тем судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном возложении на Общество с ограниченной ответственностью «Автохозяйство технологического транспорта» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Разрешая спор по существу и обязывая названное Общество ликвидировать несанкционированную свалку, суд исходил из того, что ООО «Автохозяйство технологического транспорта», принявшее в аренду у муниципального унитарного предприятия «Краснокаменское автотранспортное предприятие» имущественный комплекс, уполномочено осуществлять на территории городского поселения «Город Краснокаменск» удаление и обработку твердых отходов, уборку территории и аналогичную деятельность, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения (к которым относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора), исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно ст. ст. 50, 51 указанного Федерального закона для решения вопросов местного значения в собственности муниципальных образований может находиться имущество (в частности, имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора), органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, возложение на юридических лиц обязанности по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерно.
В нарушение ст. 131 ГПК РФ прокурор в исковом заявлении не привел правовых оснований для признания бездействия Общества незаконным и для возложения обязанности ликвидировать свалку.
Как усматривается из материалов дела и подтверждается объяснениями представителя ООО «Автохозяйство технологического транспорта», администрация Краснокаменска, реализуя свои полномочия, субсидий из бюджета муниципального образования на возмещение затрат при оказании услуги по сбору и вывозу мусора с территории городского поселения не предоставляет.
Суждения суда об обязанности Общества по ликвидации несанкционированной свалки, установленной в договоре аренды № 01-15-08/147, не могут быть признаны обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 656 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды предприятия в целом, как имущественного комплекса, использованного для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства.
Таким образом, договор аренды является обязывающим относительно переданного имущества (арендодатель обязан передать имущество арендатору; арендатор обязан вносить арендную плату), а не относительно передачи полномочий по решению вопросов местного значения.
Кроме того, договор аренды предприятия в силу пункта 2 статьи 658 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В материалах дела не имеется сведений о том, что названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Соответственно, у суда не имелось оснований возлагать на Общество обязанность, которая законом возложена на орган местного самоуправления.
Принимая во внимание изложенное выше, требование прокурора об обязании ООО «Автохозяйство технологического транспорта» ликвидировать несанкционированную свалку является необоснованным, поэтому судебная коллегия находит решение суда в указанной части подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований к названному Обществу.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 июля 2014 года в части признания бездействия незаконным, возложения на ООО «Автохозяйство технологического транспорта» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и взыскания государственной пошлины отменить.
Принять в данной части новое решение.
Исковое заявление Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Автохозяйство технологического транспорта» о признании бездействия незаконными и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, оставить без удовлетворения.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу городского поселения «Город Краснокаменск» без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Пичуев
Судьи П.Н. Смоляков
А.А. Карабельский